Меню

Устройство стартер автомобиль ока

Устройство и работа стартера

1. Вал якоря. 2. Стопорное кольцо. 3. Шестерня привода. 4. Ролик муфты свободного хода. 5. Пластина с отогнутыми лепестками. 6. Ступица муфты свободного хода с ведущей обоймой. 7. Передняя крышка. 8. Ось рычага привода зубчатого колеса. 9. Заглушка. 10. Рычаг привода. 11. Пружина якоря. 12. Якорь тягового реле. 13. Возвратная пружина. 14. Корпус (ярмо) тягового реле. 15. Удерживающая обмотка тягового реле. 16. Втягивающая обмотка тягового реле. 17. Шток контактного диска. 18. Сердечник тягового реле. 19. Контактный диск. 20. Крышка тягового реле. 21. Контактные болты. 22. Коллектор. 23. Щеткодержатель. 24. Втулка вала якоря. 25. Стопорная шайба. 26. Щетка. 27. Стяжной болт. 28. Кожух. 29. Задняя крышка. 30. Обмотка статора. 31. Сердечник якоря. 32. Корпус. 33. Полюс статора. 34. Ограничительное кольцо. 35. Нажимное кольцо. 36. Буферная пружина. 37. Кожух муфты свободного хода. 38. Толкатель. 39. Пружина толкателя. 40. Полукольцо. 41. Втулка зубчатого колеса. 42. Ограничительное кольцо. 43. Аккумуляторная батарея. 44. Вспомогательное реле включения стартера. 45. Выключатель стартера. 46. Стартер.

Техническая характеристика:

  • Номинальная мощность, кВт — 0,9
  • Сила потребляемого тока при номинальной мощности, А — 230
  • Направление вращения (со стороны шестерни) — Левое
  • Масса стартера, кг — 5

Для раскручивания коленчатого вала двигателя до частоты, при которой двигатель начнет работать (т. е. для пуска двигателя), применяется стартер типа 39.3708. Он проворачивает коленчатый вал шестерней за зубчатый венец маховика. Стартер устанавливается с левой стороны двигателя (по ходу движения автомобиля) и крепится к картеру сцепления с одной стороны гайкой, а с другой — болтом. Причем болт проходит сквозь картер сцепления и заворачивается в блок цилиндров двигателя.

Могут еще применяться взаимозаменяемые стартеры 1111-3708010-05 производства Белоруссии и AZE-1517 производства Словении. Но здесь описан только стартер 39.3708, как основной для автомобилей «Ока».

Стартер 39.3708 — это четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с дистанционным электромагнитным включением и роликовой муфтой свободного хода. Он состоит из следующих основных частей: корпуса 32 (статора), якоря с муфтой свободного хода и шестерней 3 привода, двух крышек 7 и 29 и тягового реле. Корпус и крышки с кожухом 28 соединены вместе двумя стяжными болтами.

Корпус 32 стартера изготовлен из мягкой полосовой стали, свернутой в кольцо и сваренной в стыке. Внутри корпуса закреплены винтами четыре стальных полюса 33 с катушками обмотки возбуждения. Корпус с полюсами и обмоткой представляет собой статор стартера. Три катушки обмотки (сериесные) соединены с обмоткой якоря последовательно, а одна (шунтовая) — параллельно. Поэтому возбуждение стартера и называется смешанным. Оно позволяет получить большой крутящий момент в заторможенном состоянии и сравнительно низкую частоту вращения якоря на холостом ходу, что уменьшает износ втулок подшипников и облегчает условия работы муфты свободного хода.

Через сериесные катушки статора протекает такой же ток, как и через обмотку якоря, т. е. основной ток, потребляемый стартером. А он при тяжелых условиях пуска может достигать 310 А. Поэтому сериесные катушки намотаны медной лентой с большой площадью поперечного сечения. Через шунтовую катушку протекает сравнительно небольшой ток. Поэтому она намотана медным проводом в эмалевой изоляции. Катушки оплетены хлопчатобумажной лентой и пропитаны лаком.

Между полюсами статора вращается якорь, собранный на валу 1. Сердечник 31 якоря набран из пластин электротехнической стали, напрессованных на среднюю часть вала. По окружности сердечника имеются продольные пазы, изолированные картоном, в которых находится обмотка якоря, выполненная медной лентой. Концы обмотки припаяны к пластинам коллектора 22.

Особенностью стартера 39.3708 является торцовый коллектор 22, напрессованный на заднюю часть вала якоря. Такой коллектор имеет форму диска с контактными секторами, к которым в направлении оси стартера прижаты щетки. Торцовый коллектор способствует более стабильной и длительной работе щеточного контакта. Кроме того, применение такого коллектора позволило уменьшить длину и массу стартера, а также расход дефицитной меди.

Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках. Задняя втулка* 24 запрессована в крышку 29, а передняя расположена в картере сцепления и передний конец вала якоря входит в нее при установке стартера в гнездо картера сцепления. От осевого перемещения вал якоря фиксируется стопорной шайбой 25, которая помещается в канавке на заднем конце вала.

На переднем конце вала якоря расположена муфта свободного хода с шестерней 3 привода. Назначение муфты — передавать крутящий момент от вала якоря стартера к венцу маховика при пуске двигателя, а после пуска — разъединять вал якоря и шестерню привода, так как после пуска двигатель начинает с большой частотой вращать вал якоря и может его повредить.

Читайте также:  Автомобили с одинаковыми vin

Муфта свободного хода состоит из ступицы 6 с ведущей обоймой и ведомого кольца, составляющего одно целое с шестерней 3. В ведущей обойме имеются три паза, профилированных по радиусу, в которых находятся стальные закаленные ролики 4. В широкой части паза ролики могут свободно проворачиваться, а в узкой части — заклиниваются между ведущей обоймой и ведомым кольцом. Пружинами 39 через Г-образные толкатели 38 ролики поджимаются в сторону узкой части паза. Другим концом пружины упираются в отогнутые лепестки пластины 5. Два упорных полукольца 40 удерживают ведомое кольцо внутри ведущей обоймы. Полукольца 40 вместе с пластиной 5 и ведущей обоймой 6 завальцованы в стальном кожухе 37.

На ступице муфты установлены два кольца — нажимное 35 и ограничительное 34, прижатые буферной пружиной 36 к стопорному кольцу на ступице. Между кольцами 35 и 34 находятся пальцы рычага 10 привода. Ступица муфты имеет внутренние винтовые шлицы и может, поворачиваясь, перемещаться по винтовым шлицам вала якоря, одновременно перемещая шестерню 3 привода на переднем конце вала якоря.

Крышки 7 и 29 отлиты из алюминиевого сплава. В крышке 7 на оси 8 закреплен стальной штампованный рычаг 10 привода, передающий тяговое усилие от якоря 12 реле к нажимному кольцу 35. К крышке 29 прикреплен пластмассовый щеткодержатель 23 с четырьмя меднографитовыми щетками. Выводы двух щеток соединены с крышкой (т. е. с массой). Это «отрицательные» щетки. К двум другим щеткам присоединяется вывод сериесных катушек обмотки статора. Это щетки «положительные», через них подводится ток к обмотке якоря. Снаружи крышка 29 закрыта стальным штампованным кожухом 28.

Тяговое реле прикреплено двумя винтами к крышке 7. С его помощью дистанционно управляют включением стартера. Реле замыкает цепь питания обмоток якоря и статора, а также через рычаг 10 вводит шестерню 3 в зацепление с венцом маховика. Реле — двухобмоточное, имеет втягивающую 16 и удерживающую 15 обмотки, намотанные в одну сторону. Начала обмоток припаяны к штекеру «50» на крышке реле. Конец удерживающей обмотки приварен к фланцу реле (т. е. соединен с массой), а конец втягивающей — соединен с нижним контактным болтом реле.

Конструкция реле — неразборная. Катушка с обмотками и сердечник с фланцем реле завальцованы в стальном корпусе 14. Контакты реле выполнены в виде двух мощных медных болтов 21, закрепленных гайками на пластмассовой крышке 20. К нижнему контактному болту присоединяются выводы обмотки статора, а к верхнему — провод от аккумуляторной батареи. Контактные болты замыкаются медным контактным диском 19.

Работа стартера

Стартер включается с помощью вспомогательного реле 44 типа 113.3747-10, установленного слева под панелью приборов около блока предохранителей. Устройство реле описано на листе 35. Оно разгружает контакты «30» и «50» выключателя зажигания от большого тока, потребляемого обмотками тягового репе. Благодаря этому повышается надежность работы выключателя зажигания и увеличивается его долговечность.

При повороте ключа в положение II («Стартер») замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания 45 и через обмотку вспомогательного реле 44 начинает протекать ток, который действует в цепи: «плюс» аккумуляторной батареи — штекер «30» вспомогательного реле — замкнутые контакты «30» и «50» выключателя зажигания — штекер «85», обмотка и штекер «86» вспомогательного реле 44 — масса.

Контакты вспомогательного реле под действием тока в его якоре замыкаются, и через них идет ток в обмотки тягового реле стартера по цепи: «плюс» аккумуляторной батареи — штекер «30» контакты и штекер «87» вспомогательного реле — штекер «50» стартера. Здесь путь тока раздваивается на две параллельные ветви. Одна проходит через удерживающую обмотку 15 тягового реле и на массу, а вторая — через втягивающую обмотку 16, через обмотки статора и якоря тоже на массу.

Под действием протекающего по обмоткам тягового реле тока возникает магнитное усилие (около 10 кгс), втягивающее якорь 12 реле до соприкосновения с сердечником 18. Якорь втягивается и толкает шток 17 с контактным диском 19, который замыкает контактные болты 21. Размеры штока подобраны так, что замыкание контактных болтов происходит еще до соприкосновения якоря реле с сердечником и при дальнейшем ходе якоря сжимается пружина контактного диска, сильнее прижимая его к контактным болтам.

Читайте также:  Микроволновка для легкового автомобиля

Одновременно якорь реле рычагом 10 передвигает вперед муфту свободного хода с шестерней 3. Передвигаясь, ступица муфты поворачивается на винтовых шлицах вала якоря и поворачивает шестерню 3. Благодаря повороту шестерни и фаскам на ее зубьях, а также передаче усилия через буферную пружину 36 смягчается удар шестерни в венец маховика и облегчается ввод ее в зацепление. Размеры деталей реле и привода рассчитаны таким образом, что замыкание контактных болтов происходит, когда шестерня 3 еще только частично вошла в зацепление с венцом маховика.

При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка реле обесточивается, так как оба ее конца оказываются соединенными с «плюсом» аккумуляторной батареи 43. Но поскольку якорь реле уже втянут, то для его удержания в этом положении требуется сравнительно небольшой магнитный поток, который обеспечивается одной удерживающей обмоткой 15.

Через замкнутые контакты тягового реле идет ток, питающий обмотки статора и якоря. В результате взаимодействия магнитных попей, создаваемых этим током, якорь стартера начинает вращаться. Его вращение через винтовые шлицы передается ступице и ведущей обойме 6 муфты. Поскольку ролики 4 смещены пружинами в узкую часть паза ведущей обоймы, то они заклиниваются между обоймой и ведомым кольцом муфты. Поэтому крутящий момент от вала якоря передается через муфту и шестерню к венцу маховика. Одновременно в результате торможения шестерни и вращения якоря ступица муфты свинчивается со шлицев вала якоря и шестерня досыпается вперед до упора в ограничительное кольцо 42, полностью входя в зацепление с венцом маховика.

После пуска двигателя его избыточный момент разгоняет маховик, вследствие чего частота вращения шестерни 3 начинает превышать частоту вращения якоря стартера. Ведомое кольцо муфты (объединенное с зубчатым колесом) увлекает ролики в широкую часть паза ведущей обоймы 6, сжимая пружины 39. В этой части паза ролики свободно вращаются, не заклиниваясь, и крутящий момент от маховика двигателя не передается на вал якоря стартера.

После возвращения ключа в положение 1 («Зажигание»), вспомогательное реле 44 отключается. Его контакты размыкаются, и цепь питания тягового реле стартера от вспомогательного реле прерывается. Теперь ток идет по следующей цепи: «плюс» аккумуляторной батареи — замкнутые контакты тягового реле — втягивающая 16, а затем удерживающая 15 обмотки тягового реле — масса. Так как направление тока в витках обмоток при этом получается противоположным, то магнитные потоки, создаваемые обмотками, компенсируют друг друга и сердечник реле размагничивается. Якорь реле возвратными пружинами отжимается в исходное положение и контакты реле размыкаются, отключая питание обмоток якоря и статора стартера.

Одновременно якорь тягового реле рычагом 10 передвигает муфту свободного хода назад и выводит шестерню из зацепления с венцом маховика. Якорь стартера тормозится силами трения щеток о коллектор и быстро останавливается.

Стартер рассчитан на кратковременную работу. Поэтому, чтобы не перегревалась обмотка тягового репе, при пуске двигателя стартер рекомендуется включать не более чем на 10. 15 с. Обычно двигатель пускается с первой попытки, но если этого не произошло, то повторно включать стартер следует через 20. 30 с. Если после трех включений стартера двигатель не запустится, то следует проверить систему питания или зажигания и устранить неисправность, препятствующую пуску двигателя.

Источник статьи: http://www.vazbook.ru/Oka/1111/main/system/ustroystvo-i-rabota-startera

Стартер ВАЗ-1111

Моторы 1111 и 1113 запускаются с помощью мощного пускового электродвигателя, имеющего дистанционное управление. Стартер Ваз 1111 «Ока» раскручивает маховик со скоростью до 300 оборотов в минуту, тем самым создавая необходимые условия для начала рабочего такта.

Штатный стартер для ВАЗ-1111

На этот автомобиль устанавливается уникальный в своём роде стартер, немного похожий на устройство от ВАЗ-2108. Электродвигатель конкретно предназначен под двигатели «Ока», что нередко приводит к проблемам. Родной стартер не особо надёжен, а когда выходит из строя, начинаются сложности с унификацией. У оригинального электродвигателя левое вращение и одноопорный якорь меньшего размера, чем для стандартных.

Установлен стартер с левой стороны по ходу движения, прямо над коробкой передач. Над устройством находится корпус термостата. Крепится пускатель двумя толстыми болтами с гайками на выступе механизма сцепления. Это удобное расположение, дающее возможность легко снимать узел с машины — не надо демонтировать массу деталей, как на иномарках.

Одним из главных недостатков родного стартера является отсутствие «купола» — дополнительной опорной точки для якоря. Вместо этого функцию опоры выполняет углубление в блоке двигателя с втулкой. Именно она часто выходит из строя.

Стартеры для автомобилей «Ока» выпускаются несколькими производителями. Наиболее распространена самарская модель КЗАТЭ 39.3708. Найти её на рынках по отдельности почти невозможно, зато можно приобрести в магазинах запчастей к «Оке» за сумасшедшую цену — 12500 рублей. Рекомендованная розничная стоимость — 4 тыс. рублей.

Читайте также:  Неисправности автомобиля при погрузке

Также востребованы модели БАТЭ с артикулом 1111-3708010-5 и Iskra AZE-1517. Белорусские устройства стоят дешевле — 3,5-4 тыс. рублей. БАТЭ на данный момент выпускает множество деталей к своим стартерам, поэтому возможен и ремонт:

  • привод 2111.3708600;
  • втягивающее реле — 426.3708800-10;
  • ротор — 2111.3708200;
  • щеткодержатель или траверса — 63.3708311.

На «Оку» можно устанавливать и аналоговые стартеры. Например, от Ваз 2110. Однако в этом случае придётся осуществлять доработку. В частности, пусковой узел для «десятки» оснащён «куполом». Поэтому придётся модернизировать картер сцепления, разбирать трансмиссию и т. д. Поверхности «купола» надо будет отшлифовать болгаркой, уменьшив диаметр. Крепежные проушины — обрезать. Перегородку внутренней стороны картера — убрать и обточить прилегающие поверхности.

КЗАТЭ 39.3708 БАТЭ 1111-3708010-5 Iskra AZE-1517
Мощность, кВт 1.5 1.4 0.9
Напряжение, Вольт 12 12 12
Число зубьев 9 9
Модуль шестерни 2600 2100 1800
Направление вращения шестерни обратное левое ACW
Масса, кг 3.7 4.7 4
Ёмкость, А/ч 66 55 50

Устройство и электрическая схема

Стартер от КЗАТЭ имеет упрощённую конструкцию обычного коллекторного электродвигателя. Основными деталями являются:

  • обмотки возбуждения;
  • ротор;
  • щётки;
  • тяговое реле;
  • обгонная муфта;
  • крышки;
  • вилка.

Все элементы собраны в корпусе, крышки стянуты шпильками и болтами. Питается стартер на Ваз 1111 от бортовой сети. Схема осуществлена следующим образом. Управляющий кабель проложен от аккумулятора на один из контактов тягового реле. Далее от втягивающего идёт шина на щётки стартера и обмотки. Получается основная цепь, но есть в ней и разрыв. Он нужен для того чтобы исключать постоянную подачу напряжения на обмотки.

Дополнительная цепь питания начинается от плюсовой клеммы через добавочное реле, замок зажигания и замыкается на втягивающем реле. Задача — обеспечивать питание релейных обмоток.

Характерные неисправности

Неполадки этого стартера принято делить на механические:

  • повреждение роторных втулок и зубьев шестерни;
  • заклин якоря и выработка шлицов.

Повреждённые втулки трудно снимать. Особенно те, которые установлены в углублении блока. Снятие внутренних, как правило, проблем не доставляет. Извлечь внешнюю или заднюю втулку можно высверливанием или выдавливанием.

Последний способ крайне интересен. Надо подобрать прутик, подходящий по диаметру отверстию втулки. Затем втулку заполнить солидолом. Надавить стержнем, забивая состав внутрь. Из-за сильного сжатия консистентная смазка проникнет под втулку и выдавит её.

А также электрические:

  • обрыв;
  • износ щёток;
  • выработка ламелей коллектора;
  • пробои;
  • подгорание контактных пятаков.

Неисправности проявляются чаще признаком отсутствия запуска ДВС, слабыми оборотами и наличием посторонних звуков при включении.

Диагностика

Определение места поломки в цепи — важный и первый этап ремонта. Делается это так:

  • машину поставить на стояночный тормоз, включить нейтральную скорость;
  • открыть капот;
  • замкнуть отвёрткой с изолированной ручкой силовые контакты втягивающего реле.

Если стартер после этого начнёт нормально вращаться, неисправно тяговое реле или есть обрыв в цепи питания. И напротив, если устройство не сработало или амплитуда вращения низкая — пусковой узел придётся демонтировать, разбирать и перебирать.

Снятие и разборка

Демонтаж пускового устройства, как и говорилось выше, простая операция. Вот как это делается:

  • скинуть одну из клемм с аккумулятора;
  • открутить гайки силовых контактов;
  • снять наконечники проводов;
  • вывернуть крепёжные болты стартера — один простой болт с гайкой, вторая — шпилька;
  • извлечь устройство.

Далее проводится разборка узла:

  • отделить реле, посредством откручивания двух гаек;
  • извлечь держатель якоря, освободив его от зацепа с вилкой;
  • снять заднюю крышку, выкрутив стяжные болты;
  • вытащить щеткодержатель с коллектора;
  • демонтировать корпус статора с обмоткой;
  • вытянуть ротор, сняв стопорное кольцо;
  • демонтировать ось вилки вместе с бендиксом.

Переборка — это профессиональная процедура по выявлению неисправностей. Механические повреждения определяются на глаз. Внимание следует обратить в первую очередь на следы износа. Что касается электрических неполадок, то найти их можно путём прозвонки тестером. Перед установкой стартер рекомендуется проверить напрямую от аккумулятора.

Источник статьи: http://auto-self.ru/starter-vaz-1111/