Меню

Устройство рессоры автомобиля маз

Устройство рессоры автомобиля маз

Устройство рессорной подвески МАЗ-500

Подвеска передней оси и заднего моста автомобиля осуществляется с помощью продольных полуэллиптических рессор. Рессоры воспринимают вертикальную нагрузку от силы тяжести автомобиля и обеспечивают возможность передачи на раму тяговых, тормозных и скручивающих усилий от ведущего моста автомобиля.

На управляемую ось передаются те же усилия, за исключением тяговых. Кроме того, подвеска управляемой оси обусловливает правильную кинематику рулевого привода.

Передняя подвеска снабжена гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия; задняя подвеска имеет дополнительные рессоры-подрессорники.

Все листы рессор изготовлены из полосовой рессорной стали 60С2. Для увеличения усталостной прочности листы подвергаются термической обработке — закалке в штампах, фиксирующих заданную кривизну листа. Твердость листов после термической обработки составляет НВ 363—444. После термической обработки все листы рессор, кроме листов дополнительной рессоры, с вогнутой стороны подвергаются дробеструйной обработке. У всех рессор листы в центре стянуты центровым болтом, что облегчает их сборку. Чтобы листы рессор не расходились в стороны, их стягивают несколькими хомутиками из полосовой стали.

Рис. 71. Передняя подвеска:
1 — балка передней оси; 2 — амортизатор; 3—задняя стремянка; 4— передняя стремянка; 5 — накладка стремянки накладного ушка; 6 — стремянка крепления накладного ушка; 7— накладное ушко; 8 — стяжной болт; 9—палец рессоры; 10— передний кронштейн; И — передняя рессора; 12 — упорный кронштейн буфера рессоры; 13—накладка; 14 — основной буфер рессоры; 15 — кронштейн крепления амортизатора к раме; 16 — шайба; 17 — верхний вкладыш скользящей опоры: 18 — стяжной болт заднего кронштейна; 19 — боковой вкладыш скользящей опоры; 20 — задний кронштейн рессоры; 21 — дополнительный резиновый буфер; 22 — угольник; 23 — кронштейн крепления амортизатора к балке передней оси; 24 — гайки крепления стремянок рессор; 25 — втулка; 26 — масленка пальца рессоры; 27 — палец крепления накладного ушка: 28 — палец;
29 — резиновая втулка; 30 — центровой болт

Устройство передней подвески показано на рис. 71. В связи

с тем, что на переднюю ось автомобиля-самосвала MA3-503 приходится большая нагрузка, передняя рессора у него имеет на один лист больше, чем у автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-504.

Дополнительный лист рессоры на автомобиле MA3-503 устанавливается пятым сверху; все остальные листы для всех моделей автомобилей одинаковые.

Для установки на автомобили рессор с минимальным расхождением по стреле прогиба собранные рессоры после осадки в зависимости от стрелы прогиба сортируют на две группы: первая группа — стрела прогиба равна 142+8 мм и вторая группа —стрела прогиба равна 142_8 мм. На автомобиль устанавливают рессоры только одной группы.

С целью уменьшения трения между листами перед сборкой рессоры их смазывают графитной смазкой.

Два верхних листа рессоры имеют одинаковую длину. У третьего листа сзади отогнут конец, что позволяет деформироваться концам верхних листов. Все остальные листы постепенно уменьшаются по длине, вследствие чего напряжения в листах рессоры распределяются равномерно.

К заднему концу пятого листа рессоры приклепывается стяжной хомут, ушки которого стягиваются болтами с распорными втулками. К обоим концам десятого листа рессоры также приклепываются стяжные хомуты.

Рессора средней частью опирается на специальную площадку балки 1 и крепится к ней через литую накладку 13 двумя стремянками 3 и 4, изготовленными из легированной стали 40Х; стремянки затягиваются высокими гайками 24.

В литой накладке рессоры укреплен основной резиновый буфер 14, который выступает из нее и ограничивает прогиб рессоры, предотвращая тем самым удар ее о продольную балку рамы. К продольной балке рамы и приклепанному к ней угольнику 22 болтами прикреплен дополнительный резиновый буфер 21, смягчающий удары и несколько увеличивающий жесткость рессоры при значительных перегрузках.

На переднем конце коренного листа установлено отъемное накладное ушко 7, в центральное отверстие которого запрессована втулка 25. В передней части накладное ушко крепится к коренному листу рессоры с помощью ступенчатого пальца 27 с резьбой на конце. Торцом стержня увеличенного диаметра палец упирается в коренной лист и надежно притягивается к нему корончатой гайкой, опирающейся на выемку в накладном ушке. Затем гайку шплинтуют. Передний конец подкоренного листа имеет овальное отверстие, в которое входит утолщенная часть пальца. Наличие овального отверстия в этом листе, а также зазор 0,3—1,25 мм между головкой пальца и подкоренным листом дает возможность перемещаться листам в продольном направлении.

Задний конец накладного ушка приклепан к коренному листу

рессоры и дополнительно притянут стремянкой 6, охватывающей ушко по выемке и четыре листа рессоры. К четвертому листу снизу приклепана накладка 5, имеющая два отверстия, через которые проходит стремянка ушка. На резьбовые концы стремянки навертываются г^йки таким образом, чтобы между листами был некоторый зазор (примерно 0,3—0,8 мм). Для этого гайки вначале завертывают до отказа, а затем отвертывают на 1,5—2 оборота и в таком положении раскернивают резьбу в двух противоположных точках, фиксируя положение гаек на стремянке. Плотная затяжка гаек на стремянке недопустима, так как усилия, возникающие при продольном перемещении охваченных стремянкой листов рессоры, могут срезать стержни стремянок.

Передний конец рессоры посредством пальца 9 соединяется с кронштейном 10 на раме. В кронштейне палец закреплен неподвижно и опирается на обе его щеки. Для предотвращения проворачивания и перемещения пальца в кронштейне на концах пальца имеется лыска, в которую входит болт, стягивающий разрезную часть кронштейна. Втулка 25 накладного ушка, изготовленная из перлитного ковкого чугуна, повышает износостойкость соединения с пальцем рессоры.

Читайте также:  Дверь для автомобиля 6 букв

Задний конец рессоры сделан скользящим. Коренной и подкоренной листы, имеющие сзади одинаковую длину, свободно опираются на цилиндрическую поверхность внутренней части заднего кронштейна 20. Вследствие этого при изменении длины рессор, вызванной их деформацией, концы рессор могут скользить по этой опорной поверхности. Щеки заднего кронштейна, стянутые болтом 18 через распорную втулку, препятствуют расхождению концов коренного и подкоренного листов рессоры.

Для предохранения заднего кронштейна рессоры от интенсивного износа в результате скольжения концов рессоры по опорной поверхности к его внутренней поверхности крепятся сменные защитные вкладыши—один верхний 17 и два боковых 19.

Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/05300_transport/013_avtomobili_maz_500_i_modifikacii_instrikcii_1968/098.htm

Устройство рессоры автомобиля маз

РЕССОРНАЯ ПОДВЕСКА АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516

Передняя ось и задний мост автомобилей соединены с рамой при помощи продольных полуэллиптических рессор. Рессоры воспринимают вертикальную нагрузку от силы тяжести автомобиля и обеспечивают возможность передачи на раму тяговых, тормозных и скручивающих усилий от мостов автомобиля. Передняя подвеска (рис. 78) снабжена гидравлическими амортизаторами двойного действия, задняя подвеска двухосных автомобилей имеет дополнительные рессоры — подрессорники.

Все листы рессор изготовлены из полосовой рессорной стали 60С2. Для увеличения усталостной прочности листы термически обработаны, закалены в штампах, фиксирующих заданную кривизну листа. Твердость листов после термической обработки составляет НВ 363—444. После термической обработки три первых листа рессор с вогнутой стороны подвергают дробеструйной обработке. У всех рессор листы в центре стянуты центровым болтом, что облегчает их сборку. Чтобы листы рессор не расходились в стороны, их стягивают несколькими хомутиками из полосовой стали.

Рис. 78. Передняя подвеска автомобилей:
1 — передний кронштейн; 2 — палец крепления рессоры; 3 — рессора; 4 — кронштейн буфера; 5 — накладка рессоры; 6 — буфер рессоры; 7 — стремянка; 8 — амортизатор; 9 — дополнительный буфер рессоры; 10 — задний кронштейн

Собранные рессоры после осадки в зависимости от стрелы прогиба сортируют на две группы. К первой группе относятся рессоры со стрелой прогиба, равной 116+8 мм, а ко второй — со стрелой прогиба 116-8 мм. На автомобиль устанавливают рессоры только одной группы. С целью уменьшения трения между листами перед сборкой рессоры их смазывают графитной смазкой.

Два верхних листа рессоры имеют одинаковую длину. У третьего листа сзади отогнут конец, что позволяет деформироваться концам верхних листов. Все остальные листы постепенно уменьшаются по длине, вследствие чего напряжения в листах рессоры распределяются равномерно.

К заднему концу пятого листа рессоры приклепан стяжкой хомут, ушки которого стягиваются болтами с распорными втулками. К обоим концам десятого листа рессоры также приклепаны стяжные хомуты.

Рессора средней частью опирается на площадку балки и прикреплена к ней через литую накладку 5 двумя стремянками 7, изготовленными из легированной стали 40Х; стремянки затянуты высокими гайками.

В литой накладке рессоры укреплен основной резиновый буфер 6, который выступает из нее и ограничивает прогиб рессоры, предотвращая тем самым удар ее о раму. К продольной балке рамы и прикрепленному к нему угольнику болтами прикреплен дополнительный резиновый буфер 9, смягчающий удары и несколько увеличивающий жесткость рессоры при перегрузках.

На переднем конце коренного листа установлено отъемное накладное ушко 9 (рис. 79), в центральное отверстие которого запрессована втулка 5. В передней части накладное ушко прикреплено к коренному листу рессоры с помощью ступенчатого пальца 4 с резьбой на конце. Торцом стержня увеличенного диаметра палец упирается в коренной лист и надежно притягивается к нему корончатой гайкой, опирающейся на выемку в накладном ушке. Передний конец подкоренного листа имеет овальное отверстие, в которое входит утолщенная часть пальца. Наличие овального отверстия в этом листе, а также зазор 0,3—1,25 мм между головкой пальца и подкоренным листом дает возможность перемещаться листам в продольном направлении.

Рис. 79. Крепление ушка рессоры: 1 — стремянка; 2 и 7 — гайки; 3 — накладка; 4 — палец; 5 — втулка; 6—шайба; 8 — шплинт; 9 — ушко; 10 — втулка ушка

Задним конец накладного ушка притянут к коренному листу рессоры стремянкой 1, охватывающей ушко по выемке и четыре листа рессоры.

Передний конец рессоры посредством пальца 2 (см. рис. 78) соединен с кронштейном 1 на раме. В кронштейне палец закреплен неподвижно и опирается на обе его щеки. Для предотвращения проворачивания и перемещения в кронштейне палец имеет скос. Втулка накладного ушка, изготовленная из перлитного ковкого чугуна, повышает износостойкость соединения с пальцем рессоры.

Задний конец рессоры сделан скользящим. Коренной и подкоренной листы, имеющие сзади одинаковую длину, свободно опираются на цилиндрическую поверхность внутренней части заднего кронштейна 10. Вследствие этого при изменении длины рессор, вызванной их деформацией, концы рессор могут скользить по этой опорной поверхности. Щеки заднего кронштейна, стянутые болтом через распорную втулку, препятствуют расхождению концов коренного и подкоренного листов рессоры.

Для предохранения заднего кронштейна рессоры от интенсивного износа вследствие скольжения концов рессоры по опорной поверхности к его внутренней поверхности прикреплены сменные защитные вкладыши -— один верхний и два боковых.

Читайте также:  Топ самые безопасные автомобили 2017

В задней подвеске (рис. 80) у рессоры к заднему концу шестого листа и обоим концам восьмого листа приклепаны стяжные хомуты, ушки которых стянуты болтами с распорными втулками. Верхние три листа сзади имеют одинаковую длину, у остальных листов длина каждого последующего листа меньше предыдущего. Задние рессоры в зависимости от прогиба стрелы также делят на две группы. К первой группе относят рессоры, у которых стре-

л а прогиба равна 142+8 мм, ко второй — рессоры со стрелой прогиба 142-в мм.

На переднем конце коренного листа установлено отъемное накладное ушко 13, принципиально ничем не отличающееся от описанного выше накладного ушка передней рессоры. Размеры заднего накладного ушка больше переднего. Палец 11, соединяющий ушко с кронштейном рессоры, также имеет больший диаметр. Крепление ушка на рессоре и фиксация пальца в переднем кронштейне задней рессоры аналогичны таким же соединениям на передней рессоре.

Задний конец рессоры также выполнен скользящим, а в заднем кронштейне предусмотрены такие же защитные вкладыши, как в заднем кронштейне передней рессоры.

Дополнительные задние рессоры 5 делятся на две группы-, к первой относятся рессоры со стрелой прогиба, равной 85+6 мм, ко второй — со стрелой прогиба 8EL6 мм.

К концам четвертого листа дополнительной рессоры приклепаны хомуты, ограничивающие смещение листов рессоры. Концы хомутов загнуты на первый лист рессоры.

Дополнительная рессора имеет прямые концы и опирается на скользящие опоры кронштейнов рамы. Она расположена сверху на основной рессоре. На ней установлена литая накладка, а между дополнительной и основной рессорой — прокладка.

К балке заднего моста основная и дополнительная рессоры прикреплены стремянками 6- Для этого на верхней плоскости балки моста имеется опорная площадка. Стремянки проходят через приливы в нижней площадке балки заднего моста и притянуты к ней высокими гайками.

Толкающие усилия от заднего моста к раме передаются передним концом коренного листа основной рессоры. Ограничителем прогиба задней рессоры служит резиновый буфет, установленный на балке моста рядом с рессорой и упирающийся в нижнюю полку продольной балки рамы. В этом месте внутри продольной балки установлен усиливающий угольник, повышающий жесткость нижней полки.

Подвеска задней тележки показана на рис. 81. Рессора задней подвески имеет 15 листов, размер сечения каждого — 90X12 мм, а стрела прогиба рессоры в сборе 65+8 мм. Рессоры выполнены несимметричного типа и установлены короткими концами к балансиру. Концы рессор имеют накладные съемные ушки, аналогичные по конструкции ушкам задней рессоры МАЗ-500А. Балансир и накладные ушки имеют съемные втулки.

Рис. 80. Задняя подвеска автомобилей МАЗ-500А и МАЗ-504А:
1 — передний кронштейн; 2 — масленка; 3 — кронштейн дополнительной задней рессоры; 4 — основная рессора; 5 — дополнительная рессора; 6 — стремянка; 7 — накладка задней рессоры; 8 — балка заднего моста; 9 — подкладные листы; 10 — задний кронштейн; 11 — палец ушка; 12 — втулка; 13 — накладное ушко; 14 — стяжной болт

Источник статьи: http://sinref.ru/avtomobili/MAZ/009_maz_500a_504a_516_visotski_1973/044.htm

Устройство рессоры автомобиля маз

РЕССОРНАЯ ПОДВЕСКА АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516

Передняя ось и задний мост автомобилей соединены с рамой при помощи продольных полуэллиптических рессор. Рессоры воспринимают вертикальную нагрузку от силы тяжести автомобиля и обеспечивают возможность передачи на раму тяговых, тормозных и скручивающих усилий от мостов автомобиля. Передняя подвеска (рис. 78) снабжена гидравлическими амортизаторами двойного действия, задняя подвеска двухосных автомобилей имеет дополнительные рессоры — подрессорники.

Все листы рессор изготовлены из полосовой рессорной стали 60С2. Для увеличения усталостной прочности листы термически обработаны, закалены в штампах, фиксирующих заданную кривизну листа. Твердость листов после термической обработки составляет НВ 363—444. После термической обработки три первых листа рессор с вогнутой стороны подвергают дробеструйной обработке. У всех рессор листы в центре стянуты центровым болтом, что облегчает их сборку. Чтобы листы рессор не расходились в стороны, их стягивают несколькими хомутиками из полосовой стали.

Рис. 78. Передняя подвеска автомобилей:
1 — передний кронштейн; 2 — палец крепления рессоры; 3 — рессора; 4 — кронштейн буфера; 5 — накладка рессоры; 6 — буфер рессоры; 7 — стремянка; 8 — амортизатор; 9 — дополнительный буфер рессоры; 10 — задний кронштейн

Собранные рессоры после осадки в зависимости от стрелы прогиба сортируют на две группы. К первой группе относятся рессоры со стрелой прогиба, равной 116+8 мм, а ко второй — со стрелой прогиба 116-8 мм. На автомобиль устанавливают рессоры только одной группы. С целью уменьшения трения между листами перед сборкой рессоры их смазывают графитной смазкой.

Два верхних листа рессоры имеют одинаковую длину. У третьего листа сзади отогнут конец, что позволяет деформироваться концам верхних листов. Все остальные листы постепенно уменьшаются по длине, вследствие чего напряжения в листах рессоры распределяются равномерно.

К заднему концу пятого листа рессоры приклепан стяжкой хомут, ушки которого стягиваются болтами с распорными втулками. К обоим концам десятого листа рессоры также приклепаны стяжные хомуты.

Рессора средней частью опирается на площадку балки и прикреплена к ней через литую накладку 5 двумя стремянками 7, изготовленными из легированной стали 40Х; стремянки затянуты высокими гайками.

Читайте также:  Пластиковая защита для арок автомобиля

В литой накладке рессоры укреплен основной резиновый буфер 6, который выступает из нее и ограничивает прогиб рессоры, предотвращая тем самым удар ее о раму. К продольной балке рамы и прикрепленному к нему угольнику болтами прикреплен дополнительный резиновый буфер 9, смягчающий удары и несколько увеличивающий жесткость рессоры при перегрузках.

На переднем конце коренного листа установлено отъемное накладное ушко 9 (рис. 79), в центральное отверстие которого запрессована втулка 5. В передней части накладное ушко прикреплено к коренному листу рессоры с помощью ступенчатого пальца 4 с резьбой на конце. Торцом стержня увеличенного диаметра палец упирается в коренной лист и надежно притягивается к нему корончатой гайкой, опирающейся на выемку в накладном ушке. Передний конец подкоренного листа имеет овальное отверстие, в которое входит утолщенная часть пальца. Наличие овального отверстия в этом листе, а также зазор 0,3—1,25 мм между головкой пальца и подкоренным листом дает возможность перемещаться листам в продольном направлении.

Рис. 79. Крепление ушка рессоры: 1 — стремянка; 2 и 7 — гайки; 3 — накладка; 4 — палец; 5 — втулка; 6—шайба; 8 — шплинт; 9 — ушко; 10 — втулка ушка

Задним конец накладного ушка притянут к коренному листу рессоры стремянкой 1, охватывающей ушко по выемке и четыре листа рессоры.

Передний конец рессоры посредством пальца 2 (см. рис. 78) соединен с кронштейном 1 на раме. В кронштейне палец закреплен неподвижно и опирается на обе его щеки. Для предотвращения проворачивания и перемещения в кронштейне палец имеет скос. Втулка накладного ушка, изготовленная из перлитного ковкого чугуна, повышает износостойкость соединения с пальцем рессоры.

Задний конец рессоры сделан скользящим. Коренной и подкоренной листы, имеющие сзади одинаковую длину, свободно опираются на цилиндрическую поверхность внутренней части заднего кронштейна 10. Вследствие этого при изменении длины рессор, вызванной их деформацией, концы рессор могут скользить по этой опорной поверхности. Щеки заднего кронштейна, стянутые болтом через распорную втулку, препятствуют расхождению концов коренного и подкоренного листов рессоры.

Для предохранения заднего кронштейна рессоры от интенсивного износа вследствие скольжения концов рессоры по опорной поверхности к его внутренней поверхности прикреплены сменные защитные вкладыши -— один верхний и два боковых.

В задней подвеске (рис. 80) у рессоры к заднему концу шестого листа и обоим концам восьмого листа приклепаны стяжные хомуты, ушки которых стянуты болтами с распорными втулками. Верхние три листа сзади имеют одинаковую длину, у остальных листов длина каждого последующего листа меньше предыдущего. Задние рессоры в зависимости от прогиба стрелы также делят на две группы. К первой группе относят рессоры, у которых стре-

л а прогиба равна 142+8 мм, ко второй — рессоры со стрелой прогиба 142-в мм.

На переднем конце коренного листа установлено отъемное накладное ушко 13, принципиально ничем не отличающееся от описанного выше накладного ушка передней рессоры. Размеры заднего накладного ушка больше переднего. Палец 11, соединяющий ушко с кронштейном рессоры, также имеет больший диаметр. Крепление ушка на рессоре и фиксация пальца в переднем кронштейне задней рессоры аналогичны таким же соединениям на передней рессоре.

Задний конец рессоры также выполнен скользящим, а в заднем кронштейне предусмотрены такие же защитные вкладыши, как в заднем кронштейне передней рессоры.

Дополнительные задние рессоры 5 делятся на две группы-, к первой относятся рессоры со стрелой прогиба, равной 85+6 мм, ко второй — со стрелой прогиба 8EL6 мм.

К концам четвертого листа дополнительной рессоры приклепаны хомуты, ограничивающие смещение листов рессоры. Концы хомутов загнуты на первый лист рессоры.

Дополнительная рессора имеет прямые концы и опирается на скользящие опоры кронштейнов рамы. Она расположена сверху на основной рессоре. На ней установлена литая накладка, а между дополнительной и основной рессорой — прокладка.

К балке заднего моста основная и дополнительная рессоры прикреплены стремянками 6- Для этого на верхней плоскости балки моста имеется опорная площадка. Стремянки проходят через приливы в нижней площадке балки заднего моста и притянуты к ней высокими гайками.

Толкающие усилия от заднего моста к раме передаются передним концом коренного листа основной рессоры. Ограничителем прогиба задней рессоры служит резиновый буфет, установленный на балке моста рядом с рессорой и упирающийся в нижнюю полку продольной балки рамы. В этом месте внутри продольной балки установлен усиливающий угольник, повышающий жесткость нижней полки.

Подвеска задней тележки показана на рис. 81. Рессора задней подвески имеет 15 листов, размер сечения каждого — 90X12 мм, а стрела прогиба рессоры в сборе 65+8 мм. Рессоры выполнены несимметричного типа и установлены короткими концами к балансиру. Концы рессор имеют накладные съемные ушки, аналогичные по конструкции ушкам задней рессоры МАЗ-500А. Балансир и накладные ушки имеют съемные втулки.

Рис. 80. Задняя подвеска автомобилей МАЗ-500А и МАЗ-504А:
1 — передний кронштейн; 2 — масленка; 3 — кронштейн дополнительной задней рессоры; 4 — основная рессора; 5 — дополнительная рессора; 6 — стремянка; 7 — накладка задней рессоры; 8 — балка заднего моста; 9 — подкладные листы; 10 — задний кронштейн; 11 — палец ушка; 12 — втулка; 13 — накладное ушко; 14 — стяжной болт

Источник статьи: http://www.sinref.ru/avtomobili/MAZ/009_maz_500a_504a_516_visotski_1973/044.htm