- Как правильно эксплуатировать машину с кондиционером и климат-контролем
- Отличия кондиционера и климат-контроля
- Рекомендации по эксплуатации автомобильных климат-систем
- Выводы
- Климат-контроль: Обслуживание и эксплуатация
- Обслуживание кондиционеров: «Климат» нужно беречь
- Радиатор-конденсор
- Чистим соты радиатора-конденсора с помощью струи сжатого воздуха или струи воды невысокого давления (под прямым углом к плоскости радиатора для лучшей чистки и во избежание деформации сот).
- Рихтуем соты радиатора-конденсора (если они деформированы) с помощью пинцета или другого удобного инструмента.
- Эксплуатация
- Защитная сетка под решетку радиатора – очень важный элемент, предохраняющий радиатор-конденсор от засорения насекомыми, мусором и от повреждений камнями. Эту сетку никто из производителей не устанавливает, поэтому такую защиту придется придумать, сделать и установить самостоятельно.
- Заправка или дозаправка
- Золотник «кондишина» больше, чем колесный, но тоже может потерять герметичность.
- Отсутствие или малый уровень хладагента способствует ухудшению компрессора кондиционера и его заклиниванию.
- Информация о типе хладагента, требуемом его количестве и марке масла часто размещается на специальной табличке в моторном отсеке автомобиля с кондиционером или системой климат-контроля.
- Если из системы «пропадает» хладагент, ее следует заправить спецкрасителем.
- Радиатор-испаритель
- Расходники
Как правильно эксплуатировать машину с кондиционером и климат-контролем
Простейшие рекомендации по использованию кондиционера и климат-контроля позволят обеспечить максимальную эффективность таких систем, а автовладелец избежит серьезных поломок, сократив свои расходы.
Общеизвестно, что наличие на автомобиле кондиционера является настоящим спасением для каждого водителя. Такие климатические устройства способны поддерживать в салоне машины постоянную температуру, они просты в эксплуатации, необходимо лишь своевременно и грамотно обслуживать такую технику, что и станет залогом отсутствия каких-либо проблем и серьезных поломок. Предлагаем вам дельные советы по эксплуатации автомобильных кондиционеров.
Отличия кондиционера и климат-контроля
Первоначально, появившись на автомобилях в девяностых годах прошлого века, кондиционеры представляли собой достаточно простые устройства, имеющие ограниченный функционал. Основным назначением такого устройства являлось быстрое охлаждение салона, при этом автовладелец не мог регулировать температуру, а всё что было можно сделать, это перекрыть створки воздуховодов, уменьшая или увеличивая поступление в салон холодного воздуха. Подобные устройства были не слишком удобными в эксплуатации, часто приводили к простудным заболеваниям у водителей и пассажиров, что отрицательно сказывалось на их популярности у автовладельцев.
В последующем появились продвинутые системы климат-контроля, которые полностью управлялись автоматикой, позволяли устанавливать температуру охлаждения салона, что повышало удобство их использования. Теперь из воздуховодов дует мягкий прохладный воздух, а не ледяная струя, как-то было ранее со стандартными кондиционерами. Такие системы климат контроля могут выполняться раздельными на водителя и переднего пассажира, а особенно продвинутые модели имеют четыре зоны, эффективно охлаждая каждое посадочное место в салоне автомобиля.
Рекомендации по эксплуатации автомобильных климат-систем
Автовладельцу следует избегать включения климатического устройства в тех случаях, когда машина долго стояла на жаре, при этом салон и кузов просто раскален, что приводит к существенному перепаду температур. Это позволит снизить нагрузку на автомобильный кондиционер, предупреждает резкий перепад температур, что может привести к возникновению различных неприятных острых и хронических заболеваний. Чтобы решить подобную проблему необходимо открыть все стёкла, проехать буквально пару минут на небольшой скорости, что позволит обновить воздух в салоне, слегка его охладить, лишь после этого включают кондиционер, активировав режим быстрого охлаждения. В последующем потребуется лишь установить оптимальную температуру, а автоматика будет поддерживать ее самостоятельно.
Необходимо правильно отрегулировать направление холодных потоков воздуха из воздуховода, что позволит полностью предупредить возникновение простуды, основной причиной которой является резкий перепад температуры. С появлением климат-контроля подобная проблема была отчасти решена, однако всё же не лишним будет направить поток на панель приборов или вдоль центрального тоннеля, что позволит избежать резкого охлаждения и серьёзных перепадов температур, которые и приводят к таким неприятным последствиям.
Часто автовладельцы направляют струю холодного воздуха из кондиционера на лобовое стекло, что может привести к его повреждению. Под воздействием солнечного света лобовое стекло может нагреваться до 50 градусов и более. Возникает существенная разница температур, в особенности, когда на него попадает холодный воздух из кондиционера. Стекло по этой причине может лопнуть или на нём появляются трещины, избавиться в последующем от которых крайне сложно.
Нужно помнить о том, что в качестве профилактики поломок всех подвижных элементов, шарниров и подшипников следует несколько раз в месяц включать кондиционер даже на 3-5 минут работы. Это позволит гарантировать правильную работу испарителя, предупреждается растрескивание соединений, обеспечивается максимальная герметичность системы. Поэтому возьмите себе за правило включать кондиционер два раза в месяц, вне зависимости от того, зима или лето на улице. Это станет отличной профилактикой различных серьезных поломок, ремонт которых обойдется автовладельцам в солидную сумму.
Курить в салоне автомобиля, где работает кондиционер или система климат-контроля не рекомендуется. Дело в том, что содержащиеся в сигаретном дыму многочисленные смолы попадают в систему, оказываются в испарителе, что приводит к его полному выходу из строя. В последующем ремонт этого узла обойдется в значительную сумму, так как требуется вскрывать всю центральную панель, менять испаритель или выполнять их сложную и дорогостоящую очистку.
Нужно помнить об обязательном ежегодном обслуживании кондиционеров, что выполняется в условиях специализированного сервиса. Такая работа имеет не слишком высокую стоимость, при этом профессионалы прокачают всю систему, заменят при необходимости антифриз, выявят повреждения и трещины в соединениях. Это позволит не только обеспечить максимальную эффективность работы кондиционера, но и предупредит серьезные поломки, которые часто возникают на такой технике, которую ее владельцы не обслуживают и не ремонтируют.
Предупредить образование конденсата и неприятного запаха, который может часто доноситься из воздуховодов кондиционера, можно следующим. За несколько минут до окончания поездки следует выключить кондиционер, включив на максимум печку и продуть горячим воздухом вентиляционную систему. Тем самым можно подсушить воздуховоды и каналы, что является отличной профилактикой появления плесени, грибка и различных неприятных запахов. Раз в год при выполнении сервисного обслуживания вся система дезинфицируется с помощью соответствующей химии, что позволяет гарантировать полную безопасность использования таких автомобильных кондиционеров.
При необходимости ремонта автомобильных кондиционеров следует обращаться исключительно в специализированные компании, которые предоставляют профессиональные услуги и выдают соответствующие гарантии на проведённую ими работу. А вот обращаться к гаражным специалистам, в квалификации которых вы сомневаетесь, всё же не следует, так как подобное может привести в последующем к серьёзным поломкам, при этом эксплуатировать такой кондиционер становится просто небезопасным.
Выводы
Следуя таким простейшим советам и рекомендациям, можно избежать серьезных поломок кондиционеров, климат будет работать с максимальной эффективностью, не доставляя автовладельцу каких-либо хлопот.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cartechnic.ru/kak-pravilno-ekspluatirovat-mashinu-s-kondicionerom-i-klimatkontrolem-5cb62a5b24122700afbdf892
Климат-контроль: Обслуживание и эксплуатация
Система климат-контроля в автомобиле происходит из «рода» холодильной техники, самый близкий родственник ее – климатические установки для помещений. И если не вдаваться глубоко в нюансы термодинамики и техники, то устройство системы представляется достаточно простым. Основные ее части – кондиционер, датчики и электронный блок управления.
Центр всей системы – кондиционер. По своему устройству он похож на холодильник и представляет собой герметичную систему из двух радиаторов – «горячего» (он же конденсатор) в моторном отсеке и «холодного» (он же испаритель) в салоне, рабочего термовещества – фреона и компрессора, его перекачивающего. Постоянно циркулируя по системе трубок из одного радиатора в другой, фреон охлаждается (отдает тепло) и конденсируется, становясь жидкостью в «горячем» радиаторе, а затем, проходя через «холодный», распыляется внутри радиатора через вентиль и, испаряясь, уже сам поглощает тепло, охлаждая радиатор и, соответственно, воздух, который и подается вентилятором в салон машины.
Когда кондиционер впервые появился на автомобилях (естественно, на самых дорогих и сначала только как элит-опция), казалось, что комфорт в классе «люкс» уже достигнут. Однако погода за окном переменчива, и чтобы все время ездить в машине с полюбившимся климатом с 19 °С, нужно было постоянно подстраивать кондиционер сообразно внешней среде. Такая необходимость отпала с развитием автоэлектроники, когда к кондиционеру добавили датчики и блок-контроллер.
Назначение электронной части системы – управление кондиционером и поддержание заданного пользователем температурного режима. Технически это осуществляется с помощью ряда датчиков, которые в каждый момент времени измеряют температуру «за бортом», в салоне автомобиля, а также давление внутри системы кондиционера.
В самых современных из них конструкция совершенствуется по пути увеличения числа датчиков и, соответственно, считываемых параметров (например, инженеры Land Rover добавили «датчик солнца»), что позволяет точнее поддерживать выбранный режим.
Сигналы со всех датчиков поступают на электронный блок управления, который обрабатывает их и, сообразно результатам, посылает сигналы на устройства управления кондиционером. Здесь блок управляет электромуфтой компрессора, вентилятором кондиционера и положением воздушных заслонок с электроприводами, посредством которых смешиваются потоки охлажденного и неохлажденного воздуха, при этом создается нужная температура в салоне.
Наиболее часто встречающаяся пользовательская проблема с кондиционером – это когда при включении после «зимней спячки» обнаруживается, что он либо «не холодит» совсем, либо «холодит слабо». Подобные явления, впрочем, могут произойти и посреди лета, после того как кондиционер некоторое время проработал исправно.
В большинстве случаев причиной тому – утечка фреона. Возникает она, в основном, из-за коррозии металла и износа уплотнений в системе. Фреон может уходить в любом месте – из-под сальника компрессора, ниппеля, шланга, но чаще всего из радиатора и трубок.
По техническим требованиям они делаются из алюминия и повреждаются дорожной грязью и солью, летящими под капот. Грязь также забивает соты радиатора кондиционера, который, стоя впереди, принимает на себя весь поток. Это также часто оказывается причиной того, что кондиционер начал «холодить» слабее.
Типичный симптом такого засорения – снижение эффективности кондиционера при стоянии в пробке и появление ее при скоростном движении. Тот же симптом, впрочем, может указывать и на другую неисправность – отказ вентилятора, обдувающего радиатор кондиционера.
От сезонного простоя нередко возникают и проблемы с компрессором. Он смазывается растворенным во фреоне специальным маслом, которое во время бездействия стекает из агрегата. И при включении «сухой» компрессор либо заклинивает, либо он начинает вращаться с характерным грохочущим звуком, возникающим от трения без смазки, которое, само собой, способно сильно приблизить выход из строя.
Еще одна очень часто встречающаяся проблема, возникающая, как правило, уже после начала эксплуатации, – это слабый поток воздуха при максимальных оборотах вентилятора. Причиной здесь оказывается засорение пылью фильтра очистки воздуха, через который воздух поступает в салон.
Сравнительно реже выходят из строя электроприводы заслонок и электроника – датчики – и (довольно редко) блок управления. Единственной, более-менее типичной причиной в этом случае оказывается, пожалуй, разве что банальное разрушение контактов и проводки, возникающее вследствие все той же коррозии от грязи и соли.
С появлением солнца и тепла оживает и рынок услуг по ремонту и обслуживанию кондиционеров, предоставляемых как на сертифицированных станциях у официальных дилеров, так и достаточно большим числом разного уровня СТО и мастерских. Уже глядя на стоимость запчастей, климат-контроль дешевой системой не назовешь.
Так, цены на компрессор кондиционера для иномарок среднего класса начинаются от $500, радиатор стоит $300-500 и даже выше, фрагменты трубок – $50-150. Прибавим сюда стоимость нормо-часа работ на станции – от $30 до $60, (а замена деталей кондиционера объективно требует достаточно много времени) – и получим вполне ощутимую для бюджета сумму.
Традиционно пользующаяся спросом сезонная услуга – заправка фреоном, за которую просят в среднем от $100-150 на фирменном сервисе и до $40-60 в мастерских.
Кстати, стоит знать, что фреон бывает разный: в кондиционерах машин старше 10-15 лет применялся фреон марки R-12, который, как выяснилось, разрушает озоновый слой Земли, поэтому с начала 90-х начали использовать экологически безвредный – марки R-134а.
Новый фреон плотнее, поэтому в старых машинах, у которых кондиционер сделан под R-12, заправлять R-134а нельзя, иначе выйдет из строя слишком слабый для него компрессор. Впрочем, вряд ли владельца такой машины потянет на «экологию» – R-134а заметно дороже и стоит $8-10 за килограмм против $1-2 за кг старого R-12 (на заправку требуется, в большинстве систем, не более 1.5 кг).
Тут и у владельцев достаточно «свежих» машин, когда прошли сроки гарантийного обслуживания, появляется соблазн сэкономить, тем более что более легкий R-12 меньше нагружает компрессор и кондиционер будет лучше «холодить». Однако на сертифицированных станциях R-12 не заправляют, а при заправке в различных «местных мастерских» нередки «недо-» и (что еще хуже) «перезаправки», когда в систему, из-за неточного оборудования или невнимательности механика, закачивают лишних 200-300 граммов.
От этого возникает повышенное давление, которое недопустимо нагружает систему, а ее, учитывая стоимость деталей, нужно беречь. Вообще, недорогое низкопрофессиональное обслуживание очень часто вместо экономии приносит обратный результат. (Эту обширную и серьезную тему мы осветим в одном из будущих номеров).
Система климат-контроля требует внимания, но (это касается любой системы современного автомобиля) пользовательское обслуживание ее минимально. В первую очередь автовладельцу, обнаружившему, что кондиционер стал хуже «холодить», не стоит подолгу откладывать визит на сервис – всегда быстрее и дешевле устранить небольшую неисправность, чем затем делать более крупный ремонт.
Очень неплохо во время сезона простоя системы, в теплом гараже или на отапливаемой мойке (где температура выше +5 °С, иначе система не включится), запустить кондиционер и несколько минут дать ему поработать. При приближении же летнего сезона, не стоит дожидаться жары, когда кондиционер понадобится, – разумно с первым теплом опробовать его и, если что-то не в порядке, – не откладывая ехать на сервис. В это время на ремонт кондиционеров еще нет длинных очередей и на станции обслужат быстро.
Источник статьи: http://autoplus.su/pluses/1372-klimat-kontrol-obsluzhivanie-i-ekspluataciya.html
Обслуживание кондиционеров: «Климат» нужно беречь
Кондиционеры и системы климат-контроля в автомобилях нынче не относятся к разряду экзотики. Но если вам придется их ремонтировать, вы поймете, что лучше тщательно обслуживать эту систему во избежание поломки.
Кондиционеры и системы климат-контроля в автомобилях нынче не относятся к разряду экзотики. Но если вам придется их ремонтировать, вы поймете, что лучше тщательно обслуживать эту систему во избежание поломки.
К сожалению, в Украине некоторые «специалисты», обслуживающие автомобильные кондиционеры и системы климат-контроля, зачастую не понимают многих процессов, происходящих в этих устройствах, и не знают всех тонкостей их конструкции и особенностей работы. Поэтому ремонт у псевдоспециалистов чреват дополнительными затратами на покупку того, чего можно было бы и не покупать. Анализ поломок этих систем показывает, что часто при их правильной эксплуатации и обслуживании момент серьезного ремонта можно заметно отодвинуть.
На рынке сервиса автокондиционеров появились низкокачественные хладагент, масло и краситель, которые могут стать причиной еще более серьезной поломки систем.
Поэтому при необходимости обслуживания «кондишина» или климат-контроля
не ищите дешевизну!
Радиатор-конденсор
Радиатор-конденсор отвечает за теплообмен между атмосферным воздухом и рабочим газом системы кондиционирования, поэтому если на его поверхности скапливаются грязь и мусор, процесс теплообмена нарушается, а это приводит к перегреву компрессора, интенсивному износу его деталей и даже заклиниванию. По этой причине радиатор-конденсор следует поддерживать в чистоте и предохранять его от излишнего загрязнения и повреждений.
Обслуживаем радиатор-конденсор
Чистим соты радиатора-конденсора с помощью струи сжатого воздуха или струи воды невысокого давления (под прямым углом к плоскости радиатора для лучшей чистки и во избежание деформации сот).
Рихтуем соты радиатора-конденсора (если они деформированы) с помощью пинцета или другого удобного инструмента.
Чистим пространство между радиатором-конденсором и основным радиатором системы охлаждения двигателя. Иногда это можно сделать тонкой стальной линейкой, а иногда требуется демонтаж радиатора.
Эксплуатация
Защитная сетка под решетку радиатора – очень важный элемент, предохраняющий радиатор-конденсор от засорения насекомыми, мусором и от повреждений камнями. Эту сетку никто из производителей не устанавливает, поэтому такую защиту придется придумать, сделать и установить самостоятельно.
Одно из основных требований к системам кондиционирования воздуха в автомобиле – их нужно правильно эксплуатировать, избегая перегрузок. Правильная эксплуатация – прежде всего регулярное включение кондиционера, что исключает пересыхание уплонителей, которые при его работе смазываются маслом, также имеющимся в системе. В летнюю жару после стоянки желательно сначала проветрить машину – так после включения кондиционера салон быстрее охладится. При этом нельзя направлять воздухопотоки на ветровое стекло, иначе оно может треснуть.
Заправка или дозаправка
Еще один важный момент, влияющий на долголетие кондиционера (климат-контроля): он должен быть полностью заправлен необходимым количеством рабочего газа – хладагента. Если его в системе недостаточно, снижается производительность компрессора, ухудшается его смазка (циркуляция масла в системе), вследствие чего случается заклинивание. Особенно часто утечка хладагента происходит из-за того, что кондиционер не использовался длительное время. Кстати, из-за недостаточного количества хладагента может выйти из строя предохранительный демпфирующий шкив, что приводит к остановке компрессора.
Золотник «кондишина» больше, чем колесный, но тоже может потерять герметичность.
Отсутствие или малый уровень хладагента способствует ухудшению компрессора кондиционера и его заклиниванию.
Информация о типе хладагента, требуемом его количестве и марке масла часто размещается на специальной табличке в моторном отсеке автомобиля с кондиционером или системой климат-контроля.
Если из системы «пропадает» хладагент, ее следует заправить спецкрасителем.
При наличии регулярных утечек хладагента систему следует заправить фреоном со специальным красителем, который позволит с помощью ультрафиолетовой лампы обнаружить место утечки рабочего газа. Утечка хладагента может происходить из-за трещин в трубопроводах, радиаторах, потери герметичности клапанов заправочных вентилей (золотников), через потерявшие эластичность (из-за старости) сальники и другие резиновые уплотнения.
Радиатор-испаритель
Не следует забывать и о радиаторе-испарителе. Помимо того, что при его загрязнении возникает среда для размножения бактерий, еще и нарушается теплообмен, что, соответственно, ведет к снижению эффективности. Во избежание этого следует вовремя менять воздушный фильтр салона. При этом желательно использовать угольный – он лучше очищает воздух. Алюминиевые радиаторы-испарители нужно очищать только с помощью специальной автохимии. Поэтому перед такой «мойкой» нужно проконсультироваться у специалистов дилерской или специализированной СТО, например, «Генстар».
Расходники
В системе кондиционирования имеются узлы, которые по тем или иным причинам нужно периодически менять. Так, ресивер-осушитель (аккумулятор), как рекомендуют мастера по ремонту систем кондиционирования, необходимо менять при каждом выпуске хладагента из системы, а также разгерметизации системы независимо от причин, по которым она произошла. То есть это нужно делать даже при обычной замене какого-либо уплотнительного кольца. Дело в том, что в данных узлах находится адсорбент, рассчитанный на однократную установку, так как при контакте с окружающим воздухом он полностью насыщается влагой.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник статьи: http://www.autocentre.ua/opyt/poleznye-sovety/obsluzhivanie-konditsionerov-klimat-nuzhno-berech-266072.html