Окраска автомобилей окончательное окрашивание.
Название: Окраска автомобилей — окончательное окрашивание.
В деятельности сервисных предприятий одно из ведущих мест занимает окраска. Для качественного выполнения окрасочных работ важно не только знание современных технологий окраски, но и возможностей новых материалов, особенно новых красок и лаков. Только те сервисные предприятия, которые в своей работе основываются на фундаментальные знания, могут обеспечить высокое качество окраски автомобилей, как, впрочем, и других работ по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Процесс окраски автомобиля был уже частично рассмотрен в первой части «Окраска автомобилей — подготовительные операции» (Программа самообучения 214).
В Программе самообучения 215 «Окраска автомобилей — окончательное окрашивание» рассмотрение этой темы продолжено. Здесь изложены основные положения и практические указания по окраске автомобилей дополнительно к изложенному в предыдущем пособии по самоподготовке.
Оба пособия дают ясное представление о современном уровне технологии ремонтной окраски автомобилей.
• Программа самообучения 214 Окраска автомобилей — SSP 215 подготовительные операции
• Программа самообучения 215 Окраска автомобилей — окончательное окрашивание
Содержание
Окрашивание — основные положения
Самые необходимые сведения о цвете
Воспроизведение цветов
Колеровка
Виды лакокрасочного покрытия
Оборудование, вспомогательные средства
Оборудование малярного цеха
Устройство окрасочной камеры
Оборудования для смешивания красок
Инструменты и вспомогательные средства
Шлифовальный инструмент
Окончательное окрашивание
Смешивание и нанесение краски
Основные условия
Окрасочные пистолеты
Высыхание краски
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Окраска автомобилей окончательное окрашивание. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник статьи: http://obuchalka.org/2011091760194/okraska-avtomobilei-okonchatelnoe-okrashivanie.html
Окраска автомобилей — окончательное окрашивание
Процесс окраски автомобиля был уже
частично рассмотрен в первой части «Окраска автомобилей — подготовительные операции» (Программа самообучения 214).
В Программе самообучения 215 «Окраска автомобилей — окончательное окрашивание» рассмотрение этой темы продолжено. Здесь изложены основные положения и практические указания по окраске автомобилей дополнительно к изложенному в предыдущем пособии по самоподготовке.
Оба пособия дают ясное представление о современном уровне технологии ремонтной окраски автомобилей.
• Программа самообучения 214 Окраска автомобилей —SSP 215 подготовительные операции
• Программа самообучения 215 Окраска автомобилей — окончательное окрашивание
Оборудование, вспомогательные средства 20
Самые необходимые сведения о цвете
Цвет предмета — это чувственное зрительное ощущение, которое зависит от свойств предмета, освещенности его и особенностей зрения наблюдателя.
Цвет представляет собой интерпретацию мозгом той информации, которая поступает к нему от глаз.
Восприятие глазом объекта обязано свету.
Различные источники света, такие как солнце, лампы накаливания и люминесцентные лампы и огонь, воздействуют непосредственно на глаз.
Для того чтобы цвет был воспринимаем глазом, обязательно наличие трех элементов:
Он освещает объект.
Объект в зависимости от качества материала и состояния поверхности отражает или абсорбирует свет в различной степени.
Глаз воспринимает свет, который отражается от объекта. Глаз передает информацию мозгу, который интерпретирует эту информацию в виде формы и цвета объекта.
Элементы восприятия цвета
Свет представляет собой электромагнитное излучение с длиной волны от 400 до 700 нанометров (1 нанометр = 1 тысячная доля одного микрона = 1 миллионная доля одного миллиметра).
Только такое излучение может возбудить фоточувствительные клетки человеческого глаза.
Волны в вышеприведенном диапазоне представляют собой видимый спектр электромагнитного излучения.
Волны различной длины образуют различные цвета:
от фиолетового (400 нм) до красного (700 нм).
Когда свет содержит излучения всего видимого спектра, которые относительно равномерно распределены, такой свет называется белым светом. Белый свет представляет собой смесь всех цветов, и воспринимается глазом именно как белый свет.
Длина волны 1000 м 10 м 1 м 1 см 0,1 мм 700 нм 400 нм 10 нм 0,01 нм
Вид излучения: СВ КВ ТВ/ Радар Микро- ИнфракраВиди- Ультра- Рентге-Гамма-
УКВ волны сное из- мый фиолетовое новские излучен
лучение свет излучение лучи ие
Виды электромагнитного излучения
Теорию спектральных цветов создал Исаак Ньютон.
Если пропускать белый свет через прозрачную призму, свет расщепляется на цвета радуги.
Расщепление происходит вследствие различных углов преломления каждого отдельного цвета.
Клетки человеческого глаза содержат чувствительные частицы, которые реагируют на излучение видимого спектра.
Когда клетка возбуждается под действием падающего на нее света, она передает нервный импульс мозгу.
Из всей той информации, которую мозг получает от миллионов клеток, складывается видимая глазами картинка: формы и цвета.
Клетки по восприятию цветов делятся на три группы:
• клетки, воспринимающие красный цвет;
• клетки, воспринимающие зеленый цвет;
• клетки, воспринимающие синий цвет.
Восприятие различных цветов складывается комплексно из восприятия этих трех видов клеток.
Все, что нас окружает, мы видим в различных цветах.
На объекты падает свет различных источников света.
Различные материалы, из которых состоят объекты могут абсорбировать (поглощать) или весь падающий свет или его часть, остальную часть они отражают. Отраженный свет воспринимается глазом в цвете.
• Объект кажется красным, когда поглощено зеленые и синее излучение, а красное отражено.
• Объект кажется желтым, когда поглощено синее излучение, а красное и зеленое отражены.
Цвет объекта зависит от падающего на него света.
Свет может иметь очень различный состав. Дневной свет голубой, свет памп накаливания красноватый.
Метамерией обозначают такое явление, когда:
два объекта под одним и тем же источником света имеют одинаковый цвет,
но под другим источником света они имеют различные цвета.
Чтобы удостовериться, что два объекта под разными источниками света не имеют различный цвет (нет метамерии), следует убедиться, что оба объекта имеют один и тот же состав.
Вывод для ремонтного окрашивания:
при воспроизведении исходного цвета автомобиля эмалями различных базовых цветов важно, чтобы были использованы те же пигменты, что и при заводской окраске автомобиля.
Свет: аддитивное смешение цветов
Можно воспроизвести всю цветовую палитру, смешивая в различных пропорциях три цвета: красный, зеленый и синий.
Поэтому эти три цвета называются основными цветами света.
Основные цвета прибавляют в различном сочетании их долей, и это называют аддитивным цветосмешением.
На этом принципе основано цветное телевидение.
• Белый цвет — смесь трех основных цветов максимальной интенсивности.
• Черный цвет — смесь трех основных цветов нулевой интенсивности.
Пигменты: субтрактивное цветосмешение (смешение цветов вычитанием)
Если какая-либо субстанция поглощает только один цвет света, т. е. волны определенной длины, видимый цвет представляет собой результат восприятия от двух из трех имеющихся видов цветовых рецепторов глаза. Эти три цвета называют пигментными основными цветами.
• Циан (голубой) абсорбирует красный.
• Магента (пурпурный) абсорбирует зеленый.
• Желтый абсорбирует синий.
Если смешивают пигменты двух или трех этих цветов, воспроизводится полный спектр цветов.
Смесь пигментов голубого и желтого поглощает красный и синий свет и отражает зеленый свет (вторичный пигментный цвет).
Смешивание трех пигментных основных цветов не дает в результате белого цвета, так как красный,зеленый и синий света поглощены. Результатом является черный или темно-серый.
Из пигментных основных цветов и их смесей состоит пигментный цветовой круг или цветовой круг Оствальда. Он представляет собой шаблон, в котором представлены все цвета, которые можно получить смешиванием желтого, красного и голубого.
Исходя от определенного пигмента циана, получают цветовой круг.
Цветовой круг Оствальда (пигментный цветовой круг)
Если заменяют один основной пигмент на другой, получают различные цветовые круги с другим распределением цветов в разных смесях.
Поэтому в краскосмесительной установке имеется больше, чем три цвета, поскольку в реальности посредством трех основных цветов не могут быть получены все другие цвета.
Пигментный цветовой круг
Названия циан (небесно-голубой) и магента (пурпурно-красный) обычно заменяют на названия синий и красный.
Если в качестве основных цветов берут вместо небесно-голубого цвета темно-синий, а вместо пурпурно-красного оранжево-красный, обозначения упрощаются. Они тогда рассматриваются как три пигментных основных цвета. В результате смешивания этих трех цветов получают зеленый, оранжевый и фиолетовый цвета, которые называются вторичными цветами.
Идентификация цвета и тенденции
Для этого на модельной табличке автомобиля имеется код цвета.
Идентифицированный код цвета сравнивают со стандартным образцом и его возможными вариантами по цвету.
Варианты цвета получают в результате анализа, осуществляемого изготовителем краски, который проводится для использования в ремонтном окрашивании. При этом выявляются возможные отклонения от стандартного образца.
Модельная табличка и код цвета
Лакокрасочные покрытия с одинаковым кодом цвета не должны отличаться по цвету. Отклонения по цвету от стандартного образца (варианты цвета) возможны вследствие:
• Наличия разных поставщиков краски для серийного производства
Поставляемые разными поставщиками краски могут иметь допускаемые отклонения от стандартного образца. Между собой краски различных поставщиков могут отличаться уже больше.
• Наличия разных окрасочных линий в производстве
На разных окрасочных линиях отдельные параметры, например, толщина слоя краски, температура и продолжительность сушки могут слегка отличаться.
• Естественного старения краски
Происходит изменения тона лакокрасочного покрытия в ходе времени, например, высветление краски.
Краску для ремонтного окрашивания нужного цвета получают смешиванием по указаниям, полученным из микрофильма.
Для правильного выбора краски необходимо пробное окрашивание.
При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты:
• При однослойном окрашивании двухкомпонентная эмаль должна быть смешена с отвердителем и разжижителем, прежде чем будет проведено окрашивание.
• При промежуточном слое краски необходимо наносить слой с разжижителем и затем покрыть его прозрачным лаком.
• Сравнивайте цвет лишь тогда, когда про-ба полностью высохнет (возможно использование небольшой сушильной печи).
• Проводите пробное окрашивание при тех же самых условиях, при котором производится ремонтное окрашивание автомобиля.
• При пробном окрашивании необходимо использовать материал с контрастными марками (черные линии на белом фоне или черные и белые квадраты).
Сравнение пробы с лакокрасочным покрытием автомобиля
Возможны следующие результаты сравнения:
• проба имеет одинаковый свет с лакокрасочным покрытием автомобиля.
Полученную краску можно наносить на места кузова, подлежащие ремонтному окрашиванию;
• цвет пробы отличается от цвета лакокрасочного покрытия автомобиля.
Следует провести корректировку цвета.
Для корректировки цвета необходим анализ характера отклонения цвета.
Анализ отклонений цвета
Могут встретиться три различных вида отклонений цвета по:
• тону цвета по отношению к соседним поверхностям;
Отклонение по тону цвета
Если пробу поставить в пигментный цветовой круг, можно определить сдвиг цвета в одном из двух направлений по окружности.
Один из двух оттенков цвета усиливается.
Отклонение по насыщенности цвета
Если пробу поставить в пигментный цветовой круг, можно определить сдвиг в направлении центра круга или его периферии.
Чистые цвета расположены по краям круга. К середине круга цвета вследствие смешивания с другими цветами становятся более «грязными».
В середине круга расположена смесь всех цветов. Это означает, что черный цвет и все оттенки серого цвета присутствуют до тех пор, пока не возникает белый цвет.
Отклонение по яркости цвета
Если пробу поставить в пигментный цветовой круг, она идентична с положением лакокрасочного покрытия автомобиля. Однако выявляется сдвиг уровня выше или ниже или же цвет светлее или темнее.
На следующей странице Вы найдете конкретные примеры отклонения цвета.
Цвет автомобиля и отклонения
Цвет автомобиля и отклонения по тону
Конкретный пример отклонения цвета
Цвет автомобиля и отклонения по *•, насыщенности , 1
Цвет автомобиля и отклонения по тону
Цвет автомобиля и *-■ отклонения по яркости
Анализ отклонения цвета
• Отклонение по тону
Цвет автомобиля, например, оранжевый: проба может иметь отклонение в направлении красного или желтого. При этом получается более красный или более желтый оранжевый цвет, чем цвет автомобиля.
• Отклонение по яркости
Цвет автомобиля, например, красный: тон краски правильный, но проба может иметь отклонение в направлении темно-красного (более темная краска) или светло-красного (более светлая краска).
Корректировка цвета осуществляется подмешиванием базовой краски. Цвет полученной краски смещается в цветовом круге после подмешивания базовой краски в направлении цвета автомобиля.
При использовании хроматических цветов (= цвета с ярко выраженной цветовой тенденцией, такие как красный и зеленый) тон цвета корректируется обычным способом, при необходимости подбирается яркость цвета.
При использовании ахроматических цветов (= цвета с нейтральной тенденцией, такие как белый, синий, бежевый) наиболее применима корректировка по насыщенности.
Корректировка тона цвета
Для корректировки тона цвета подмешивают ту базовую краску, которая нейтрализует установленное отклонение. Если, например, проба зеленого цвета имеет несколько желтоватый оттенок, подмешивают синюю или зеленовато-синюю базовую краску.
Корректировка по тону краски
Корректировка отклонений цвета
Базовая краска подмешивается при таких условиях, когда вследствие этого не может иметь место явление метамерии (различие по цвету объектов при различных источниках света).
Для корректировки насыщенности применяют краску, цвет которой прямо противоположный по положению в цветовом круге. Если, например, проба серого цвета имеет несколько желтоватый оттенок, подмешивают фиолетовую или синюю базовую краску.
Корректировка по насыщенности
Для корректировки яркости краски
принципиально существуют два пути.
• При хроматическом смешивании цветов (например, красного и зеленого) добавляют черную базовую краску.
• При ахроматическом смешивании цветов (например, белого и серого) в оригинальную смесь добавляют наиболее часто применяемую хроматическую базовую краску.
• При пастельных или моноцветах добавляют белую краску.
• При цветах «металлик» добавляют базовую краску «металлик» с более крупным зерном.
Нельзя добавлять белую краску, поскольку будет излишне увеличен «металлик»-эффект.
Виды лакокрасочного покрытия
Существуют различные виды покрытия; наиболее употребимы покрытие в один слой и покрытие в два слоя. Трехслойное покрытие требует определенного перламутрового двухслойного нанесения эмали.
Лакокрасочное покрытие и способ его нанесения
Один спой эмали
Лакокрасочное покрытие устойчиво против солнечного излучения, влаги, трения и т. д. и защищает лежащие под ним слои. Для оценки качества проведения окрашивания основным критерием является состояние лакокрасочного покрытия. Цвет и глянец являются теми показателями, которые более всего определяют внешний вид покрытия. В ремонтном окрашивании сейчас применяются акрилполиуретано-вые эмали, которые обеспечивают превосходный вид покрытия и его защитные свойства. Они применяются как при однослойном, так и при двухслойном окрашивании.
Нижний базовый слой эмали
Такое покрытие должно обеспечить все предъявляемые к лакокрасочному покрытию требования: стойкость, прочность и наличие блеска.
Однослойное и двухслойное лакокрасочное покрытие
Нижний слой (базовая эмаль) определяет цвет лакокрасочного покрытия. Все остальные необходимые качества покрытия обеспечивает слой прозрачного лака.
Цветной слой и прозрачный пак являются двухкомпонентными ‘ акриловыми эмалями, и способы их нанесения почти одинаковы.
Виды лакокрасочного покрытия
При окрашивании в один слой
наносится один слой эмали, которая называется универсальной краской.
Окрашивание в два слоя применяется главным образом для создания эффекта «металлик».
Такое окрашивание применяют также и при использовании обычных универсальных эмалей.
С началом внедрения окраски «перламутр» двухслойное окрашивание используется и здесь.
Полученное качество покрытия зависит исключительно от толщины слоя лака и подложки, на который он нанесен.
Многие процессы получения лакокрасочного покрытия «перламутр» требуют трехслойного покрытия.
Перед нанесением слоя перламутровой краски наносят слой эмали базового цвета на всю отремонтированную поверхность, которая покрыта подложечным грунтом.
Однослойное лакокрасочное покрытие
(в наши дни редко)
Двухслойное лакокрасочное покрытие
Перламутровая краска или краска с эффектом «перламутр»
Перламутровая краска или краска с эффектом «перламутр»
Виды лакокрасочного покрытия в автомобилестроении
Эмали могут содержать в себе различные пигменты. Эти пигменты создают определенные цвета и эффекты.
Пигменты делятся на три класса:
Покрывные пигменты содержат в себе минеральные или органических веществ, которые не выгорают и не пропускают свет. Существуют красные, белые, зеленые и синие пигменты.
Пигменты «металлик» представляют собой очень мелкие алюминиевые пластинки. Эти пластинки прикрывают поверхности и в то же время создают металлический эффект отражения. Характер этого эффекта определяется размером и формой пигмента. Смесь пигмента «металлик» и покрывных пигментов образует краски «металлик» красного или синего цвета. Если имеются только пигменты «металлик», такие покрытия называются «серебристое», «серебристо-серое» или «серый металлик».
Пигменты с перламутровым эффектом (перламутровые цвета) получают из пластмассы, покрытой окисью титана или железа.
Зерно и покрытие пигмента прозрачны. Хроматический эффект (нюансы цвета) обеспечивается характером отражения и преломления света при прохождении света через пигмент.
Толщина окисного покрытия определяет перламутровый эффект: красноватый, белый, фиолетовый или золотой.
Для достижения светонепроницаемости необходимо перламутровые пигменты смешать с покрывными пигментами. Только тогда может быть закрыт подложечный слой. Без покрывных пигментов цвет подложки изменяет перламутровый эффект.
Пигменты, применяемые при окрашивании автомобилей
Пигмент с эффектом «перламутр» или перламутрово-цветной пигмент
18 Пигментирование покрывных эмалей
Оборудование малярного меха
Для высококачественного проведения всех окрасочных работ при соблюдении всех мер безопасности необходимо наличие соответствующего оборудования и вспомогательных средств.
Все оборудование, например, места для проведения подготовительных работ и окрасочные камеры, все установки, как, например, компрессоры и вентиляторы, все инструменты, как, например, краскопульты и шлифовальные машинки, должны эксплуатироваться обученным персоналом. Только тогда можно получить качественное лакокрасочное покрытие при условии приемлемой экономической эффективности.
Меры безопасности и требования по охране окружающей среды не рассматриваются в Программах самообучения 214 и 215.
Какие должны быть приняты меры безопасности и меры по охране окружающей среды, изложено в специальной литературе для автосервиса!
Отсос грунтовочной и шлифовальной пыли
Ручные, электрические и пневматические
Инструменты для нанесения красок и лаков
Оборудование для смешивания красок
Смесительные установки, прибор для просмотра микрофильмов, прецизионные весы, мерная линейка, вискозиметр, посуда для замера вязкости, оборудования для фильтрования красок Ручной инструмент и дополнительное оборудование Для очистки деталей: полотенца и мягкий обтирочный материал, специальные полотенца для сбора пыли Для очистки краскопультов: специальная установка Для подачи сжатого воздуха: компрессор, фильтр и редуктор
Современный окрасочный цех должен быть оборудован следующим образом:
Места для проведения подготовительных работ
Оборудование в местах проведения шлифовальных и грунтовочных работ
Зоны пониженного давления Оборудования для нанесения красок и лаков
Окрасочные камеры Оборудования для сушки
Сушильные камеры, инфракрасные установки, сушильные печи
Устройство окрасочной камеры
Осуществление окраски в окрасочной камере является непременным условием получения высококачественного лакокрасочного покрытия.
Для нормальной работы окрасочной камеры и получения высококачественного лакокрасочного покрытия обязательно регулярное проведение работ по техническому обслуживанию и уходу за камерой.
Окрасочная камера представляет собой закрытое помещение, в которое помещают автомобиль или панель кузова для окрашивания.
В камере предусмотрена вертикальная, сверху вниз, циркуляция воздуха, которая отводит распыленную в воздухе краску. Воздух, нагретый до соответствующей температуры, сверху через фильтровальную потолочную крышку поступает в камеру, Воздух обтекает автомобиль или кузовную деталь и отсасывается в зоне размещения ног, далее проходя через фильтр, задерживающий краску.
Потолочный и нижний фильтры следует заменять с периодичностью в зависимости от длительности работы окрасочной камеры. Во избежание попадания краски в атмосферу отсасываемый воздух проход через фильтры с активированным углем. Эти фильтры также следует заменять с периодичностью в зависимости от длительности работы окрасочной камеры.
Работы по техническому обслуживания и уходу за окрасочной камерой включают в себя:
смену фильтров, очистку стен и светильников, обслуживание электродвигателей, нагревателей и прочего встроенного оборудования.
Количество подаваемого в камеру воздуха несколько больше, чем количество отсасываемого воздуха. Поэтому в камере несколько повышенное давление, которое постоянно поддерживается на одном уровне вследствие утечки воздуха через неплотности и щели в дверном проеме. Если бы не было этого повышенного давления, то нефильтрованный наружный воздух мог поступать в камеру, что негативно отражалось бы на качестве лакокрасочного покрытия.
На скосах боковых стенок камеры, а по возможности и по бокам ее расположены светильники, которые дают равномерное освещение по всему периметру камеры.
Чаще всего используются комбинированные окрасочно-сушильные камеры с расположенной сбоку сушильной камерой. Чисто окрасочные или сушильные камеры менее производительны, поэтому их применяют при небольших объемах работ.
Устройство окрасочной камеры
Оборудования для смешивания красок
Для правильного подбора краски и дозировки отвердителя и разжижителя необходимо следующее оборудование:
• стеллаж с красками
• прибор для просмотра микрофильмов
• мерные линейки и аналогичные
Стеллаж для смешивания красок
На стеллаже для красок установлены емкости с различными красками.
Каждая емкость имеет специальную крышку с мешалкой.
При помощи ее краску размешивают и отмеряют нужное количество. При хранении краски имеют склонность к снижению однородности их состава. Поэтому необходимо перед употреблением краску тщательно перемешать для достижения однородного состава.
Прибор для просмотра микрофильмов
Прибор для просмотра микрофильмов и цветовые шаблоны представляют собой базу данных, в которой находится вся необходимая информация для подбора цвета и смешивания красок.
Новое поколение электронных весов предоставляет дополнительную информацию о красках, таблицах подбора цвета, возможных ошибках при колеровке и способах их устранения.
Прецизионные весы являются необходимым оборудование для подбора базового цвета, так как обеспечивает точное дозирование смешиваемых красок.
Линейки для замера и размешивания
С помощью этих линеек можно сравнительно просто замерить необходимое количество ингредиентов при составлении эмалей и наполнителей и смешать их. В зависимости от назначения можно делать различное количество смеси.
Источник статьи: http://portal-diagnostov.com/2014/08/05/886-215/