Меню

Кейс по устройству автомобилей

Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий обучения на своих уроках. Главная проблема при внедрении данной технологии – это создание самих кейсов, отвечающих всем нормативным требованиям. Здесь представлен один из возможных вариантов кейса, методику проведения урока с использованием этого кейса.

Скачать:

Вложение Размер
metodich._razrabotka_3.doc 98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Вурнарский сельскохозяйственный техникум»

«Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»

Разработал Егоров Александр Николаевич,

п. Вурнары 2018 г.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий обучения на своих уроках. Главная проблема при внедрении данной технологии – это создание самих кейсов, отвечающих всем нормативным требованиям. Здесь представлен один из возможных вариантов кейса, методику проведения урока с использованием этого кейса.

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы
  5. Приложения.

О чень часто под самостоятельной работой понимают такую работу, которую учащийся выполняет своими руками: переписывает, перечерчивает и т.д. То есть работает по шаблону, заранее заданному преподавателем. Но на современном уровне рынка труда такие рабочие чаще всего остаются невостребованными. Перед преподавателем стоит задача активизировать на уроке процесс самостоятельного принятия решения учащимися по поставленной проблеме. Именно кейс- технология позволяет установить пути поиска для развития творческих, практических, аналитических, социальных навыков у учащихся.

Кейс, это не задача, т.к. он предполагает решение проблемы, и при этом существует множество альтернатив, нет единственного решения. Кейс — это не хорошо сформулированная проблема, скорее всего это проблема «спрятана» за массой фактов и событий. Обучение поиску и формулировке проблемы является принципиальным в кейс методе обучения.

Работа учащегося на уроке и дома может дать положительные результаты, пробудить активность только в том случае, если для выполнения этой работы он не только перерабатывает готовые знания, но и доказывает что-то самостоятельно, отыскивая в справочниках и других источниках информации недостающие данные.

Развитие науки и техники поставило задачу — подготовить молодых рабочих, способных в короткий срок освоить новую технику и технологию производства. Проблемы, решаемые нами — это учебные проблемы, которые необходимо разрешить нашим учащимся для получения новых знаний. Умение видеть и решать различные проблемы, степень самостоятельности при этом, по моему мнению, характеризует творческое, новаторское отношение человека к любой сфере труда и деятельности.

Цели методической разработки:

  • Создать условия для самосовершенствования, взаимообогащения преподавателей спецдисциплин по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
  • Показать приемы работы по формированию творческих способностей обучающихся, их потребности к самосовершенствованию.

Методическое обоснование темы:

Чтобы процесс усвоения знаний и формирования умений и навыков совершался через самостоятельные практические и умственные действия учащегося, нужно поставить его в такие условия, когда не думать, не решать, не мыслить он не может. Воспитать у учащегося творческий подход к учебной деятельности — это залог его дальнейшего самоусовершенствования. Для учащихся училища это очень важно, имея в виду те сложные профессии, которым они обучаются. Поэтому именно здесь, в училище, необходимо воспитать в них самостоятельность, активность, смелость в решениях, быстроту реакции, ответственность за свои поступки.

Чтобы научить учащихся решать проблемы, преподаватель должен, прежде всего находить их и ставить перед учащимися. Это будет способствовать развитию мышления учащегося. Кроме того, это один из способов изучения возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, учитывая которые можно будет целенаправленно формировать его личность.

Разработка кейсов позволяет определить цели и задачи, которые

могут быть достигнуты при изучении необходимой информационной базы.

При подготовке необходимо выдержать требования к кейсу:

Комплектность – содержать полную информацию по теме или предметному модулю, комплектация зависит от темы и требований к ЗУН стандарта.

Практическая направленность – должен иметь четкую связь теоретического материала с практической деятельностью, иметь реальные задания из реальной практической деятельности.

Реальность – кейс должен содержать задания связанные с реально решаемыми задачами и проблемами, давать возможность прийти к решению проблемы независимо от уровня способностей.

Универсальность – должны содержать полную и достоверную информацию для использования в любой области деятельности и практической направленности.

  1. Основные идеи педагогического опыта заключаются в следующем :
  • подготовить специалистов с развитыми аналитическими, практическими, коммуникативными и социальными навыками
  • обеспечить равные возможности учащимся учреждений начального профессионального образования в системе непрерывного профессионального образования
  • адаптировать учащихся к новым условиям жизни и рынка труда в современном обществе
  1. Степень новизны .

Кейс-методы обучения в последнее время нашли широкое распространение в медицине, юриспруденции, математике, культурологии и политологии. Использование данной технологии в изучении спецпредметов по профессии «Автомеханик» является логичным и целесообразным ввиду того, что основу дальнейшей профессиональной деятельности учащихся составляют компьютерные информационные технологии, которые обновляются и модифицируются в короткие сроки, поэтому возникает необходимость обучения самостоятельному поиску необходимой информации и умению её применять.

Основу технологии составляет набор кейсов, содержащий информацию о конкретной задаче или проблеме, на базе которой путем теоретического анализа и на основе полученных и имеющихся знаний делается вывод о дальнейшем практическом решении и применении полученных результатов.

При интенсивном развитии информационных компьютерных технологий неэффективно использовать классические педагогические приемы на уроке, возникает необходимость разработки креативных алгоритмов работы учащихся, развивающих логическое мышление, умение анализировать и использовать свои знания и получаемую информацию, творчески подходить к решению проблемы. Преподаватель при работе по данной технологии становится наставником, который направляет, помогает, но не дает конкретное решение задачи или готовый алгоритм, к результату ученики должны прийти самостоятельно, только в этом случае они будут готовы и смогут справиться с внештатными ситуациями на рабочем месте.

Методические рекомендации по проведению урока:

  1. Постановка целей и задач.
  • Подготовить специалистов, умеющих работать с информацией, использующих грамотно теоретические знания в практической деятельности, обладающих коммуникативными навыками и адаптированных к социальным проблемам рынка труда.
  • Создать единый информационный комплекс, позволяющий заинтересовать учащихся в изучении предмета, побудить их к активному усвоению знаний и получению практических навыков.
  1. Организация учебного процесса

Кейс-технология позволяет установить оптимальное сочетание теоретического обучения и практических навыков. Для этого необходимо чтобы кейс отвечал поставленной цели при его создании и использовании, имел несколько уровней трудности, развивал аналитическое мышление, содержал примеры практического применения изучаемого материала. Кейсы могут быть различной направленности и использоваться на разных этапах изучения темы или дисциплины в целом.

  1. Содержание процесса образования

О сновные причины применения данной технологии в учебном процессе заключаются в следующем:

— неумение учащихся самостоятельно работать и принимать решения,

связанные с рабочими ситуациями на уроке,

  • трудности вовлечения учащихся в практическую деятельность при традиционных формах обучения,
  • отсутствие навыков работы у учащихся с информацией, получаемой из учебников, справочников и других дополнительных источников
  • отсутствие единых учебников по предметам спеццикла, отвечающих требованиям стандарта по профессии

К ейс позволяет обеспечить необходимой информацией по изучаемой теме или проблеме в соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам стандарта по профессии. Вовлечение учащихся в учебный процесс происходит с помощью заданий практического содержания, взятых из конкретных рабочих ситуаций, при четкой формулировке изучаемой проблемы и достаточности информационного обеспечения усвоение нового материала происходит значительно активнее, чем при традиционных формах обучения. Учащиеся анализируют информацию, сопоставляют теоретические данные по теме с практическим решением проблемы, предлагают свои способы выполнения работы, обосновывая их применение.

Преобладающими формами деятельности учащихся на уроке являются:

  • самостоятельное изучение информационной базы(учебная литература, справочники, электронные учебники и уроки, работа с краткими конспектами и глоссарием, работа с поисковыми системами)
  • самостоятельный анализ формулировки задачи и построение алгоритма решения задания
  • выполнение практических заданий по технологическим картам с неполным алгоритмом выполнения, который необходимо дополнить самостоятельно в соответствии с рабочим заданием
  • обсуждение поставленной проблемы с дальнейшим принятием решения или вариантов решения.

У чащийся должен задавать себе и другим вопросы, для этого нужно практиковать специальные упражнения, в которых вырабатываются определенные навыки, умение критически относиться к себе и своим результатам работы . Подобные упражнения могут быть такими:

1. Достаточно ли я знаю материал, чтобы найти ошибку в ответе?

2. Умею ли я составлять вопросы по информации на заданную тему?

3.Представляю ли я себе схему работы так, чтобы найти причину неисправности или аварии?

4. Как применить полученную информацию при выполнении практической работы?

5. Знаю ли я технологический процесс так, чтобы вы вести его на правильный режим при каких-либо нарушениях?

6. Определю ли я порядок действий в заданных условиях?

7. Составлю ли я алгоритм лабораторной работы?

8. Сумею ли я определить причины своих ошибочных действий?

Тема программы: Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии, несущей системы, органов управления.

Тема урока: Техническое обслуживание и ремонт несущей системы автомобиля.

Развитие аналитического, творческого, критического мышления учащихся на уроках Технического обслуживания и ремонта автомобиля через кейс-технологию.

  • Изучить характерные неисправности несущей системы;
  • Подвести учащихся к пониманию строгого соблюдения технологических процессов технического обслуживания и ремонта автомобиля.
  • Развивать абстрактное мышление, умение анализировать конкретную ситуацию, умение работать в группе, делать выводы.
  • Воспитывать любознательность, интерес к профессии, ответственность.

Формирование ключевых компетенций:

  • анализ и синтез информации;
  • построение обобщений и выводов;
  • решение задач творческого и поискового характера;
  • логическое изложение своих мыслей;
  • делать выводы.

Урок обобщения и системизации знаний.

Вид урока: Самостоятельная работа.

Форма организации учебной деятельности:

Самостоятельная работа, дискуссия.

Предмет «Устройство автомобиля». Тема «Несущая система»

  • Кейс «Все ли ясно».
  • Информационный материал.
  • Учебная литература.
  • Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. — М.: «Академия», 2014
  • Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», в двух частях. — М.: «Академия», 2016
  1. Оргмомент (2-3 минуты)
  1. Проверка посещаемости.
  2. Проверка готовности к уроку.
  1. Актуализация опорных ЗУН и мотивация состояний (5 мин)

2.1 Сообщение темы урока и целевая установка на урок.

2.2 Деление группы 4…5 учащихся и выбор спикера в группах.

2.3 Раздача материалов.

3. Изучение и анализ ситуации (15 мин)

Каждый из участников, изучив кейс, начинают изучать информационный материал (справочники, литературу и т.д.) и представляют свой вариант решения конкретной ситуации, совместно оценивают, вырабатывают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.

4. Этап презентаций решений по кейсу (до 3 мин. на каждого спикера от группы) – 20 мин.

Решение кейса от каждой малой группы представляет 1 участник. Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен ответить или внести обоснованное возражение.

5. Этап общей дискуссии, подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Кейс «Все ли ясно?»

Разработан преподавателем спецдисциплин АУ ЧР НПО Профессиональное училище №29 пгт. Вурнары Егоровым А.Н..

1. Подготовительный этап.

Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока.

2. Ознакомительный этап.

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.

2.1. Введение в ситуацию.

Действие разворачивается на дороге из автосервиса домой. Действующие лица:

  • Владелец автомобиля ВАЗ-2110, автолюбитель с большим стажем.
  • Его сын Петя, учащийся ПУ №29.

2.2 Описание ситуации.

Иванов Сергей Петрович – автолюбитель со стажем, не первый год ездит на своем автомобиле. У него была и «классика» ВАЗ-2107, которую он сам обслуживал и ремонтировал, теперь вот ездит на ВАЗ-2110 — современной, скоростной и удобной в эксплуатации машине. Однако даже у таких автомобилей встречаются неисправности – «загудел» подшипник передней ступицы. Сергей Петрович не стал, как в былые времена, сам копаться в автомобиле, решил предоставить эту работу автосервису, тем более что стоимость предстоящей работы его вполне устраивала. Перед тем, как идти на работу он сдал свой автомобиль в ближайший сервис, а после работы вместе сыном, который учится на автомеханика в ПУ №29 п. Вурнары и у которого также закончились занятия, забрали родную «десятку» домой.

Выехав из автосервиса, уже при скоростях 70-80 км/час руль затрясся так, что дальше ехать было бы просто опасно – Сергей Петрович остановился. Поддомкратив машину, пустил мотор, включил четвертую передачу …. Все ясно! Радиальное биение диска с шиной (на новом подшипнике) огромное – на глазок миллиметра три, осевого биения нет. Попробовал переставить колесо относительно ступицы на 180 о – и глазам не поверил: биение вдруг исчезло, руль больше не трясло…

За действиями отца внимательно наблюдал сын — Петя. Ему тоже не раз приходилось снимать колеса на учебном автомобиле, но чем было вызвано биение и каким образом потом исчезло – он так и не понял.

Проанализируйте описанную ситуацию.

В чем причина повышенного биения колеса?

Почему биение колеса исчезло? Аргументируйте свой ответ. Что бы вы сами сделали на месте Сергея Петровича?

2.3. Информационный материал.

Если колесо, идеальное по геометрии и балансировке, катится по гладкому покрытию, то для существенных вибраций нет причин. Но реальное колесо отличается неизбежными технологическими отклонениями – например, радиальными и осевыми биениями ступицы, обода, шины. Чрезмерные биения (по шине – свыше 1мм) оборачиваются колебаниями колеса.

Не путайте биение колеса с вибрацией. Биение говорит о геометрии колеса, вибрация – о физике его поведения.

Биение колеса в дорожных условиях можно проверить по-разному. К примеру, поставим рядом с протектором устойчивый кирпич, вывесим колесо и будем медленно вращать. Видите, зазоры меняются? Это и есть биение. Радиальное ли, осевое ли – смотрите сами. Бывает по-всякому. После удара колеса о какое либо препятствие обычно есть и то, и другое. Отбалансировать( уравновесить статически и динамически) можно и кривое колесо – вывешенное будет вращаться без вибраций, однако ровно катиться по дороге не может. В зависимости от деформации оно может трясти и подвеску, и руль. В то же время колесо отличной формы, если не отбалансировано, тоже трясет. Какой из двух факторов «главнее», дело конкретного случая.

«Классика» — автомобиль с классической конструктивной схемой расположения агрегатов, где ведущими являются задние колеса и двигатель расположен спереди.

Колесо – осуществляет непосредственный контакт автомобиля с дорогой, обеспечивает движение и изменение его направления. Колесо состоит из штампованного диска с отверстиями для крепления и, приваренного к нему обода, на котором монтируется шина. У ведомых колес диски крепятся к ступицам.

Шина – элемент колеса, состоит из покрышки и камеры.

Протектор – наружный элемент покрышки, имеющий рельефный рисунок.

Домкрат – инструмент водителя для подъема автомобиля при его техническом обслуживании и ремонте.

3. Основной (аналитический) этап.

  1. вступительное слово учителя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой) организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков.
  2. первый раунд дискуссии – обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.
  3. второй раунд дискуссии – представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.
  1. Указания по проведению анализа конкретной ситуации «Все ли ясно?»

После знакомства учащихся с представленной ситуацией начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет учитель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

  • Анализ ситуации – целесообразно начинать с выявления формулировки проблемы;
  • Выработка различных способов действия в данной ситуации – альтернатив;
  • Выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
  • Составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации.
  1. Итоговый этап.
  • Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
  • Обобщающее выступление учителя – анализ ситуации;
  • Оценивание учителем учащихся.

Представим, что «жигулевское» колесо – например, массой 13 кг – смещено от оси вращения на1,5 мм. Это равносильно дисбалансу 118 г на радиусе посадочной поверхности обода. Немало! Уже при скорости 80 км/ч инерционная сила составит примерно 11кг – трясти руль будет крепко. Эффект от «некруглости» сложней, так как надо учесть кинематику подвески. Ну, а зачем, собственно? Вопрос был иной: чем было вызвано такое биение?

Не стоит попадаться на «байку» о перестановке колеса на 180 о . Логика железная: дескать, «в век халтуры» могли изготовить подшипник…. с 1.5-миллиметровой ошибкой! И это еще не все. Если после поворота колеса относительно ступицы биение пропало – выходит, что погрешность в полтора миллиметра была еще и у ступицы или колеса?! Это на каком оборудовании их делали? Халтура – несколько лишних соток, но не миллиметры! Кстати, а как Сергей Петрович ездил до смены подшипников?

На деле все было по-другому ( правильный ответ ). Речь идет о неправильном монтаже колеса. Надели на ступицу, наживили болты, опустили машину на землю – потом, мол, затянем! Но колесо – пока позволяют зазоры и гибкость болтов – сдвинется по ступице вверх. Если теперь их затянуть, конические головки войдут в гнезда с перекосом: хотя усилие болтов несколько тонн, трение между диском и ступицей тоже огромное и колесо не отцентрируется. Чтобы встало правильно, надо его вывесить, болты распустить, а затем максимально затянуть в этом положении. И лишь окончательно их дотянуть на земле.

А переставлять колесо, как это сделал Сергей Петрович, в нашем случае не было даже необходимости.

Пожалуй, самое сложное в работе преподавателя- это выяснение того, что же знают учащиеся. Это трудно, так как не всегда учащийся может показать свои знания. Кроме того, при опросе учащихся очень часто меняется характер отношений преподаватель- учащийся. Не преподаватель управляет опросом, а учащийся своими ответами вынуждает ставить вопросы так, чтобы получить какой-нибудь ответ. Преподаватель думает проверить понимание материала, а учащийся заставляет проверять его память. Ему задают вопрос на понимание, а он просит разрешить рассказать все сначала. Если настаивать на своем- учащийся вообще замолчит, если разрешить рассказывать сначала- это будет проверкой памяти, т. е. повторением того, что происходило с ним в течение всех лет обучения в школе.

Опыт преподавания показал, что для объективной оценки знаний учащихся необходимо придерживаться определенной системы, выработать свой подход. Могу предложить такой порядок.

В первую очередь необходим самый тщательный анализ квалификационной характеристики и учебных программ, чтобы выявить достаточные для данной квалификации уровни знаний, т. е. определить, что нужно только узнавать, понимать, знать на уровне умения или на уровне навыка. Такой анализ необходим для того, чтобы четко представлять объем уроков, уровень контроля.

Каждый учащийся должен иметь отметку, характеризующую его знания каждой темы или подтемы, причем отметку положительную. Проверка знаний должна быть разноуровневой, с помощью карточек различной сложности. Взаимные проверки и самопроверки выполненных работ -полезные виды оценки знаний учащихся. Кроме своего прямого назначения, они несут большую воспитательную нагрузку. Они помогают развить в учащихся самоконтроль, критическое отношение, решительность в оценке. Так как за эти работы выставляет оценки и преподаватель, то учащиеся приучаются к объективности.

Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2018/10/30/metodicheskaya-razrabotka-primenenie-keys

Читайте также:  Средний радиус разворота автомобиля
Adblock
detector