Меню

Кв радиосвязь с автомобиля

Тема: Радиосвязь с автомобиля на КВ

Опции темы
Поиск по теме

Радиосвязь с автомобиля на КВ

Впереди теплое время года и найдется много любителей часто бывать на природе. А у какого радиолюбителя не возникало желание послушать эфир, да и связаться с коллегами на различных бэндах, причем в отсуствии индустриальных помех?
Предлагаю эту тему «Радиосвязь с автомобиля на КВ»
Думаю найдется много вопросов и ответов, какую антенну лучше использовать, как питать трансивер и многое другое.

Какая антенна лучше — вопрос сложный, наверное та, которую смог сделать/купить/настроить. Конструктивно закончил вариант, описаный http://www.cqham.ru/forum/showthread.php?t=23781 , сейчас активно его обкатываю в эфире, правда пока не на авто, а на подоконнике . Результатами вполне доволен.

Если не в движении, а на стоянке то вертикал из удочки, или любую другую с мачтой пластиковым телескопом или опять же удочкой. Можно и камень + провод + дерево, но нуже тюнер.
Вот http://www.radioscanner.ru/forum/topic37433.html можно посмотреть на чем народ работает
И тут http://www.cqham.ru/forum/showthread.php?t=22236&page=1 про «манпаков»

Последний раз редактировалось UR7HBP; 01.03.2013 в 19:33 .

Доволен остался результатом, когда на стоянке для диапазона 7 МГц растягивал треугольник с периметром (суммой всех сторон) около 41 метра. Треугольник растягивался между тремя деревьями на высоте больше 3 метров и подключался коротким кабелем к трансиверу 10 Вт. При этом треугольник был выполнен так, что при размыкании середины полотна и подвесе между двумя деревьями превращался в диполь на частоту 3,5 МГц.
Для растяжек использовалась толстая рыболовная леска.

Добавлено через 5 минут(ы) :

Питать трансивер следует отдельными проводами соответствующего току сечения непосредственно с аккумулятора.

Последний раз редактировалось LML; 01.03.2013 в 19:57 .

А не лучше ли питать трансивер через промежуточный аккумулятор емкостью в 12АЧ, которых сейчас великое множество, а его же подпитывать через более тонкий провод вставленный в обычный прикуриватель?
В этом случае нет риска посадить основной аккумулятор на природе и потом не завести двигатель, и отпадает вариант с дополнительными проводами большого сечения за машиной и поднятым капотом.

Источник статьи: http://www.cqham.ru/forum/showthread.php?23886-%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C-%D1%81-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D0%9A%D0%92

На волнах и колесах: испытываем автомобильную КВ-радиостанцию

Автомобилисты давно и активно используют радиосвязь – и традиционный Си-Би-шный автоканал на 27 мГц, и ставшие предельно доступными в последние годы благодаря китайской индустрии портативные рации VHF и UHF-диапазонов. Однако для серьезного автотуризма – к примеру, по Крайнему Северу, или для тех, кто по велению профессии катается по краям, где на несколько сотен километров в округе нет ни одной живой души, подходит только спутниковый телефон. Ну, или же куда более традиционное и распространенное коротковолновое радио.

К огда-то давно, еще до эпохи массового распространения сотовой и спутниковой телефонии, обеспечить надежную дальнюю связь между двумя стационарными или подвижными объектами могли лишь короткие волны. Ультракороткие волны (УКВ) распространяются в радиусе прямой видимости, и их предел – несколько десятков километров – да и то лишь при эффективно расположенных антеннах и высокой мощности в десятки ватт.

Короткие же волны (КВ) распространяются путем переотражения от ионосферы Земли, и при мощности передатчика в несколько ватт способны перекрывать сотни километров. В наши дни коротковолновые радиостанции вытесняются спутниковыми телефонами, но до полной «смены поколений» еще далеко – и по причине дороговизны «спутника», и по причине необходимости обеспечения максимальной надежности, когда разные подвиды связи дублируют друг друга.

Читайте также:  Реле регулятора автомобиля жигули

К коротким волнам принято относить частоты ниже 30 мегагерц. А габариты антенны у любой радиостанции сопоставимы с длиной волны, на которой она работает. Чем ниже частота – тем выше длина волны.

Для понимания – длина волны на частоте, скажем, 3 мГц равняется 100 метрам… На частоте 14 мГц – заметно меньше, 20 метров – но все равно весьма немало, ибо эффективными в технике радиосвязи считаются антенны с габаритами, близкими к половине или хотя бы к четверти длины волны, называемые полноразмерными. Разумеется, применяются и многочисленные компромиссные варианты укороченных антенн, но эффективность их резко снижается в сравнении с полноразмерными.

Собственно, в качестве именно подвижной радиосвязи коротковолновые радиостанции используются не слишком часто – на ходу и на расстояниях не более нескольких десятков километров традиционно используют УКВ, поскольку, как уже говорилось, короткие волны по-хорошему требуют крупногабаритных антенн, с которыми особенно не покатаешься по дорогам.

Поэтому гораздо практичнее развернутая на стоянке радиостанция, для которой в багажнике машины заготовлен набор аксессуаров, – чтобы выйти в эфир из полевых условий. В этом случае даже с весьма скромной аппаратурой удается эффективно держать связь на расстоянии до нескольких сотен километров.

Продемонстрировать оборудование коротковолновой мобильной радиосвязи разных поколений на примере собственного экспедиционного оснащения «Колесам» согласился радиолюбитель-путешественник Сергей с позывным RX3DFY.

Собственно, антенна и есть главная забота при развертывании мобильной КВ-радиостанции. Чем выше она от земли – тем выше эффективность, дальность связи, тем меньшая понадобится мощность передатчика, что актуально в условиях автономки, когда заряд аккумулятора и запас топлива ограничены.

Простой и достаточно эффективный вариант – заброс проволочной антенны при помощи веревки с грузиком на дерево, но деревья есть не везде, а где есть, не всегда удобно разбивать лагерь именно рядом с ними. Поэтому многие, использующие КВ-радиосвязь, устанавливают быстровозводимые мачты на основе рыболовных телескопических удилищ, которые служат основой для антенного полотна из проволоки для антенн самых разных конструкций и диапазонов. Семиметровая удочка – вполне достаточна. Летом она надевается на заколоченный в грунт арматурный колышек, зимой, когда земля промерзает, применяется раскладная крестовина с вворачиваемым в центр трубчатым штырем.

Современная автомобильная КВ-радиостанция имеет габариты однодиновой автомагнитолы, при этом обеспечивает выходную мощность до 100 ватт во всем коротковолновом диапазоне, дополнительно работу на VHF и UHF-диапазонах, а также массу сервисных функций для отстройки от помех и улучшения связи.

На фото ниже – радиостанция Yaesu FT 857 – популярный любительский автомобильный коротковолновый аппарат. С учетом того, что в эфир рациональнее выходить не в движении, а на бивуаке, в качестве автомобильно-походного варианта владелец разместил рацию не стационарно в салоне машины, а в переносном защитном кейсе, где смонтированы также выносной динамик, прибор контроля антенны и некоторые иные вспомогательные аксессуары, вроде защиты от ошибочного подключения к аккумулятору автомобиля.

Много же лет назад все было гораздо скромнее – продвинутые туристы, охотники, лесоохрана, геологи и прочий «вольногуляющий» люд использовал отечественные малоканальные, маломощные и не имеющие никаких сервисных функций радиостанции «Карат», «Нива», «Недра», «Ангара» и т.п. Этих «старичков» можно было встретить повсюду – от охотничьей заимки до рабочей лошадки северов «гэтээски» – вездехода ГАЗ-71. Они обеспечивали связь огромных районов нашей страны, спасли немало жизней и вообще славно потрудились. Да и сейчас многие из них все еще в строю.

Читайте также:  По вине автомобиля пострадал человек

На фото – носимая коротковолновая рация «Карат-М». Имела одну-единственную несменяемую рабочую частоту из диапазона 1,6-2,85 мГц и смешную выходную мощность в 0,5 ватта. В штатную сумку-укладку рации входила составная штыревая антенна длиной около двух метров и полноразмерная проволочная антенна, рассчитанная на подъем на мачту или заброс на дерево.

Полноразмерные антенны, с которых в КВ-эфир выходят на стоянке, обеспечивают стабильную связь на пару-тройку сотен километров за счет распространения радиоволны, отражающейся от ионосферы, ну а периодически возникающие дальние прохождения радиоволн позволяют связаться и на расстоянии в несколько тысяч километров – правда, уже без гарантии, а в зависимости от причуд солнечной активности.

Как ни странно, в случае критической ситуации именно эта нестабильная связь может спасти попавшую в беду экспедицию – на любительских диапазонах круглосуточно во всем мире присутствуют сотни станций, – и попросить о помощи, передав координаты и информацию, можно, даже не имея любительского позывного и лицензии.

Наверное, лучший пример такой ситуации можно увидеть в знаменитом в свое время французском приключенческом фильме «Если парни всего мира…» с участием Жана Габена – и надо сказать, что с 1956 года, когда он вышел на экраны, ничего в худшую сторону не изменилось – система по-прежнему работоспособна.

Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/na-volnah-i-kolesah-ispytyvaem-avtomobilnuyu-kv-radiostantsiyu

Любительское Радио

Там, где мобильный телефон уже бессилен.

Распространение радиоволн КВ-диапазона

КВ (короткие волны) – это спектр радиочастот, перекрывающие промежуток от 1.6 до 30 МГц. В пределах данного спектра частот наиболее эффективная форма модуляции – SSB (Одна боковая полоса с частично подавленной несущей). Данный вид модуляции совместно с использованием ионосферы – слоя ионизированных газов на расстоянии 100 – 700 км от поверхности земли, обеспечивает наиболее эффективную радиосвязь как на короткие и средние, так и на дальние расстояния. При этом нет необходимости использовать дорогостоящие устройства ретрансляции, например УКВ репитеры или спутники, которые резко увеличивают “стоимость” радиосвязи и усложняют ее физическую инфраструктуру.

В большинстве удаленных районов единственно возможный вид радиосвязи – это SSB на КВ.

Прохождение на КВ

Когда трансивер генерирует КВ/SSB радиоволны, они делятся на две компоненты:

  • Пространственная волна, которая двигается по поверхности земли от передающей антенны к приемной.
  • Отраженная волна, которая излучается с некоторым углом от антенны, достигает слоя ионосферы (слоя ионизированных газов над поверхностью земли) и отражается от нее назад на землю к приемной антенне.

В общем случае пространственная волна используется для связи на короткие расстояния до 50 км. Поскольку пространственная волна огибает поверхность земли, на ее распространение влияет тип почвы, над которой она проходит. Уровень пространственной волны достаточно резко снижается при ее распространении над лесными массивами и гористыми местностями.

Отраженная волна используется для установления радиосвязей на средние и дальние расстояния до 3000 км. Благодаря своей природе распространение отраженной волны не зависит от типа почвы, однако, зависит от факторов, влияющих на ионосферу.

Схемы прохождения радиоволн

На приведенных ниже рисунках показаны характеристики пространственной и отраженной волны днем и ночью. В каждом случае схематически показана высота ионосферы

На обоих рисунках станция А устанавливает радиосвязи со станциями B, C, D. Радиосвязь между станциями А и В осуществляется с помощью пространственной волны. На рисунке видно, что связь между этими станциями не зависит от времени суток и высоты ионосферы над землей.

Читайте также:  Просел автомобиль ваз 2114

Связь между станциями А и C, D обеспечивается за счет отраженной волны, а потому зависит от времени суток и высоты ионосферы над землей.

Рекомендации по выбору рабочей частоты приведены под каждым рисунком. Учитывайте, что данные сведения могут меняться в зависимости от времени года и других факторов. Данные примеры приведены как общие положения и могут на практике существенно отличаться.

Поскольку солнце находится высоко, слой ионосферы тоже находится высоко – рекомендуется использовать более высокочастотный участок КВ:
А – В Оптимальная рабочая частота 3 Мгц
А – С Оптимальная рабочая частота в пределах 7-9 Мгц
A – D Оптимальная рабочая частота в пределах 13-16 Мгц

Поскольку солнце находится низко, слой ионосферы тоже находится низко – рекомендуется использовать более низкочастотный участок КВ:
А – В Оптимальная рабочая частота 3 Мгц
А – С Оптимальная рабочая частота в пределах 5-7 Мгц
A – D Оптимальная рабочая частота в пределах 9-12 Мгц

Факторы, влияющие на качество связи КВ/SSB

Существует некоторый набор различных факторов влияющих на качество радиосвязи на КВ/SSB. Они приведены ниже:

Выбор частоты

Выбор частоты является наиболее главным фактором для успешной радиосвязи в диапазоне КВ. В общем случае, чем большее расстояние вам необходимо перекрыть, тем выше частоты вам необходимо использовать.

Время суток

Есть правило, чем выше солнце, тем более высокую частоту необходимо использовать. Это означает, что если обычно вы используете низкие частоты для радиосвязи ранним утром, поздним днем и вечером, то, например, для покрытия тех же расстояний в полдень вам необходимо будет использовать более высокую частоту. Необходимо очень внимательно соблюдать данное правило, особенно если ваш трансивер содержит ограниченное число рабочих частот, а потому эффективная радиосвязь возможна, лишь в отдельное время суток.

Погодные условия

Погодные условия также оказывают влияние на качество радиосвязи КВ/SSB. При приближении бури к вашему месторасположению шум эфира резко усиливается, как результат статических разрядов молний. В этом случае, шум эфира может увеличиться до такого уровня, что прием желаемых сигналов будет не возможен.

Электрические помехи

Помехи электрической природы могут быть вызваны перегрузкой линий питания, сверхмощными генераторами, кондиционерами, термостатами, холодильниками и двигателями автомобиля, если они расположены очень близко к вашей антенне. В результате работы подобных приборов в трансивере может резко увеличиться уровень шума эфира.

Компоновка системы и ее установка

Метод, с помощью которого ваша система будет сконфигурирована и установлена, тоже оказывает влияние на качество радиосвязи. Выбор антенны и источника питания при этом крайне критичен. Корректная установка тоже важна. Установка трансивера для работы на КВ/SSB существенно отличается от установки трансиверов для работы на УКВ. Качество радиосвязи в дальнейшем зависит от того, насколько точно вы выполните все инструкции по установке трансивера и антенн.

Дополнительные сведения

Радиосвязь с использование SSB трансивера на КВ будет отличаться от использования любой станции на УКВ или СВЧ. Это происходит благодаря отличию природы КВ радиосвязи и использованию различных видов модуляции. При использовании SSB на КВ вы всегда будете прослушивать некоторые шумы на фоне принимаемого сигнала, причем уровень этих шумов может меняться в зависимости от электрических помех и штормовой активности в вашей местности.

Источник статьи: http://www.qso.ru/shortwave.html

Adblock
detector