Меню

Устройство стартера для автомобиля газель

Стартер «ГАЗель»: устройство, неисправности, ремонт

В конструкции любого автомобиля предусмотрен такой элемент, как стартер. «ГАЗель» не является исключением. Данный элемент являет собой отдельный электрический двигатель, который обеспечивает вращение коленвала ДВС. Что собой являет стартер и как он устроен – далее в нашей статье.

Характеристика

Данный элемент можно охарактеризовать двигателем постоянного тока. Ведь элемент получает энергию от АКБ автомобиля и при помощи четырех щеток преобразует ее в крутящий момент. Последние элементы служат для увеличения мощности самого электродвигателя.

Технические данные

«ГАЗелевский» стартер редукторного типа работает от сети 12 вольт.

Устройство

Как устроен стартер? «ГАЗель» — достаточно простой автомобиль. Поэтому долго изучать конструкцию стартера не придется. Так, основные составляющие данного элемента — это:

  • Электрический двигатель.
  • Втягивающее реле.
  • Якорь.
  • Обгонная муфта. Также ее называют бендиксом.
  • Щетки и держатели.

Все это помещено в отдельный металлический корпус.

Якорь

Без этого элемента не обходится ни один современный стартер. «ГАЗель» не является исключением. Якорь изготавливается из легированной стали и имеет вид оси. На механизме запрессованы коллекторные пластины, а также сердечник. В конструкции последнего имеются пазы для укладки обмоток якоря. Концы их закреплены в круговом порядке. Обмотка устанавливается на диэлектрической основе.

Реле стартера «ГАЗель»

Его автомобилисты называют «втягивающим». Элемент предназначен для передачи напряжения от замка зажигания на электрический двигатель такого элемента, как стартер. «ГАЗель» (406-й двигатель) при определенном обороте ключа начинает запускаться.

Обгонная муфта

В простонародье ее называют бендиксом. Механизм взаимодействует с сердечником реле при помощи подвижного «коромысла». Сам бендикс представляет собой роликовый подвижный механизм. Закрепляется на валу якоря. Основное назначение обгонной муфты – передача крутящего момента на маховик посредством использования шестерен зацепления. Когда двигатель успешно запустился, венец маховика и приводная шестерня рассоединяются.

Демонтаж

Если машина стала плохо заводиться, необходима разборка стартера. «ГАЗель» первым делом ставится на «передачу». Далее снимают клемму с аккумулятора. Где находится стартер? «ГАЗель» укомплектовывается данным элементом на картере сцепления с правой стороны двигателя.

Разборка

Как своими руками производится разборка стартера? «ГАЗель» продолжает стоять на месте, а мы вынимаем элемент наружу. Первым делом снимаем заднюю крышку. Она крепится на двух шпильках. Понадобится ключ «на 10». Если крышка туго выходит, можно использовать молоток. Легкими ударами вынимаем ее наружу. Вынимаем щетки, обмотку, якорь и пластину. Осматриваем состояние элементов. Поскольку у нас стартер редукторный, добавляем в зубчатый элемент немного смазки.

Частые неисправности

Среди таковых необходимо отметить поломку реле стартера. Причина этого – смещение контактного диска или обрыв обмотки. Также нарушается контакт цепи питания, из-за чего элемент попросту отказывается работать. Причина может быть банальной – плохая затяжка проводов или окисление контактов. Еще одна частая проблема – стартер крутит, но мотор не заводится (слишком малая частота вращения колевала).

Стоимость

Сколько стоит новый стартер на «ГАЗель»? Цена элемента составляет от трех до пяти тысяч рублей. Если очистка не помогла, имеет смысл заменить элемент целиком. Цена более чем доступна.

Итак, мы выяснили, что собой представляет стартер автомобиля «ГАЗель», как работает , как его снять и отремонтировать своими руками.

Источник статьи: http://fb.ru/article/299866/starter-gazel-ustroystvo-neispravnosti-remont

Стартер Газель

Только фирма ПАРКМОТОРС реализует со склада в Москве стартер Газель 406 405 двигатель, стартер Волга.

Стартер Газель Волга

Стартер Газель. Обычный Стартер Волга.

Прежде всего Стартер Газель Волга 42.3708-11 — это электродвигатель постоянного тока с электромагнитным реле и муфтой свободного хода. Предназначен он на самом деле для запуска двигателей ЗМЗ-405-406, установленных на автомобилях Газель и Волга.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Номинальное напряжение стартера — 12 Вольт
Номинальная (паспортная) мощность в частности — 1,75 кВт
Пусковая мощность: стартер Газель — не менее 1,2 кВт,
Потребляемый ток на холостом ходу — не более 75 А
Частота вращения на холостом ходу как правило — не менее 5000 об./мин.
Напряжение на клеммах стартера в режиме торможения во всяком случае — не более 7 В
Тормозной момент при полном торможении — вероятно не менее 15,7 Н*м
Модуль шестерни привода стартера Волга — 2.1667
Число зубьев — 9
Направление вращения якоря стартера на Газель со стороны привода — в результате правое.
Степень защиты в частности по ГОСТ 14254-96, кроме полости привода — IP54
Масса стартера в итоге на Газель не более — 7 кг.

УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ХРАНЕНИЯ СТАРТЕРА:
Прежде всего перед заменой стартера на двигателе автомобиля Волга необходимо отсоединить клемму аккумуляторной батареи от стартера, а затем производить его демонтаж
Монтаж и эксплуатация стартера производится к тому же согласно утверждённому руководству по эксплуатации на автомобиль Газель или Волга.
Хранение стартера до реализации в заводской упаковке допускается только в не отапливаемом хранилище с температурой воздуха от минус 50 до плюс 40˚С. Срок хранения стартера — три года.

Цена 3800 руб.

Редукторный стартер Газель. Стартер редукторный Волга.

Редукторный стартер Газель. Стартер редукторный Волга.
Двигатель ЗМЗ 406 405 малый.

В частности редукторный стартер Газель Волга малый пришёл на замену большому стартеру Газель Волга 42.3708-11. Крутит он точно так же как и большой. Однако многие водители утверждают, что ресурс стартера стал значительно меньше. Другие владельцы Волг и Газелей утверждают, что никакой разницы в итоге не замечают. В общем оба стартера вполне себе достойно служат. Главное, что бы сама система зажигания двигателя в свою очередь была отрегулирована правильно. Что бы двигатель как правило заводился с полтычка.

Цена 3800 руб.

На самом деле стартер редукторный Волга ЗМЗ-405 и ЗМЗ-406 — двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с электромагнитным реле, планетарным редуктором и муфтой свободного хода.
Предназначен он однако для запуска двигателей семейства ГАЗ (Газель-Волга) с двигателем ЗМЗ-406 и их модификаций.
Редукторный стартер на Газель и Волгу питается прежде всего от аккумуляторной батареи ёмкостью от 44 А ч. до 75 А ч.
Сертификат соответствия: РОСС CN.АЮ96.В06704
Основные технические данные редукторного стартера (Волга-Газель).
Номинальное напряжение как правило — 12 В.
Режим работы в итоге — кратковременный номинальный по ГОСТ Р 52230
Степень защиты стартер Газель — IP55 по ГОСТ 14254.
Масса: редукторный стартер Волга — не более 3,8 кг.
Исполнение — только общеклиматическое категории 2 ГОСТ 15150.
Производитель — ООО «Самара Авто Прибор».
(443022, Россия, г. Самара, Гаражный проезд, д.3)

Рекомендуем все работы по замене или ремонту изделия стартер Газель проводить только на лицензированных станциях технического обслуживания. Вы сэкономите не только деньги, но и сохраните Ваше здоровье и нервную систему. Всем добра и удачи на дорогах.

Источник статьи: http://tent3302.ru/starter-gazel/

Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости

Стартер 422.3708 для двигателя УМЗ-4216 на автомобилях Газель и Соболь представляет собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным реле и приводом.

Читайте также:  Вождение своего автомобиля с инструктором
Стартер 422.3708 для двигателя УМЗ-4216 на автомобилях Газель и Соболь, устройство, характеристики, электрическая схема, неисправности.

Перед установкой на двигатель УМЗ-4216 необходимо осмотреть посадочные места на двигателе и на стартере. Очистить посадочные места от пыли, грязи, масла и краски, зачистить забоины и заусенцы. При установке на двигатель стартер 422.3708 установить крышкой со стороны привода в отверстие картера двигателя. Крепление стартера к двигателю осуществляется шпильками М12.

Посадочное место стартера должно плотно прилегать к посадочному месту картера двигателя. Перекосы при установке не допустимы. Подсоединить провода к стартеру согласно схемы электрооборудования автомобиля.

Основные технические характеристики стартера 422.3708.

Номинальная мощность, кВт : 1,75
Пусковая мощность, кВт : 1,2
Напряжение, В : 12
Частота вращения якоря, при которой стартер 422.3708 развивает номинальную мощность, об/мин : 2000+-200
Направление вращения якоря со стороны привода : правое
Высота щетки, мм : 19,2
Масса, кг : 6,8

Рабочие характеристики стартера 422.3708 на холостом ходу.

Напряжение на клеммах стартера, В : 12
Потребляемый ток вместе с реле, А, не более : 75
Частота вращения якоря, об/мин, не менее : 5000

Рабочие характеристики стартера 422.3708 в режиме торможения.

Напряжение на клеммах стартера, В, не более : 7
Потребляемый ток, А, не более : 520
Тормозной момент, Нм : 15,7+-0,16

Шестерня привода стартера 422.3708.

Число зубьев : 9
Модуль шестерни, мм : 2,5
Угол профиля зуба, градусов : 15

Комплектующие стартера 422.3708.

Привод стартера — 42.3708600
Реле стартера — 42.3708800-11
Якорь стартера — 42.3708200
Крышка с/п — 422.3708400
Крышка с/к — 42.3708300
Траверса (щеткодержатель) — 42.3708310
Катушка возбуждения — 42.3708110-11
Крышка реле — 633.3708890
Катушка реле — 42.3708880-11

Электрическая схема подключения стартера 422.3708 к системе электрооборудования автомобиля.

Продолжительность непрерывной работы стартера 422.3708 не должна превышать 10 секунд, а при отрицательных температурах — 15 секунд. Повторный запуск двигателя можно проводить после перерыва не менее 30 секунд. Допускаемое общее количество попыток запуска двигателя не более пяти. Если двигатель УМЗ-4216 при этом не заводится, необходимо найти неисправность и устранить ее.

Каталожные номера узлов и деталей на стартер 422.3708.

Возможные неисправности стартера 422.3708.
При включении стартера тяговое реле не срабатывает (отсутствие характерного щелчка).

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея.
Ослабление крепления проводов от батареи или окислились наконечники проводов.
Неисправности тягового реле :
— ослабление соединений клемм и выводов катушки реле
— обрыв обмоток катушки реле
Неисправность в электрических цепях дополнительного реле или неисправно само реле

При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика двигателя.

Отсутствие надежного контакта в цепи питания стартера.
Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея.
Обрыв удерживающей обмотки тягового реле.

При включении стартера слышен скрежет шестерни привода, которая входит в зацепление с венцом маховика двигателя.

Забоины на зубьях маховика двигателя.
Неправильная регулировка зазора шестерни привода.
Установка стартера с перекосом.

При включении стартера тяговое реле срабатывает, но стартер 422.3708 не проворачивает коленчатый вал двигателя или вращает его очень медленно.

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея.
Плохой контакт в цепи питания стартера.
Плохой контакт щеток с коллектором. В случае большого подгорания или большой выработки проточить коллектор и зачистить шлифовальной шкуркой. После проточки биение коллектора относительно общей оси крайних шеек вала якоря должен быть не более 0,05 мм по индикатору. Проверить динамометром усилие пружины на щетки. Усилие должно быть 9,8-4,7 Н (0,98-0,47 кгс).
Задевание якоря за полюса.
Короткое замыкание в обмотках стартера.

После запуска двигателя якорь стартера продолжает вращаться, стартер 422.3708 «гудит».

Приварились контакты тягового реле.

При включении стартера якорь вращается, но не проворачивает коленчатый вал двигателя.

Износ или забоины на торцевой части зубьев венца маховика двигателя или шестерни привода стартера.

Источник статьи: http://auto.kombat.com.ua/starter-422-3708-dvigatelya-umz-4216-avtomobilyah-gazel-sobol-ustroystvo-harakteristiki/

Стартер ГАЗ 2705 / 3302 Газель с 1994 года

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
электросхема GAZ 2705 , скачать электросхему GAZ 2705 , панель приборов GAZ 2705 , система освещения GAZ 2705 , магнитола GAZ 2705 , аудиосистема GAZ 2705 , стеклоочиститель GAZ 2705 , регулировка фар GAZ 2705 , коды ошибок GAZ 2705 , электросхема GAZ 3302 , скачать электросхему GAZ 3302 , панель приборов GAZ 3302 , система освещения GAZ 3302 , магнитола GAZ 3302 , аудиосистема GAZ 3302 , стеклоочиститель GAZ 3302 , регулировка фар GAZ 3302 , коды ошибок GAZ 3302 , электросхема ГАЗ 2705 , скачать электросхему ГАЗ 2705 , панель приборов ГАЗ 2705 , система освещения ГАЗ 2705 , магнитола ГАЗ 2705 , аудиосистема ГАЗ 2705 , стеклоочиститель ГАЗ 2705 , регулировка фар ГАЗ 2705 , коды ошибок ГАЗ 2705 , электросхема ГАЗ 3302 , скачать электросхему ГАЗ 3302 , панель приборов ГАЗ 3302 , система освещения ГАЗ 3302 , магнитола ГАЗ 3302 , аудиосистема ГАЗ 3302 , стеклоочиститель ГАЗ 3302 , регулировка фар ГАЗ 3302 , коды ошибок ГАЗ 3302

Стартер

Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера 42.3708-10* с электромагнитным тяговым реле. Он установлен с правой стороны двигателя на картере сцепления.

Примечание:
* На части автомобилей могут быть установлены стартеры 6012.3708 или 4216.3708-07 или AZE 2517 ф. «ISKRA».

Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Питание стартера осуществляется от аккумуляторной батареи.

Устройство стартера показано на рис. 9.13, а его электрическая схема – на рис. 9.14.

Стартер 42.3708-10:

  1. крышка со стороны привода;
  2. рычаг;
  3. ось рычага;
  4. сердечник тягового реле;
  5. шток тягового реле;
  6. возвратная пружина;
  7. тяговое реле;
  8. изоляторные втулки;
  9. контактная пластина;
  10. изоляторные втулки;
  11. запорные шайбы;
  12. уплотнительное кольцо;
  13. контактный болт;
  14. крышка тягового реле;
  15. стяжная шпилька;
  16. защитный колпак;
  17. запорные шайбы;
  18. крышка со стороны коллектора;
  19. щетка;
  20. держатель щеток;
  21. пружина щетки;
  22. щеткодержатель;
  23. корпус;
  24. обмотка возбуждения;
  25. коллектор;
  26. якорь;
  27. промежуточная опора;
  28. привод с роликовой муфтой свободного хода;
  29. шестерня;
  30. пружинное кольцо;
  31. упорная втулка

Электрическая схема стартера:

  1. стартер;
  2. выключатель стартера;
  3. удерживающая обмотка;
  4. втягивающая обмотка;
  5. привод;
  6. обмотка возбуждения;
  7. якорь;
  8. щетка

При повороте ключа выключателя зажигания в положение пуска включается электрическая цепь дополнительного реле типа 711.3747, через контакты которого питание поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле. Якорь тягового реле под воздействием электромагнитного поля двух обмоток реле втягивается и с помощью рычага вводит в зацепление шестерню и в конце хода включает электрическую цепь стартера, одновременно отключив втягивающую обмотку реле.

После пуска двигателя необходимо немедленно отпустить ключ выключателя зажигания. При этом разомкнется цепь дополнительного реле — тяговое реле и стартер выключатся под действием возвратной пружины.

При очередном сезонном обслуживании автомобиля после пробега 100 тыс. км необходимо снять стартер с двигателя и провести его разборку и осмотр (см. подраздел «Ремонт стартера»).

Стартер потребляет большой ток, вследствие чего даже незначительные переходные сопротивления в его цепи могут привести к снижению мощности стартера.

Читайте также:  Принцип действия термостата автомобиля

Техническая характеристика стартера

Номинальное напряжение, В 12
Число зубьев шестерни привода стартера 9
Модуль шестерни 2,11
Номинальная мощность (с батареей емкостью 55 А·ч), кВт 1,7
Режим холостого хода при напряжении 12В сила потребляемого тока А, не менее 75
частота вращения вала, мин -1 5000
Режим полного торможения при питании стартера от батареи напряжением 12В и емкостью 55 А·ч сила потребляемого тока А, не более 520
крутящий момент, не менее Н·м (кгс·м) 16 (1,6)
Напряжение включения главных контактов тягового реле при прокладке между шестерней и упорным кольцом толщиной 11 мм, В, не более 8
Сила натяжения пружин щеток, Н (кгс) 10-14 (1-1,4)

Возможные неисправности стартера и способы их устранения

Возможная неисправность Метод проверки Способ устранения
Стартер не работает
Износ щеток Щетки изношены до высоты 6-7 мм Изношенные щетки заменить
Ненадежный контакт щеток с коллектором Проверить усилие щеточных пружин, оно должно быть 10-14 Н (1-1,4 кгс) Заменить пружины, устранить заедание щеток в щеткодержателе
«Разнос» обмотки якоря Обмотка якоря не должна выступать за диаметр магнитопровода Якорь с выступанием обмотки за диаметр магнитопровода необходимо заменить
«Разнос» коллектора Отдельные пластины коллектора не должны выступать за диаметр коллектора Якорь с поврежденным коллектором необходимо заменить
Тяговое реле не включает стартер
Подгорание контактов тягового реле Внешним осмотром Подгоревшие контакты зачистить (см. подраздел «Ремонт стартера»)
Заклинивание якоря тягового реле Якорь реле должен свободно, от руки перемещаться во втулке реле.
Поверхность якоря реле должна быть ровной, без следов износа
Якорь тягового реле, имеющий следы износа, необходимо заменить или зачистить и слегка смазать моторным маслом
Неправильная регулировка момента включения Проверить регулировку Отрегулировать стартер (см. подраздел «Контроль деталей стартера»)
Заедание привода при перемещении его по валу якоря Осмотреть вал якоря стартера на наличие на нем грязи и желтого налета от износа подшипников Очистить от грязи и продуктов износа. Вал и подшипники смазать моторным маслом.
Изношенные подшипники (втулки) заменить (см. подраздел «Ремонт стартера»)
Стартер включается и работает, а коленчатый вал двигателя не вращается
Пробуксовка свободного хода привода При повороте шестерни привода рукой она должна свободно вращаться в одном направлении, а в другом должна «заклинивать» и вращаться вместе с якорем стартера (см. подраздел «Ремонт стартера») Если шестерня привода свободно вращается в обе стороны, необходимо заменить привод (см. подраздел «Ремонт стартера»)
Шестерня привода не входит в зацепление с
зубчатым венцом маховика
Прослушивается ненормальный шум- «фрезерование». На зубьях маховика имеется износ Проверить регулировку заходной части
момента включения стартера и при необходимости отрегулировать (см. подраздел «Контроль деталей стартера»). Зубья маховика, имеющие повреждение, зачистить напильником
Стартер вращает коленчатый вал двигателя с небольшой частотой и с повышенным шумом
Износ подшипников (втулок вала якоря) Проверить состояние подшипников (втулок) в крышках и промежуточной опоре. Проверить наличие следов заедания якоря за полюса корпуса При необходимости заменить подшипники в крышках и промежуточной опоре (см. подраздел «Ремонт стартера»)
После запуска двигателя привод стартера не выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика двигателя
Заедание привода на валу якоря Оценивается по повышенному шуму при работе двигателя Очистить вал якоря стартера от грязи, снять желтый налет от износа подшипников, смазать моторным маслом
Спекание контактов тягового реле Стартер продолжает работать после выключения зажигания Немедленно отключить аккумуляторную батарею с помощью выключателя (см. подраздел «Ремонт стартера»)
Заедание ключа выключателя зажигания Принудительно повернуть ключ в положение «0» Отрегулировать положение рулевой колонки, исключающее заедание ключа выключателя зажигания

Ремонт стартера

Стартер, подлежащий ремонту, следует снять и разобрать.

Для снятия стартера необходимо:

  • отключить аккумуляторную батарею;
  • отсоединить провода от тягового реле стартера;
  • отвернуть болты крепления стартера к картеру сцепления и снять его (опуская вниз).

Детали стартера необходимо тщательно очистить от грязи и обязательно проверить. Поврежденные и изношенные детали должны быть заменены новыми.

Для разборки стартера необходимо:

  • снять запорную 17 и упорную шайбы;
  • отвернуть две гайки стяжных шпилек 15;
  • снять крышку 18 со стороны коллектора;
  • вынуть щетки 19 из щеткодержателей; щетки и щеткодержатели следует пронумеровать с тем, чтобы при сборке они были установлены на свои места;
  • снять держатель щеток 20;
  • снять тяговое реле 7;
  • снять корпус 23 стартера;
  • снять ось 3 рычага привода; предварительно заметить положение оси относительно крышки;
  • вынуть якорь 26 вместе с приводом 28, при этом снять с цапфы вала якоря регулировочные шайбы со стороны привода;
  • сдвинуть упорную втулку 31 на валу якоря в сторону шестерни;
  • снять пружинное кольцо 30, которое находится под упорной втулкой, после чего снять упорную втулку и привод 28, промежуточную опору 27;
  • при необходимости отвернуть винты крепления полюсов и снять обмотки возбуждения.

Контроль деталей стартера

Корпус

С помощью контрольной лампы (см. рис. 9.3) или прибора Э236 проверить отсутствие короткого замыкания катушек возбуждения на корпус (рис. 9.15). Для этого контрольную лампу необходимо подсоединить к корпусу и выводу, расположенному на корпусе. Если лампа при этом будет гореть, то повреждена изоляция катушек возбуждения.

Рисунок 9.15. Проверка катушек возбуждения стартера на короткое замыкание с корпусом

В этом случае необходимо пронумеровать полюса катушек и отвернуть винты крепления полюсов и снять обмотки возбуждения. Поврежденные места изоляции следует обработать изоляционной лентой, после этого полюса катушки поставить на место. Винты полюсов закернить.

Держатель щеток

С помощью контрольной лампы или прибора Э236 необходимо проверить отсутствие замыкания изолированных щеткодержателей на корпус (рис. 9.16). В случае короткого замыкания следует заменить изоляционные прокладки заклепок щеткодержателя. Покачивание щеткодержателей не допускается. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий. Щетки, изношенные до высоты 6-7 мм, необходимо заменить.

Рис. 9.16. Проверка изолированных щеткодержателей стартера на замыкание с корпусом.

Для проверки щеточных пружин необходимо: держатель щеток установить на коллектор якоря, установить щетки на место и проверить динамометром усилие пружин. Усилие должно быть 10-14 Н (1-1,4 кгс) в момент отрыва пружины от щетки. Концы щеточных пружин должны нажимать на середину щетки.

Крышка со стороны привода

В крышке со стороны привода следует проверить состояние втулки (подшипника). В случае необходимости в крышку нужно установить новую втулку, диаметр отверстия которой после запрессовки и развертывания должен быть 12,5 +0,035 мм с шероховатостью Rа=2,5.

Крышка со стороны коллектора

Необходимо проверить втулку крышки и в случае ее износа заменить. Диаметр отверстия новой втулки после запрессовки и развертки должен быть 12,5 +0,035 мм с шероховатостью Rа=2,5.

В промежуточной опоре

В промежуточной опоре нужно проверить втулку и в случае ее износа заменить. Диаметр отверстия втулки после запрессовки и развертывания должен быть 19,2 +0,1 мм с шероховатостью Rа=2,5.

Читайте также:  Ступенька для автомобиля своими руками

Якорь

Проверка обмотки якоря на отсутствие замыкания с магнитопроводом

С помощью контрольной лампы или прибора Э236 нужно проверить на отсутствие замыкания обмотки якоря на магнитопровод якоря (рис. 9.17). Для этого следует подсоединить один конец к любой из ламелей якоря, а другой — к магнитопроводу якоря. Лампа при этом гореть не должна.

Следует внимательно осмотреть якорь. Лобовая часть обмотки якоря должна быть по диаметру меньше пакета железа. Увеличенный диаметр лобовой части обмотки указывает на ее «разнос». Такой якорь подлежит замене. Концы проводов обмоток должны быть надежно припаяны к коллектору.

Якорь следует проверить на приборе Э236 на отсутствие витковых замыканий. В случае обнаружения замыкания якорь необходимо заменить.

Коллектор якоря должен быть чистым. В случае значительной шероховатости коллектора или выступания изоляции его надо проточить на токарном станке. После проточки коллектор следует отшлифовать шкуркой зернистостью 100 до шероховатости Rа=1,25.

Биение коллектора относительно цапфы вала не должно превышать 0,05 мм, пакета железа якоря относительно цапф вала — 0,25 мм. Одновременно следует проверить отсутствие прогиба вала, так как прогиб может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала. Если на валу якоря, в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, то его следует удалить мелкой шкуркой. Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и к «разносу» обмотки якоря.

Привод стартера осматривают снаружи и проверяют на отсутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицевой части вала. При сильном износе втулок (подшипников) привода их необходимо заменить. Диаметр отверстия новых втулок после запрессовки и развертки должен быть в пределах 14 +0,06 мм с шероховатостью поверхности Rа=1,25.

При удержании якоря шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверка муфты свободного хода на пробуксовку производится при испытании стартера на полное торможение при нагрузке 16 Н·м (1,6 кгс·м).

Тяговое реле

Исправность втягивающей и удерживающей обмоток необходимо проверить с помощью омметра или замерить сопротивление с помощью вольтметра и амперметра. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть 0,27 +0,01 Ом, а удерживающей — 1,04 +0,03 -0,06 Ом. В случае неисправности обмоток тяговое реле следует заменить. Клеммовые болты выключателя стартера надо зачистить, а при сильном их выгорании – повернуть на 180° вокруг своей оси. При сильном износе контактной пластины ее следует повернуть неизношенной стороной к контактам.

Якорь тягового реле в корпусе должен перемещаться свободно.

После проверки и замены всех износившихся или поврежденных деталей стартер можно собирать.

Сборка стартера

Сборка стартера производится в порядке, обратном разборке. При этом необходимо:

  • перед сборкой смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала маслом для двигателя;
  • если пружинное кольцо 30 (см. рис. 9.13) якоря деформировано, его надо заменить новым или выправить; для надевания кольца следует использовать приспособление, показанное на рис. 9.18;

Приспособление для надевания пружинного кольца:

  1. вал якоря;
  2. направляющая втулка;
  3. пружинное кольцо;
  4. толкатель
  • упорную втулку 31 с проточкой надеть на вал якоря со стороны привода проточкой в сторону подшипника крышки;
  • установить на вал со стороны коллектора стальную шайбу;
  • при окончательной затяжке стяжных шпилек совместить штифты и пазы на крышках и корпусе;
  • проверить величину осевого люфта якоря, который должен быть примерно 0,8 мм.

После сборки нужно проверить работу стартера на стенде. При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерни от руки по часовой стрелке якорь не должен вращаться. При обратном вращении шестерня должна вращаться вместе с валом.

Регулировка стартера

При необходимости произвести проверку и регулировку стартера. Наружный торец шестерни в выключенном положении должен находиться на расстоянии А не более 21,5 мм от привалочной плоскости фланца стартера (рис. 9.19).

Замер положения шестерни привода в выключенном состоянии

Проверять полный вылет шестерни необходимо при включенном тяговом реле. Для этого следует подключить тяговое реле по схеме, показанной на рис. 9.20. При этом расстояние между торцом шестерни и упорной втулкой должно быть 4 +1 мм (рис. 9.21). Этот зазор регулируется поворотом эксцентриковой оси 3 рычага привода (см. рис. 9.13). После регулировки следует затянуть гайку оси.

Схема подключения тягового реле:

  1. аккумуляторная батарея;
  2. стартер;
  3. выключатель

Замер зазора от торца шестерни до упорной втулки при включенном тяговом реле

Контрольная проверка стартера

Исправность стартера, правильность его сборки и регулировки определяется проверкой стартера на холостом ходу и при полном торможении.

Для проверки стартера необходимы: низковольтный источник (или хорошо заряженная аккумуляторная батарея), вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30В, амперметр постоянного тока с шунтом до 500А, тахометр со шкалой до 10000 мин-1 .

Схема включения стартера при испытании на холостом ходу показана на рис. 9.22. Ток и частоту вращения вала якоря при испытании на холостом ходу измеряют через 30 с после включения стартера.

Стартер считается выдержавшим испытание на холостом ходу, если при напряжении 12В он потребляет ток не более 75А и развивает частоту вращения не менее 5000 мин-1 .

Рисунок 9.22: Электрическая схема включения стартера при проверке на холостом ходу:

  1. стартер;
  2. тяговое реле;
  3. выключатель;
  4. амперметр;
  5. вольтметр;
  6. аккумуляторная батарея

При тугом вращении вала якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки стартера или задевания якоря за полюсы, а также при замыкании между витками, стартер потребляет ток большой силы при частоте вращения меньше указанной. Малая сила потребляемого тока и пониженная частота вращения вала якоря при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов внутри стартера или о пониженном натяжении пружин щеток.

Проверку стартера при полном торможении необходимо производить на стенде Э242.

Исправный стартер при питании от полностью заряженной аккумуляторной батареи потребляет ток не более 520А при напряжении не менее 8В и развивает момент, равный примерно 16 Н·м (1,6 кгс·м). Если потребляемый ток выше 520А, а тормозной момент ниже 16 Н·м (1,6 кгс·м), то это указывает на неисправность обмотки якоря или обмотки возбуждения. Если тормозной момент и потребляемый ток ниже нормальной величины, то это, при нормальном напряжении на зажимах стартера указывает на плохие контакты внутри стартера или на слабое натяжение пружин щеток. Пониженное напряжение на зажимах стартера (менее 8В) указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность батареи. При нагрузке шестерни тормозным моментом муфта свободного хода не должна пробуксовывать.

Источник статьи: http://krutilvertel.com/gaz-2705-1994-glava9-starter