Меню

Устройство рефрижератора для автомобиля

Устройство рефрижератора для автомобиля

Рефрижератор — это полуприцеп, состоящий из изотермического фургона из сэндвич-панелей и холодильного оборудования, служащий для перевозки скоропортящихся и замороженных продуктов, требующих надежной термоизоляции от окружающей среды.

При наружной температуре +30 С такой полуприцеп понижает ее внутри кузова, а потом поддерживает в диапазоне от +12 до -20 градусов, в зависимости от требований данного груза, степени герметичности фургона и вида холодильной установки.

Рефрижераторы автомобильные

Автомобильные рефрижераторы очень популярные среди отечественных перевозчиков. Они востребованы как зимой, так и летом. Причем, следует заметить, что стоимость перевозки продуктов таким подвижным составом немного больше, нежели другими видами полуприцепов. Для тех, кто не понимает, о чем идет речь, на нашем сайте представлены фотографии рефрижераторов, а ниже статьи показан ролик.

Кроме собственно рефрижераторов, полуприцеп может исполнять роль ледника или отапливаемого транспортного средства. Источником холода в фургоне служат эвтектические плиты, сухой или естественный лед, сжиженные газы. Внутри кузова температура может колебаться от +7 °С до -20 °С. Отопительная установка может повышать температуру внутри изотермического фургона и поддерживать на уровне +12 °С при средней наружной температуре в -20 °С в течение двенадцати часов.

Если перевозчикам необходимо постоянно перевозить несколько грузов при разной температуре, то он может заказать изготовление мультитемпературных рефрижераторов.

Рефрижераторы рассчитаны на эксплуатацию при температуре от -40 до +40 °С и относительной влажности воздуха 80 процентов.

Устройство рефрижератора

Стенки рефрижераторов, как правило, делают из монолитных сэндвич-панелей, имеющих толщину 4-8 см, соединяемых между собой внешними и внутренними элементами обрамления. Стыки этих сэндвич-панелей выполняются герметично, чтобы не образовалось тепловых мостов. Двери имеют уплотнитель из эластичного износостойкого резинового профиля, который обеспечивают надежную термоизоляцию.

Теплоизолирующим слоем в рефрижераторах выступает пенополиуретан, плотностью 60 кг/м 3, который обладает низким коэффициентом теплопроводности (0,035 Вт/м2). Данный материал прошел испытание на токсичность и был признан безопасным в использовании как теплоизолятор. Он также устойчив к гниению, воздействию микроорганизмов и плесени.

Бескаркасная технология сборки, а также применение прочных и легких материалов позволяют снизить массу рефрижератора, увеличив при этом массу перевозимого груза, но сохранив достаточную прочность кузова.

В качестве внутренней и наружной обшивок могут применяться:

  • стальной оцинкованный лист, в том числе с полимерным или эмалевым покрытием;
  • стальной плакированный лист;
  • фанера ламинированная;
  • фанера, оклеенная армированным пластиком;
  • сталь нержавеющая глянцевая;
  • плакированный алюминиевый лист «чешуя».

Полом в качественном рефрижераторе является сэндвич-панель, которая состоит из многослойной фанеры. Пол может покрываться оцинкованной сталью разной толщины, сталью рифленой, алюминием рифленым, заливками из полимерных материалов.

Типы рефрижераторов

Рефрижератор изготавливается в двух вариантах:

  1. на шасси бортового полуприцепа (вкладная сэндвич-панель пола);
  2. на специальном шасси, которая предназначена для применения с несущей панелью пола и крепится непосредственно на шасси.

Второй вариант обладает сниженной снаряженной массой и увеличенной грузоподъемностью. Иногда для облегчения шасси для рефрижераторов, конструкцию изготавливают полурамной. Но не следует забывать ее основный недостаток — вероятность появления трещин на стыке седельной площадки с рамой.

Для предотвращения перемещению груза внутри фургона и для удобного рассортирования его, внутри фургона могут устанавливать съемные сетчатые перегородки.

Все составляющие рефрижератора (изотермический фургон, холодильная установка и шасси) должны соответствовать друг другу, а также выбранному температурному режиму внутри полуприцепа.

Холодильные установки рефрижератора

  1. Оборудование с прямым приводом. Оно работает от двигателя автомобиля, поэтому выбирать такой тип имеет смысл лишь при небольшом объеме фургона.
  2. Оборудование с эвтектическими плитами. Этот вид подойдет для фургонов, двери которых открываются довольно часто, а остановки частые, но кратковременные. Допустим, при перевозке мороженого. Эвтектические плиты во время ночной стоянки замораживаются при подключении к электросети примерно до -30 °С. В течение рабочего дня они поддерживают низкую температуру, вне зависимости от того, сколько раз будут открываться двери фургона. Первая зарядка обычно длится 12-14 часов, а последующие — примерно 8 часов.
  3. Автономное холодильное оборудование. Оно работает от автономного источника питания, поэтому является самым удобным для полуприцепов с большим объемом кузова.

Источник статьи: http://gruz-xatt.com/publ/pricepnaja_tekhnika/pricepnaja_tekhnika/avtomobilnye_refrizheratory_ustrojstvo_tipy_i_princyp_raboty/4-1-0-26

Назначение и устройство рефрижератора

Для перевозки скоропортящихся или замороженных пищевых продуктов, особенно на дальние расстояния, грузоперевозчики используют рефрижераторы (полуприцепы с холодильными установками). Такие автомобили оснащены особой компрессорной системой, которая позволяет вырабатывать холод и поддерживать низкие температуры внутри фургона. При температуре до плюс 30°С в фургоне можно поддерживать температуру от плюс 12°С до минус 20°С. Это зависит от типа груза. Стоимость перевозки грузов в таком транспортном средстве немного выше, чем в обычном грузовом транспорте.

Читайте также:  Виды балансировки колес автомобиля

Холодильный автомобиль имеет фургон, обшитый так называемыми сэндвич — панелями и холодильную установку. Сэндвич – панели помогают использовать рефрижератор как ледник или как отапливаемое транспортное средство. Такой фургон эффективно функционирует при значительном температурном диапазоне от плюс 40°С до минус 40°С.

Существуют мультитемпературные рефрижераторы. Они востребованы, если необходима перевозка нескольких грузов и перевозить их нужно при разных температурах.

Чтобы удобно управляться с грузом в рефрижераторе могут быть установлены перегородки из стальной сетки, она позволяет предотвращать движение грузов по фургону во время движения.

Устройство компрессора в рефрижераторе

Для работы холодильной установки на колесах применяются хладагенты R22 или R134a. Для нормального функционирования компрессора следует использовать качественные холодильные масла. Если применяется фреон R22, следует использовать минеральное масло, при использовании хладагента R134a применяется гликолевое масло. Смешивание этих жидкостей в системе недопустимо, это может значительно уменьшить срок эксплуатации всей холодильной конструкции.

Радиатор и испаритель изготавливаются из алюминия. Радиатор изменяет агрегатное состояние хладагента, испаритель отвечает за поглощение тепла. Рядом с радиатором для обдува этой части системы монтируется вентилятор.

Ресивер позволяет очищать хладагент от примесей. В большинстве моделей машин на испарителе монтируется расширительный клапан,с его помощью регулируется производительность системы всей холодильной установки.

Устройство сэндвич – панелей

Стенки рефрижератора имеют толщину от 4 до 8 см, монтируются из монолитных элементов, имеют герметические обрамления, для обеспечения термоизоляции. Пенополиуретан – вещество, которое обеспечивает герметичность сэндвич – панелей, он характеризуется плохой теплопроводностью. Он не токсичен, устойчив к воздействию разрушающих факторов среды.

Особая технология сборки сэндвич – панелей позволяет максимально уменьшить их массу, при этом значительно можно увеличить грузоподъемность самого автомобиля.

Для обшивки могут применяться различные материалы:

— фанера с армированным пластиком;

— глянцевая сталь нержавеющая и другие материалы.

Пол в рефрижераторе представляет собой многослойную фанеру, полимерные материалы или различные виды оцинкованной стали.

Холодильные системы рефрижераторов

В рефрижераторах используются холодильные системы трёх видов:

— для небольших фургонов чаще всего используются системы с прямым приводом,которые подключается непосредственно к двигателю автомобиля;

— для фургонов, двери которых очень часто открываются в течение поездки, лучше использовать систему с эвтектическими плитами, они охлаждены до температуры минус 30°С, которую способны поддерживать около 10 часов;

— для больших фургонов лучше использовать автономное холодильное оборудование, для его работы используется автономный источник питания.

Источник статьи: http://hladogaz.ru/naznachenie-i-ustrojstvo-refrizheratora.html

Принцип работы рефрижератора

Хранители холода. Конструкции рефрижераторов

Ррефрижератор — это специальный фургон (реже контейнер), оборудованный холодильной установкой.

Типология

Автомобильные холодильные установки можно разделить на четыре типа — с прямым приводом от двигателя автомобиля, с приводом от автономного двигателя, с электродвигателем и аккумуляторами холода (эвтектикой).

Отдельный вид перевозок скоропортящихся грузов, который также нельзя обойти стороной, — работа с изотермическими кузовами без холодильных установок.

Рефрижераторы с приводом от двигателя автомобиля чаще всего устанавливаются на грузовики без прицепа с небольшим внутренним объемом фургона. Привод может быть как от самого двигателя, так и от генератора, который питает электродвигатель холодильной установки.

Среднетоннажные рефрижераторные фургоны один из самых востребованных классов техники для внутригородской дистрибуции «скоропорта»

Тягачи с изотермическими полуприцепами чаще всего комплектуют холодильными установками с собственным дизельным или бензиновым двигателями. Такая конструкция позволяет поддерживать заданную температуру в фургонах большого объема. Кроме этого, такая холодильная камера может долгое время работать автономно, без «поддержки» тягача.

Стена

На сегодняшний день существует огромное количество вариантов изготовления бескаркасных стенок, потолка и пола изотермических фургонов. Кузова такого типа собирают из так называемых «сэндвич-панелей». Они различаются количеством слоев. Каждый крупный производитель, стремясь привлечь клиента, пытается привнести в конструкцию собственные ноу-хау. Но общая суть от этого не меняется — рефрижераторная надстройка собирается из листов высокопрочного пластика, в промежуток между которыми заливают теплоизоляционную пену (пенополиуретан или экструдированный пенополистирол). Эти материалы не теряют своих свойств в течение большого количества лет. Но не стоит путать экструдированный пенополистирол (ППС) с отечественным пенопластом (ПСБ), который также иногда называют пенополистиролом.

Если не брать в расчет «специальные лаки», «технологии соединения склеиванием без заклепок» и другие фирменные «навороты», то качество изотермы зависит в первую очередь от количества слоев и толщины стенок.

Начинка блока управления современной автомобильной холодильной установки напоминает внутренности компьютера. По сути это и есть компьютер

Регистратор температурных режимов. Устройство, по смыслу напоминающее тахограф, только для транспортного холодильника.

Качество уплотнителей, запоров, дверей и дверных петель — важная составляющая любой рефрижераторной надстройки

Не менее важный элемент конструкции — напольное покрытие кузова.

Читайте также:  Шлифовальная машина для покраски автомобиля

Основные теплопотери рефрижератора приходятся на неправильно оборудованный пол фургона. Алюминиевое «дно» повышает стоимость конструкции, зато имеет неоспоримые преимущества в сравнении с фанерным или резиновым напольным покрытием.

В алюминии практически не образуются микротрещины, а значит, не будут скапливаться частицы перевозимых продуктов. А простой процесс уборки исключит неприятные запахи гниения.

Как это работает?

Принцип работы автомобильных холодильных установок основан на процессе поглощения или выделения тепла.

В замкнутой системе под давлением циркулирует хладагент (фреон).

При помощи компрессора газообразный фреон с низким давлением (около 2 атм.) сжимается до 15-18 атм. и через внутренний клапан направляется в конденсатор.

Под давлением температура хладагента увеличивается.

В конденсаторе фреон отдает тепло во внешнюю среду и конденсируется, то есть превращается в жидкость.

Далее жидкий фреон попадает в ресивер-влагоотделитель, который является резервуаром для жидкого хладагента.

После него фреон попадает в терморегулирующий вентиль, где за счет резкого снижения давления происходит кипение и испарение жидкости при температуре порядка -35° С.

Процесс испарения жидкого хладагента в испарителе сопровождается поглощением тепла, которое отбирается от проходящего через испаритель воздушного потока.

Воздух, находящийся в фургоне, продувается через испаритель и охлаждается.

Влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на испарителе, либо сливается по дренажным трубкам во внешнюю среду.

Далее газообразный хладагент опять попадает в компрессор, где снова сжимается и нагревается.

С этого момент цикл повторяется.

Виды рефрижераторов по типу охлаждения

Рефрижераторы подразделяются на классы А, В и С.

В рефрижераторах класса А поддерживается температура в диапазоне от +12 до 0°С, класса В -от +12 до — 10°С, класса С — от + 12 до — 20°С при температуре наружного воздуха + 30°С.

Температура внутреннего грузового помещения отапливаемых фургонов до +12°С при температуре наружного воздуха — 10°С для рефрижераторов класса А и — 20°С для рефрижераторов класса В.

Рефрижераторы и отапливаемые фургоны используются для дальних пе­ревозок (до 1000 км) скоропортящихся продуктов.

Термоизоляция кузова обеспечивается применением термо­изоляционных материалов, обладающих малой теплопроводностью и гигроскопичностью, отсутствием запаха, долговечностью, огне­стойкостью, пожаробезопасностью и т.д.

На отечественных фур­гонах наибольшее применение получил пенопласт, который не­гигроскопичен, достаточно прочен, хорошо приклеивается к ме­таллу и остается стабильным по своим свойствам до температуры +60 °С.

Внутреннее охлаждение кузовов-рефрижераторов осуществля­ется с помощью либо временных, либо постоянных источников холода.

Применяемые в рефрижераторах временные источники холода представляют собой устройства, использующие переход опреде­ленного вещества (сухой лед, специальные растворы солей, сжи­женные газы) из твердого и жидкого состояния в газообразное с поглощением теплоты из окружающей среды и тем самым охлаж­дающие ее.

Постоянные источники холода поддерживают необходимую температуру внутри кузова рефрижератора без периодического питания извне. Они представляют собой компрессорные холодиль­ные установки, работа которых основана на испарении сжатых компрессором хладагентов (фреонов).

Привод холодильной уста­новки осуществляется либо от двигателя автомобиля, либо от спе­циального автономного двигателя.

Холодильная установка в реф­рижераторах размещается на передней стенке кузова. Холодильно-силовая часть установки размещается вне кузова, а испаритель с вентилятором устанавливаются внутри кузова. При таком разме­щении частей холодильной установки обеспечивается полное ис­пользование внутреннего пространства кузова и лучший обдув воздухом элементов холодильной установки (компрессора, кон­денсатора) в процессе движения рефрижератора.

Компрессорная холодильная установка может быть использо­вана также для обогрева кузова рефрижератора, что бывает необ­ходимо для перевозки грузов при положительных температурах или для постепенного размораживания грузов после их перевозки в замороженном виде.

При безмашинном способе охлаждения грузовых помещений рефрижера­торов используется твердая углекислота (сухой лед), замороженные эвтекти­ческие растворы, сжиженные газы (жидкая углекислота, азот).

Сублимация сухого льда (переход из твердого состояния в газообразное) позволяет достигать низких температур кузова. Высокая плотность (1500 кг/м3) сухого льда позволяет создавать компактные охлаждаемые установки. Сухой лед помещается в бункера, расположенные под потолком грузового помещения. Бункер загружается через специальный люк без нарушения гер­метичности камеры.

Эвтектические растворы (хлористый натрий, хлористый кальций, водный раствор этиленгликоля и др.) помещаются в емкости (зероторы) и заморажи­ваются в стационарных холодильных установках или другим способом. При оттаивании эвтектических растворов за счет поглощения ими теплоты темпе­ратура в кузове может поддерживаться от — 2 до — 9°С в течение 12. 15 ч.

Читайте также:  Сгнили арки у автомобиля

Использования зероторов и бункеров не позволяет регулировать темпе­ратуру. Более совершенной системой охлаждения является использование жидкой углекислоты. Необходимая температура поддерживается при управ­лении вентилем регулировки подачи углекислоты в грузовое помещение. Не­достатком такого охлаждения является специфическое воздействие углеки­слоты на многие продукты. Относительная стоимость углекислоты довольно высока. В последнее время в качестве хладагента в рефрижераторах все шире применяется жидкий азот.

Азотная система охлаждения (рис.6.8) работает следующим образом.

В кузове ус­танавливается датчик температуры, передающий сигнал на реле, настроенное на определенную температуру.

По команде реле температуры открывается или закрывается электромагнитный вентиль подачи азота в камеру. Жидкий азот из сосуда под давлением поступает в распределительный коллектор. В результате теплообмена со средой в грузовом помещении происходит испаре­ние азота. После охлаждения среды до заданной температуры реле темпера­туры дает сигнал на закрытие вентиля. Система охлаждения блокируется с работой дверей, при открытых дверях система отключается. Это вызвано тре­бованиями безопасности, а также уменьшения расхода азота.

Рис. 6.8. Принципиальная схема системы охлаждения азотом: 1 — наружный кожух сосуда с азотом; 2 — сосуд с жидким азотом; 3 -вентиль; 4 — регулятор давления; 5испаритель азота для поддержания постоянного избыточного давления в сосуде; б — вентиль газосброса; 7 — вен­тиль заправки; 8 — регулятор температуры; 9 — вентиль подачи жидкого азота; 10 — распылительный коллектор; 11 — датчик температуры; 12 — пре­дохранительные клапаны; 13манометр; 14 — указатель уровня жидкого азота.

При машинном способе охлаждения рефрижераторы снабжаются ком­прессорными холодильными установками. Привод компрессора осуществля­ется от двигателя внутреннего сгорания. Это обеспечивает полную автоном­ность работы рефрижератора, как во время движения, так и на стоянках.

В современных рефрижераторах холодильные установки обычно разме­щают вне фургона — на передней стенке, что обеспечивает полное использо­вание площади и вместимости фургона, а также улучшение обдува компрес­сора во время движения.

Изотермические фургоны, фургоны-рефрижераторы и обогреваемые фур­гоны оборудованы термоизоляцией, которая находится между наружной и внутренней облицовками. Кузов фургона выполняется с каркасом или в бес­каркасном исполнении.

Фургоны с каркасами применяются на рефрижераторах, предназначен­ных для перевозки грузов, подвешиваемых к крюкам на крыше (например, мясных туш). Клепаные каркасы современных фургонов изготавливают из алюминиевого или стального профиля. Элементы крепления внутренних и внешних панелей к каркасу расположены со стороны каркаса и закрываются внешней или внутренней обшивкой. В такой конструкции устраняются «теп­ловые мостики» — места соединения металлического каркаса с облицовкой.

Термоизоляция осуществляется несколькими способами: напылением изоляционного слоя снаружи или изнутри кузова до установки наружной или внутренней облицовок; заполнением полости между обшивками пенообразующим раствором, который при последующем вспенивании расширяется и заполняет все пустоты. Нанесение вспененной композиции до закрепления одной из обшивок позволяет исключить появление пустот в теплоизоляции.

Бескаркасные фургоны обычно изготавливают с использованием термо­изоляционных плит толщиной до 90 мм. В ка­честве теплоизолирующего материала часто используется пенополиуретан. В изоляционных панелях для повышения жесткости помещаются различные вставки из стекловолокна, фанеры и т. п., соединенные между собой специ­альными клеями.

Кузова фургонов оборудуются навесными задними двустворчатыми и боковыми навесными или сдвижными дверями. Двери изготовляются из алю­миниевых сплавов, коррозионно-стойких сталей или композитных материа­лов. Уплотнение дверей обеспечивается двумя прокладками: внешней, контактирующей с атмосферой, и внутренней — теплоизолирующей.

Холодный воздух подается вентилятором от испарителя в верхнюю часть кузова, вдоль двери и пола к вентилятору и обеспечивает равномерное охлаж­дение кузова.

Авторефрижератор представляет собой автомобиль-фургон (прицеп, полуприцеп) с изотермическим кузовом и холодильной установкой.

Большинство холодильных установок авторефрижераторов осуществляют охлаждение и обогрев и называются холодильно-обогревательными установками. Холодильные установки обеспечивают поддержание температурного режима от -25°С до +12 °С в изотермических кузовах автомобилей-фургонов, прицепов и полуприцепов объемом от 2 до 120 м2.

Холодильная установка автомобилей малой и средней грузоподъемности обычно имеет два компрессора: компрессор с приводом от двигателя автомобиля (непосредственно через клиноременную передачу или от автомобильного генератора), который называют дорожным, и стояночный компрессор с приводом от электродвигателя и питанием от внешней электросети. В автомобилях средней и большой грузоподъемности устанавливается один компрессор с приводом от автономного двигателя, обычно дизеля. Для привода компрессора и охлаждения груза на стоянках авторефрижераторы могут дополнительно комплектоваться резервным электродвигателем (напряжение 220, 380 В, мощность 3. 11 кВт) с питанием от внешней электросети.

Холодильные установки имеют два варианта управления: электромеханический и микропроцессорный.

Источник статьи: http://principraboty.ru/princip-raboty-refrizheratora/