Волга была признана лучшим автомобилем

Волга была признана лучшим автомобилем


Первая легковая машина, самостоятельно разработанная советским автопромом, стала и его «первой ласточкой», нашедшей массового покупателя за границей. Просторный салон и багажник, представительная внешность, комфорт пассажиров благодаря независимой подвеске, ремонтопригодная ходовая часть (сказался опыт производства военной техники), — все эти качества более, чем кто-либо, оценили западные… таксисты.

Например, в Финляндии таксопарки в современном понимании появились именно благодаря экспортной «Победе» (ранее «машины с шашечками» в Суоми представляли собой мешанину разных марок и классов, без единого стандарта окраски кузова).

Справедливости ради, следует вспомнить, что советские авто стали продаваться за рубеж ещё до войны: впервые с нашими четырьмя колёсами широкая европейская публика познакомилась на Парижской всемирной выставке-1937. Но, в любом случае, тогда речь шла об эпизодических экспортных партиях в единицы, максимум — десятки легковых «Эмок». «Победы» же вышли на международный рынок всерьёз: только в 1950 году за кордон их уехало 5 тысяч — десятая часть от общего производства. Причём, как мы уже говорили, продажи шли в острой конкурентной борьбе с именитыми западными концернами.


На Всемирной выставке в Брюсселе-1958 «Волга» была признана лучшим автомобилем на континенте, после чего её стали покупать в 75 странах. О неубиваемости «двадцать первой» слагались легенды.

Говорят, однажды московские дипломаты так лихо рассекали по набережной Каира, что их «Волга» свалилась в Нил. Бедняжку вытащили на берег, завели с полоборота — и, к восторгу собравшейся толпы, покатили дальше!

Кстати, это был наш первый автомобиль, имевший серийную модификацию с правым рулём — для продажи англичанам, называвшим «Волгу» «рабочей лошадью». А бельгийцы именовали её ещё более прямолинейно: «танк на колёсах». И — покупали!

Читайте также:  Зеркала для автомобилей сузуки

Двигатель продаж — реклама. А лучшая реклама — победа в спорте! Так рассудили инженеры Московского автозавода, в 1968 году отправляя своё новое детище на ралли «Лондон-Сидней». Причём гоночная модель минимально отличалась от серийной: доработанная подвеска, штурманские приборы на передней панели, дополнительный бензобак. 16 тысяч километров супермарафона — и дебютант занимает четвёртое место на финише (из 96 стартовавших)! А потом — пьедесталы на ралли «Тур Европы-71», «-72», «-74»! Неказистый «Москвичок» становится международным бестселлером.

Среди старых заводчан ходит байка, будто на сертификационный краш-тест во Францию отправился именно его гоночный вариант, с усиленным кузовом, а вдобавок — с ящиком отборного армянского коньяка в багажнике…

Впрочем, думается, объективная причина успеха — всё-таки в том, что «412-й» являлся первой советской машиной, при разработке которой серьёзное внимание уделили пассивной безопасности. В лучшие годы доля экспорта «Москвичей» составляла 55-75% от общего объёма производства. В Бельгии даже работал завод, собиравший их для местного рынка из машинокомплектов под маркой Scaldia.

В 1960-м за рубеж было отправлено 30 тыс. советских легковушек. В 1970-м — уже 84 тысячи! Но — с учётом Азии, Африки и Варшавского блока; доля европейских капстран здесь не превышала 10%. Особенно продукцию нашего автопрома ценили в Скандинавии и Финляндии (не в последнюю очередь — за неприхотливость и устойчивость к морозам). Так, Москвич-408 стал самым продаваемым автомобилем в стране Суоми в 1965 и 1966 годах (12 тысяч реализованных экземпляров только за этот период). Но даже такие успехи померкли после ввода в строй нового гиганта — Волжского автозавода в начале семидесятых.

ВАЗ-2121 «Нива» (1977)

Первая самостоятельная (без опоры на фиатовскую базу) разработка тольяттинских инженеров. Триумфальный дебют на мотор-шоу в Париже, золотая медаль на международной выставке в Брно (1978). Приводятся цифры, что в первый же год «Нива» захватила до 40% европейского рынка внедорожников, но правильнее сказать, что популярный ныне класс малых городских полноприводников — именно она и создала.

В Австрию трёхдверная машина поставлялась под брендом Lada Taiga. В Англию — Lada Cossack. Занятный факт: в конце восьмидесятых целых 45 «Нив» закупила для разъездов по стройплощадкам дирекция строительства Евротоннеля под Ла-Маншем.

Особенно нашу ласточку полюбили жители гористых и пересечённых местностей — в той же Австрии, Исландии, Греции… За четверть века на экспорт уехало почти полмиллиона внедорожников. Любопытно, что в СССР «Нива» особой популярностью не пользовалась: для настоящей грязи — «паркетная», для семейного городского авто — маловместительная.

Однажды гонщик Луиджи Марторелли пересёк Сахару на ГАЗ-69 (который тогда производился в Ульяновске). И был настолько впечатлён внедорожными качествами «козлика», что связался с советским «Автоэкспортом», предложив немедленно начать поставки последней модели — УАЗ-469. Рекламу брал на себя. В итоге с 1973 по 1999 годы компания Martorelli продала на Апеннинах больше 6 тысяч «уазиков»!

Для европейского рынка их дорабатывали, ставили гидроусилители, дизели «Пежо». Брутальный ульяновец даже засветился в 4 сезоне культового сериала «Спрут» в качестве транспортного средства одного из мафиози.

Как свидетельствует справочник «Внешняя торговля СССР», в 1978 году советский автоэкспорт достиг пика: 388 тыс. легковушек на сумму свыше 500 млн рублей.

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы. Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта — пишите — адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующее данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.

Источник статьи: http://www.great-country.ru/articles/sssr/sov_delali/00033.html

«Танк во фраке»: история легендарной «Волги»

Этот автомобиль называли «танком» и «большим диваном», он был символом нескольких десятилетий и несбыточной мечтой для многих советских граждан, но в конце концов стал легендой отечественного автопрома.

Предшественницей «Волги» была знаменитая «Победа», та самая, которую чуть было не назвали «Родиной». Ее выпускали на Горьковском автозаводе с первого же послевоенного года — с 1946-го, и это была передовая по тем временам машина. Но к 1950-м она уже довольно сильно устарела как внешне, так и по агрегатной части. Так что 1953-й стал точкой отсчета для совершенно нового автомобиля.

Художник, или, как сказали бы сегодня, дизайнер этой машины, Лев Еремеев хотел сделать «Волгу» модной и современной, а потому во многом вдохновлялся американскими образцами. Авиационные и даже космические мотивы — вот что было актуально в автомобильном дизайне в те годы. В итоге эскиз получился элегантным, выразительным, совсем непохожим на прочие скромные и предельно функциональные советские транспортные средства.

В 1954-м появились первые опытные образцы. Для «Волги» сразу же разработали две коробки передач: механическую и автоматическую, — и прототипы, оснащенные разными трансмиссиями, отправились бороздить дороги Советского Союза. Например, их гоняли от Москвы до Крыма и обратно, а также заставляли месить бездорожную грязь на территории колхоза «Путь к коммунизму». Но в самых разных условиях «Волга» продемонстрировала превосходство над своей предшественницей «Победой». К тому же она была динамичнее.

В 1957-м «Волга», она же ГАЗ-21, встала, наконец, на конвейер. Ее выпуск приурочили к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве. Первая партия, около 30 тысяч машин, была не с привычным хромированным оленем на капоте, а с пятиконечной звездой. По легенде, маршалу Жукову на показе опытных образцов передняя часть автомобиля сначала не понравилась, вот на завод и отправили директиву: срочно переделать. Там-то якобы и придумали звезду, которая не могла не прийтись по душе полководцу. Позднее оформление «Волги» снова изменили.

«Акулья пасть» — выражение, понятное всем советским автомобилистам. Так называли новую облицовку решетки радиатора «Волги», которая появилась в 1958 году. Решетка представляла собой 16 вертикальных отверстий и выглядела довольно грозно. Одновременно поменяли бампер и указатели поворотов. В таком виде машину отправили на Международную брюссельскую выставку, где советская автомобильная экспозиция удостоилась Гран-при.

В Бельгии «Волгу» в шутку называли «танком на колесах», а в Скандинавии — «танком во фраке». В Англии же к ней относились как к «рабочей лошадке», хотя туда отправилось всего 15 автомобилей, причем это была специальная модификация с правым рулем. Довольно много таких машин ушло и в Индонезию. В Греции «Волга» была особенно популярна у таксистов, правда, из-за специфической манеры их вождения по Афинам расход топлива был несколько выше, чем предполагалось. Но автомобиль никогда и не относился к разряду экономичных.

Цена «Волги» в 1961 году составляла 5100 рублей, или 62 средние зарплаты. Для сравнения: «Москвич» стоил в два раза дешевле, а «Запорожец» — «всего» 22 месячных заработка.

Про «Волгу» часто говорят, что она такая живучая, потому что в ней якобы много железа. На самом деле толщина листа для крыши и днища автомобиля совсем небольшая. Правда, в годы выпуска первых машин существовала специальная технология, когда кузов после промывки и травления подвергался фосфатизации, а после еще и грунтовался особым образом. Потом его сушили, выравнивали грунтованные поверхности вручную, напыляли особый противошумный слой, он же дополнительный защитный. И только потом кузов окрашивали синтетической эмалью. Получалось надежно и долговечно.

В 1960-е «Волга» утрачивает былую помпезность и тяжеловесность, становится легче и изящнее. Хрома в ней становится значительно меньше, а «акулья пасть» сменяется «китовым усом» — так на водительском сленге именовалась новая решетка радиатора с 36 отверстиями вместо прежних 16. Фигурку оленя больше не устанавливают на капот: слишком уж часто ее свинчивают хулиганы. Место гордой газели занимает обычная небольшая эмблема.

В 1965-м на советские экраны выходит фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», который интересен не только трогательным образом Юрия Деточкина, но и сценами, в которых красивая бежевая «Волга» прямо-таки вальсирует в кадре, раскачиваясь в такт музыке. Ну и, конечно, совершенно пустынная МКАД выгодно контрастирует в этом фильме с современностью. Немудрено, что по сценарию Деточкин угонял именно «Волгу». Этот автомобиль в Советском Союзе был чем-то большим, чем просто транспортное средство. Он указывал на статус, привилегированное положение, уровень доходов. Долгое время «Волга» была самым роскошным автомобилем, который можно было приобрести в нашей стране частному лицу. По крайней мере, теоретически.

В 1972 году в модельном ряду появляется «Волга» с кузовом универсал. Удобный семиместный автомобиль с тремя рядами сидений станет исключительно ведомственным: купить его просто так практически невозможно. Эксплуатируемый в качестве такси и кареты скорой помощи универсал будет попадать в частные руки только «по знакомству», да и то после списания из соответствующего автопарка. Причина вполне в духе времени: такой автомобиль считается «вредным», ведь на нем куда проще перевезти свою продукцию с дачного участка и продать на рынке, а это коммерция и спекуляция. Правда, встречались и исключения. Например, Юрий Никулин смог заполучить себе «Волгу» в таком кузове, объяснив это тем, что автомобиль нужен ему для перевозки циркового инвентаря.

Вишневая «Волга» ГАЗ-24 с низкой посадкой и белыми бортиками покрышек появлялась практически исключительно в рекламных брошюрах: такого дизайна в серийных масштабах не было никогда, да и от низкой посадки пришлось отказаться из-за качества дорог. Серийное производство 24-й началось только в 1970-м и продолжалось вплоть до 1992 года.

Одна из самых запоминающихся ролей этой «Волги» в кино — фильм «Служебный роман». Помните эпизод, где автомобиль высокого класса сравнивается с малогабаритной квартирой? Получилось очень по-советски. И ведь ГАЗ-24 весьма скромна что снаружи, что внутри, но товарищу Новосельцеву эта машина представляется недосягаемой мечтой. Интересно, кстати, что у Олега Басилашвили, сыгравшего в фильме хозяина «Волги», Самохвалова, на тот момент не то что машины — даже водительских прав не было.

Впоследствии 24-я «Волга» модернизировалась на Горьковском автозаводе еще несколько раз. Правда, последние модификации уже не отличались ни изяществом, ни красотой. Потом были ГАЗ-3105, ГАЗ-3111 и ГАЗ 3115, а позже «Волга-Сайбер», в которой уже и от «Волги»-то ничего не осталось. Значительными успехами ни в коммерческом плане, ни в смысле всенародной любви эти машины уже не отличались. Так история триумфа некогда самой престижной автомобильной марки Советского Союза подошла к концу, но машина пережила само государство. Так что списывать «Волгу» со счетов пока не стоит.

Фото: Getty Images, Flickr, Путеводитель / Youtube

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://auto.mirtesen.ru/blog/43771657623/-Tank-vo-frake-istoriya-legendarnoy-Volgi-

Cоветские автомобили, ставшие популярными на Западе (6 фото)

Советские автомобили успешно продавались за рубежом. Причём не только в Восточном блоке, где нашу продукцию часто брали в добровольно-принудительном порядке, но и на капиталистическом Западе.

ГАЗ-М20 «Победа» (1949)

Первая легковая машина, самостоятельно разработанная советским автопромом, стала и его «первой ласточкой», нашедшей массового покупателя за границей. Просторный салон и багажник, представительная внешность, комфорт пассажиров благодаря независимой подвеске, ремонтопригодная ходовая часть (сказался опыт производства военной техники), — все эти качества более, чем кто-либо, оценили западные… таксисты.

Например, в Финляндии таксопарки в современном понимании появились именно благодаря экспортной «Победе» (ранее «машины с шашечками» в Суоми представляли собой мешанину разных марок и классов, без единого стандарта окраски кузова).

Справедливости ради, следует вспомнить, что советские авто стали продаваться за рубеж ещё до войны: впервые с нашими четырьмя колёсами широкая европейская публика познакомилась на Парижской всемирной выставке-1937. Но, в любом случае, тогда речь шла об эпизодических экспортных партиях в единицы, максимум — десятки легковых «Эмок». «Победы» же вышли на международный рынок всерьёз: только в 1950 году за кордон их уехало 5 тысяч — десятая часть от общего производства. Причём, как мы уже говорили, продажи шли в острой конкурентной борьбе с именитыми западными концернами.

На Всемирной выставке в Брюсселе-1958 «Волга» была признана лучшим автомобилем на континенте, после чего её стали покупать в 75 странах. О неубиваемости «двадцать первой» слагались легенды.

Говорят, однажды московские дипломаты так лихо рассекали по набережной Каира, что их «Волга» свалилась в Нил. Бедняжку вытащили на берег, завели с полоборота — и, к восторгу собравшейся толпы, покатили дальше!

Кстати, это был наш первый автомобиль, имевший серийную модификацию с правым рулём — для продажи англичанам, называвшим «Волгу» «рабочей лошадью». А бельгийцы именовали её ещё более прямолинейно: «танк на колёсах». И — покупали!

Двигатель продаж — реклама. А лучшая реклама — победа в спорте! Так рассудили инженеры Московского автозавода, в 1968 году отправляя своё новое детище на ралли «Лондон-Сидней». Причём гоночная модель минимально отличалась от серийной: доработанная подвеска, штурманские приборы на передней панели, дополнительный бензобак. 16 тысяч километров супермарафона — и дебютант занимает четвёртое место на финише (из 96 стартовавших)! А потом — пьедесталы на ралли «Тур Европы-71», «-72», «-74»! Неказистый «Москвичок» становится международным бестселлером.

Среди старых заводчан ходит байка, будто на сертификационный краш-тест во Францию отправился именно его гоночный вариант, с усиленным кузовом, а вдобавок — с ящиком отборного армянского коньяка в багажнике…

Впрочем, думается, объективная причина успеха — всё-таки в том, что «412-й» являлся первой советской машиной, при разработке которой серьёзное внимание уделили пассивной безопасности. В лучшие годы доля экспорта «Москвичей» составляла 55-75% от общего объёма производства. В Бельгии даже работал завод, собиравший их для местного рынка из машинокомплектов под маркой Scaldia.

В 1960-м за рубеж было отправлено 30 тыс. советских легковушек. В 1970-м — уже 84 тысячи! Но — с учётом Азии, Африки и Варшавского блока; доля европейских капстран здесь не превышала 10%. Особенно продукцию нашего автопрома ценили в Скандинавии и Финляндии (не в последнюю очередь — за неприхотливость и устойчивость к морозам). Так, Москвич-408 стал самым продаваемым автомобилем в стране Суоми в 1965 и 1966 годах (12 тысяч реализованных экземпляров только за этот период). Но даже такие успехи померкли после ввода в строй нового гиганта — Волжского автозавода в начале семидесятых.

ВАЗ-2121 «Нива» (1977)

Первая самостоятельная (без опоры на фиатовскую базу) разработка тольяттинских инженеров. Триумфальный дебют на мотор-шоу в Париже, золотая медаль на международной выставке в Брно (1978). Приводятся цифры, что в первый же год «Нива» захватила до 40% европейского рынка внедорожников, но правильнее сказать, что популярный ныне класс малых городских полноприводников — именно она и создала.

В Австрию трёхдверная машина поставлялась под брендом Lada Taiga. В Англию — Lada Cossack. Занятный факт: в конце восьмидесятых целых 45 «Нив» закупила для разъездов по стройплощадкам дирекция строительства Евротоннеля под Ла-Маншем.

Особенно нашу ласточку полюбили жители гористых и пересечённых местностей — в той же Австрии, Исландии, Греции… За четверть века на экспорт уехало почти полмиллиона внедорожников. Любопытно, что в СССР «Нива» особой популярностью не пользовалась: для настоящей грязи — «паркетная», для семейного городского авто — маловместительная.

Однажды гонщик Луиджи Марторелли пересёк Сахару на ГАЗ-69 (который тогда производился в Ульяновске). И был настолько впечатлён внедорожными качествами «козлика», что связался с советским «Автоэкспортом», предложив немедленно начать поставки последней модели — УАЗ-469. Рекламу брал на себя. В итоге с 1973 по 1999 годы компания Martorelli продала на Апеннинах больше 6 тысяч «уазиков»!

Для европейского рынка их дорабатывали, ставили гидроусилители, дизели «Пежо». Брутальный ульяновец даже засветился в 4 сезоне культового сериала «Спрут» в качестве транспортного средства одного из мафиози.

Как свидетельствует справочник «Внешняя торговля СССР», в 1978 году советский автоэкспорт достиг пика: 388 тыс. легковушек на сумму свыше 500 млн рублей. Что стало и его лебединой песней: с нарастанием кризисных явлений в советской экономике автозаводам всё труднее становилось ставить на конвейер новые модели, и очень скоро конструкция «Москвичей» или «Волг» безнадёжно устарела по сравнению с западными аналогами. Вопрос дальнейшего экспорта в развитые страны, увы, отпал.

Источник статьи: http://batona.net/60503-covetskie-avtomobili-stavshie-populyarnymi-na-zapade-6-foto.html

Оцените статью