Меню

Устройство спидометра автомобиля маз

Устройство спидометра автомобиля маз

СПИДОМЕТР АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500

Устройство спидометра автомобилей МАЗ-500

Особенностью системы электрооборудования автомобилей МАЗ является наличие спидометра с электрическим приводом вместо гибкого вала. Конструкция и схема соединений спидометра показаны на рис. 115.

На вторичном валу коробки передач насажено червячное колесо 22, которое связано с червяком 21. Конец вала червяка 21 имеет лыску для посадки цилиндрической шестерни 10, которая входит в зацепление с другой цилиндрической шестерней 20, насаженной на лыску ведомого валика 16 датчика спидометра.

С помощью пары цилиндрических шестерен изменяется передаточное число механизма привода спидометра в зависимости от передаточного числа главной передачи в заднем мосту автомобиля. Цилиндрические шестерни 10 и 20 у автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-504 имеют по 24 зуба, у автомобилей MA3-503 шестерня 10 имеет 24 зуба, а шестерня 20 — 22 зуба.

Ведомый валик спидометра приводит во вращение коллектор 19 датчика электроспидометра, установленный внутри датчика на двух шарикоподшипниках. На специальных траверсах в датчике смонтировано пять электрощеток 18, которые пружинами прижимаются к коллектору. Ток со щеток поступает в штепсельный разъем 2, а затем по проводам к электродвигателю спидометра. Для предотвращения попадания грязи в штепсельный разъем последний защищен специальным резиновым кожухом 1, надетым с одной стороны на хлорвиниловую трубку провода, а с другой — на гайку 3.

Внутри механизма привода установлен сальник 15, предохраняющий датчик от проникновения внутрь его масла из коробки передач автомобиля. Датчик 17 через фланец 13 болтами соединяется с коробкой передач.

Рис. 115. Электрический спидометр:
1 — кожух; 2 — штепсельный разъем; 3 — уплотнительная гайка; 4 — предохранитель на 2 а; 5 — постоянный магнит электродвигателя; 6 — гнездо контрольной лампы «ближний свет»; 7 — постоянный магнит указателя; 8 — ободок; 9 — счетный узел указателя; 10 и 20 — шестерни; 11 и 14 — картушки; 12 — гнездо для лампы подсветки шкалы приборов: 13 — фланец; 15 — сальник; 16 — ведомый валик; 17 — датчик спидометра; 18 — электрощетка; 19 — коллектор; 21 — ведомый червяк; 22 — ведущее червячное колесо

Указатель спидометра представляет собой прибор, скомпонованный как одно целое с электродвигателем. Внутри двигателя установлены три катушки 14 возбуждения, между которыми на двух шарикоподшипниках вращается постоянный магнит 5. Катушки возбуждения соединены с клеммами и через них с системой датчика. Постоянный магнит заканчивается осью, на которую насажен другой постоянный магнит 7, обусловливающий через воздушный промежуток вращение картушки 11 вместе со стрелкой прибора. Внутри прибора имеется червячная передача от вала магнита 5 к счетному узлу 9. Весь механизм смонтирован в корпусе прибора и закрыт защитным стеклом с ободком 8. В корпусе имеется еще гнездо 12 для установки
лампы подсветки шкалы прибора и гнездо б с синим светофильтром для установки контрольной лампы «дальний свет».

Система электроспидометра питается от аккумуляторных батарей и защищена предохранителем на 2 а.

Электроспидометр работает следующим образом.

При вращении вторичного вала коробки передач вращается также коллектор датчика и преобразует постоянный ток, получаемый от батареи, в переменный ток, частота которого изменяется в зависимости от числа оборотов коллектора датчика. Переменный ток поступает в обмотки электродвигателя спидометра, соединенные по схеме «звезда». Обмотки создают вращающееся магнитное поле, которое увлекает за собой постоянный магнит 5. Скорость вращения магнита 5 зависит от скорости вращения коллектора 19 и синхронна ей.

Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/05300_transport/013_avtomobili_maz_500_i_modifikacii_instrikcii_1968/171.htm

7.7. Контрольно-измерительные приборы. Устройство.

На автомобилях установлены спидометр, комбинация приборов, двухстрелочный указатель давления, блоки контрольных и сигнальных ламп, сигнализаторы, указывающие водителю на экстремальное состояние в той или иной системе, комплект датчиков, включатели и переключатели.
Комбинация приборов (рис.149) включает в себя указатели: уровни топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, напряжения(вольтметр). Кроме того, в комбинацию входят сигнализаторы перегрев охлаждающей жидкости, заниженного (аварийного) давления масла в двигателе и резерва топлива.
Схема соединения комбинации приборов с датчиками показана на рис.150.
Каждый прибор комбинации состоит из пластмассовой колодочки 5 (см.рис.149), несущей на себе обмотки W1, W2 и W3. Между обмотками помещена ось, на которую насажены постоянный магнит и стрелка прибора.
В одном углу колодочки запрессован постоянный магнит 6. При отсутствии тока в цепи взаимодействуют поля этих двух магнитов и располагают стрелку в крайнем левом положении.
При включении тока последний проходит последовательно обмотки W2 и W3 и сопротивление температурной компенсации Rтк, служащее для стабилизации показаний прибора при изменении его температуры. Одновременно ток проходит по обмотке W1 сопротивлению R датчика. Сопротивление датчика изменяется: у датчика давления масла и уровня топлива за счёт изменения положения ползунка реостата, у датчика указателя температуры за счёт изменения сопротивления самого терморезистора. При изменении сопротивления датчика изменяется величина тока в обмотке W1. Так как в обмотках W2 и W3 ток не изменяет своей величины, то положение стрелки прибора зависит от взаимодействия полей обмоток W2 и W3 с полем обмотки W1 изменяющей свою величину. Результирующее поле всех катушек устанавливает дисковый магнит стрелки в соответствующее положение.
Аналогичным образом работают два указателя давления, установленные в указателе УК168 и показывающие давление воздуха в контурах тормозной системы.
Спидометр, выполненный в одном стиле с комбинацией приборов, работает в комплекте с датчиком, установленным на коробке передач (рис.151).
На вторичный вал коробки передач насажено трехзаходное червячное колесо 3, которое входит в зацепление с ведомым червячным колесом 4, выполненным заодно с валом. На хвостовик валика насажена прямозубая цилиндрическая шестерня 1, находящаяся в зацеплении с шестерней 5 привода датчика спидометра.

Читайте также:  Время шиномонтажа одного автомобиля

Источник статьи: http://vajnovsem.ru/instr-maz/instr-maz98.html

7.7.2 Контрольно-измерительные приборы. Ремонт

При отказе приборов следует в первую очередь определить исправность предохранителей № 6 и 8. Убедившись в исправности предохранителей, можно искать возникшую неисправность.
Самый простой метод определения неисправностей в системе контрольно-измерительных приборов — это последовательная замена сначала датчиков, потом приборов-указателей. Перед такой проверкой необходимо убедиться в исправности цепей от приборов к датчикам. Для этого от датчиков отсоединяют провод и замыкают его на массу. Стрелки указателей температуры и давления должны в этом случае занять на шкале крайнее правое положение. При отсоединении проводов от массы стрелки должны вернуться в исходное положение. Отклонение стрелки и возвращение её в исходное положение свидетельствуют об исправности электрической цепи от прибора к датчику. Стрелка указателя уровня топлива при замыкании провода у датчика на массу должна установиться на нулевую отметку шкалы. Если цепи приборов исправны, то производится замена соответствующего датчика. Если после этого прибор не станет нормально работать, его следует заменить.
Приборы и датчики ремонту не подлежат, и при выходе из строя заменяются целиком.
При необходимости произвести оценку точности показаний приборов следует руководствоваться следующими данными.
Указатель напряжения имеет цветные зоны, на красной зоне нанесена полоса, соответствующая напряжению 24В, на зеленой — 28В. Указатели давления, уровня топлива и температуры проверяются по контрольному сопротивлению по схеме, указанной на рис.152.

Приборы подключаются к источнику постоянного напряжения 24-26В и к магазину сопротивлений. Для цели этой можно использовать магазин сопротивлений МКС-6 или любой другой, позволяющий набирать сопротивления от 50 до 560Ом через интервал 0,5Ом. К магазину сопротивлений поочередно подсоединяются провода I, II и III от приборов комбинаций и на магазине набираются сопротивления, указанные в табл. 24.

Датчик указателя уровня топлива имеет встроенные контакты для сигнализатора резерва топлива. В случае отказа в работе сигнализатора следует оранжевый провод штекерной колодки датчика, установленного в баке, замкнуть на массу. При этом, если цепь исправна, должна загореться сигнальная лампа, установленная в комбинации приборов. Если лампа не загорится — датчик неисправен и его необходимо заменить.
При отказе в работе спидометра сначала снимают с автомобиля датчик и производят его проверку по схеме, показанной на рис.153.

С помощью контрольной лампы 5 проверяется исправность обмоток датчика путем подключения напряжения поочередно к клеммам 1-2; 2-3 и 1-3 штекерной колодки датчика. При этом контрольная лампа должна гореть, что свидетельствует об исправности обмоток датчика. Если в одном из этих замеров лампа гореть не будет — датчик неисправен и подлежит замене. После проверки целостности обмоток датчик проверяется на короткое замыкание на корпус. Проверка производится контрольной лампой. При этом лампа не должна гореть, что свидетельствует об исправности датчика. Если при исправном датчике спидометр не работает, следует заменить прибор-указатель.

Источник статьи: http://vajnovsem.ru/instr-maz/instr-maz100.html

Прибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802. Руководство, распиновка.

Прибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802. Руководство, распиновка.

Руководство по эксплуатации 81.3802010РЭ.

Прибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802.

Приборы показывающие спидометра (далее по тексту «ППС») 81.3802 (код ОКП 45 7381 3627) и 811.3802 (код ОКП 45 7381 3629) соответствуют ТУ37.453.180-2005 и предназначены для:

  • измерения и отображения скорости движения автомобиля;
  • измерения и отображения пройденного расстояния (общего и суточного пробега);
  • отображения текущего времени;
  • сигнализации о превышении предельной скорости движения автомобиля;
  • отображения коэффициента ППС К (количество импульсов на 1 км пройденного пути) после ввода кода доступа;
  • измерения количества импульсов, поступающих с датчика скорости (после ввода кода доступа);
  • формирования сигналов «Импульс скорости», «Малая скорость», «Превышение скорости», «Превышение частоты 133 Гц» для управления внешними устройствами транспортного средства.
Читайте также:  Снежный отвал для автомобиля уаз

ППС по габаритным и присоединительным размерам взаимозаменяем со спидометром VDO Kienzle 1323.

ППС рассчитан на эксплуатацию в комплекте с датчиками 4202.3843 («Завод «Автоприбор»), 4402.3843 («Завод «Автоприбор»), 2159 («VDO»), 2159.50 («VDO») или с аналогичными датчиками.

ППС81.3802 предназначен для работы в бортсети с напряжением 24 В, ППС811.3802 – 12 В.

Внешний вид и состав ППС.

1 – стрелочный прибор для отображения текущей скорости; 2 – ЖКИ для отображения: общего пробега, суточного пробега, текущего времени, коэффициента ППС К (количество импульсов на 1 км пройденного пути), предельной скорости, измеренного количества импульсов; 3 – светодиодный сигнализатор превышения предельной скорости; 4 – кнопка управления для выбора режима индикации ЖКИ и корректировки текущих значений; 5 – штыревые колодки разъемов А, В, С, D; 6 – пломбировочная крышка для защиты разъемов от несанкционированного отсоединения.

Основные технические характеристики ППС.

Техническая характеристика Значение
Диапазон показаний, км/ч 0 – 125
Диапазон измерений, км/ч 10 – 125
Напряжение питания Un, В:
ППС81.3802 24
ППС811.3802 12
Потребляемый ток при выключенном замке зажигания, мА, не более 5
Диапазон рабочей температуры, °С -40 – +70
Диапазон температуры хранения, °С -50 – +80
Емкость счетчика общего пробега, км 999999
Емкость счетчика суточного пробега, км 999,9
Диапазон изменения коэффициента ППС К, имп/км 2400 – 25000
Диапазон изменения предельной скорости, км/ч 5 – 120
Напряжение питания, формируемое для датчика скорости , В 8 ± 0,8
Параметры выходного сигнала «Импульс скорости»:
форма меандр
период период сигнала с датчика скорости
длительность импульса, с 16/К ± 10%
напряжение низкого уровня, В 0 – 1,9
напряжение высокого уровня, В 8 ± 0,8
сопротивление нагрузки, кОм, не менее 10
Параметры выходного сигнала «Малая скорость»:
напряжение при скорости меньше 3 км/ч, В Uп ±10%
напряжение при другой скорости, В 0 – 1,9
ток в нагрузку, мА, не более 200
Параметры выходного сигнала «Превышение скорости»:
напряжение при скорости больше предельной, В Uп ±10%
напряжение при другой скорости, В 0 – 1,9
ток в нагрузку, мА, не более 200
Параметры выходного сигнала «Превышение частоты 133 Гц»:
напряжение при частоте входного сигнала с датчика скорости большей 133Гц, В Uп±10%
напряжение при другой частоте входного сигнала с датчика скорости, В 0 – 1,9
ток в нагрузку, мА, не более 200

Выбор режима индикации ЖКИ и настройка параметров ППС.

ЖКИ ППС в рабочем состоянии обеспечивает семь режимов индикации (1 – 3 – пользовательские режимы, 4 – 7 – режимы программирования) в соответствии с таблицей. Смена пользовательского режима индикации возможна только при включенном замке зажигания и производится путем однократного нажатия на кнопку управления. Пользовательские режимы переключаются в следующей последовательности: 1 2 3 1 2 3 1 …

При включении замка зажигания ЖКИ ППС должен находится в режиме 1.

Номер режима Показание верхней строки Показание нижней строки Специальный символ
1 Общий пробег Текущее время
2 Общий пробег Суточный пробег km
3 Общий пробег Предельная скорость km/h
4 Слово «-CodE-» «0000»
5 Коэффициент ППС (без «ведущих» нулей)
6 Коэффициент ППС (с «ведущими» нулями)
7 Мигающее значение количества импульсов, поступивших с датчика

В первом режиме индикации есть возможность корректировки часов. Увеличение минут осуществляется поворотом кнопки по часовой стрелке. Увеличение часов осуществляется поворотом кнопки против часовой стрелки.

Обнуление счетчика суточного пробега возможно только во втором режиме индикации и осуществляется длительным нажатием кнопки (время удержания кнопки в нажатом состоянии не менее 3 с).

Корректировка значения предельной скорости возможна только в третьем режиме индикации. Увеличение значения предельной скорости осуществляется поворотом кнопки по часовой стрелке. Уменьшение значения предельной скорости осуществляется поворотом кнопки против часовой стрелки.

Для входа в режимы 5, 6, 7 необходимо войти в четвертый режим индикации – ввод кода доступа в режимы программирования. Для этого, при включении замка зажигания, необходимо удерживать кнопку в нажатом состоянии до тех пор, пока ЖКИ не включится в четвертом режиме индикации. Код доступа расположен сзади прибора под пломбировочной крышкой разъемов.

Чтобы набрать код, необходимо повторно нажать кнопку и удерживать ее в нажатом состоянии не менее 3 с, пока не замигает первый ноль слева в нижней строке, другие манипуляции кнопкой (поворот или короткое нажатие) переключат ЖКИ в первый режим индикации.

В четвертом режиме индикации при повороте кнопки по часовой стрелке мигающая цифра будет увеличиваться, при повороте против часовой стрелки – уменьшаться. Диапазон изменения вводимых цифр – от 0 до 9. Изменение цифры осуществляется «по кольцу» (при увеличении – за девяткой следует цифра ноль, при уменьшении – за нулем следует цифра девять). При однократном нажатии на кнопку мигающая цифра зафиксируется и мигать начнет следующая цифра по направлению слева направо.

Читайте также:  Допоборудование для автомобиля шкода

После ввода последней четвертой цифры однократное нажатие на кнопку переключит ЖКИ в пятый режим индикации (индикация коэффициента ППС), в случае правильности введенного кода. Если был введен неверный код, однократное нажатие кнопки после ввода последней четвертой цифры приведет к переключению ЖКИ в первый режим индикации.

Для перехода в шестой режим индикации (корректировки коэффициента ППС) необходимо в пятом режиме индикации удерживать кнопку управления в нажатом состоянии до тех пор, пока не замигает первая слева цифра коэффициента ППС (под коэффициент ППС отводятся пять знакомест).

В шестом режиме индикации при повороте кнопки управления по часовой стрелке мигающая цифра будет увеличиваться, при повороте против часовой стрелки – уменьшаться. Диапазон изменения вводимых цифр – от 0 до 9. Изменение цифры осуществляется «по кольцу» (при увеличении – за девяткой следует цифра ноль, при уменьшении – за нулем следует цифра девять). При однократном нажатии на кнопку управления мигающая цифра зафиксируется и мигать начнет следующая цифра по направлению слева направо. После ввода последней пятой цифры однократное нажатие на кнопку управления переключит ЖКИ в пятый режим индикации.

Если в шестом режиме индикации было введено значение меньше 2400, то после перехода в пятый режим индикации должно высветиться значение 2400. Если в шестом режиме индикации было введено значение больше 25000, то после перехода в пятый режим индикации должно высветиться значение 25000.

В пятом режиме индикации однократное короткое (меньше 3 с) нажатие кнопки управления переведет ЖКИ из пятого режима индикации в первый, после чего будет введен в действие обновленный коэффициент ППС.

В пятом режиме индикации поворот кнопки управления в любом направлении (по часовой стрелке или против) переключит ЖКИ ППС в седьмой режим индикации – измерение количества импульсов, поступающих с датчика скорости. Этот режим характеризуется шестью мигающими нулями в верхней строке ЖКИ. В седьмом режиме индикации любые манипуляции кнопкой управления (поворот или нажатие) должны вернуть ЖКИ в пятый режим индикации.

Работа ППС в режиме измерителя количества импульсов.

Седьмой режим используется для измерения коэффициента ППС. При данном режиме индикации автомобиль должен проехать, например, 100 м (или другое заранее известное расстояние) и остановиться. После остановки автомобиля, в верхней строке ЖКИ будет мигать число, соответствующее поступившему количеству импульсов. Если выбранное расстояние 100 м, то коэффициент спидометра равен количеству поступивших импульсов, умноженному на 10.

С целью повышения точности процесс измерения количества импульсов можно повторить несколько раз и потом рассчитать среднее арифметическое значение коэффициента ППС.

Подключение ППС.

Для подключения внешних цепей к ППС необходимо использовать гнездовые колодки и гнезда, приведенные в таблице или аналогичные.

Обозначение Тип Цвет колодки
Колодка A 927365-1 «AMP» белая
Колодка B 927366-1 «AMP» желтая
Колодка C 927367-1 «AMP» красная
Колодка D 927368-1 «AMP» коричневая
Гнездо 927590-1 «AMP»

При подключении к ППС напряжения питания от аккумулятора стрелочный прибор и ЖКИ должны отработать режим теста (на ЖКИ высветятся все сегменты, а стрелка дойдет до максимального значения шкалы и вернется на нулевую отметку). По завершению теста, если включен замок зажигания, ППС должен находится в полностью рабочем состоянии, если замок зажигания выключен – ППС будет работать в режиме энергосбережения (на ЖКИ отсутствует информация, измеритель частоты входного сигнала с датчика скорости выключен, стрелка находится на нулевой отметке шкалы).

Назначение выводов штыревых колодок ППС (распиновка).

Номер контакта Назначение
1 Вход «+» (от аккумулятора)
2 Вход «+» (на лампы подсветки)
3 Вход «+» (после замка зажигания)
4 Резерв
5 Вход «-»
6 Вход «-» (на лампы подсветки)
7 Резерв
8 Выход сигнала «Превышение скорости»
1 Выход «+8В» на датчик скорости
2 Выход «-» на датчик скорости
3 Вход частотного сигнала с датчика скорости
4 Резерв
5 Резерв
6 Резерв
7 Выход импульса скорости
8 Резерв
1 Резерв
2 Резерв
3 Резерв
4 Резерв
5 Выход сигнала «Превышение частоты 133 Гц»
6 Резерв
7 Резерв
8 Резерв
1 Резерв
2 Резерв
3 Выход импульса скорости (аналогичен клемме 7 разъема В)
4 Резерв
5 Резерв
6 Резерв
7 Резерв
8 Выход сигнала «Малая скорость»

Маркировка разъемов и контактов нанесена на крышке прибора.

Источник статьи: http://almarka.ru/pribor-pokazyvajushhij-spidometra-81-3802-811-3802-rukovodstvo-raspinovka/