Меню

Карданная передача для автомобилей маз

Карданная передача МАЗ — назначение и особенности

Карданная передача МАЗ конструктивно идентичная практически на всех автомобилях МАЗ, состоит из двух валов и отличается только по длине. Однако у некоторых автомобилей устанавливается однокарданная система.

Технические особенности Карданной передачи МАЗ:

Расстояние между фланцами шарнирных креплений у каждой модели МАЗ различное и для правильного подбора Карданной передачи МАЗ необходимо обратить внимание на длину детали. У грузовиков с большой базой вал устанавливается длиннее, чем у короткобазных автомобилей.

Длина детали по моделям МАЗ:

  1. МАЗ 504В, 5430, 5429 и 5549 = 1320 мм
  2. МАЗ 5335 и 3516Б = 1868 мм

Соединения карданов во всех моделях унифицированы.

Размеры труб валов:

  • Наружний диаметр = 89+-0,32мм;
  • Толщина стенок = 3.5+-0,16 мм;
  • Диаметр шеек крестовины = 33,65+-0,15мм

Как устроена карданная передача МАЗ и для чего она предназначена:

Карданный вал служит связующим звеном между передачей заднего моста с КПП и является надежной деталью.

Состав передачи:

  1. Фланец
  2. Балансировочная и стопорная пластина
  3. Вал
  4. Кольцо сальника
  5. Вилка
  6. Масленка
  7. Крестовина
  8. Иглоподшипник с крышкой

Изготовлена карданный вал из электросварной трубы с тонкими стенками, к концу которой после напрессовки приваривают вилку шарнира, а к передней части наконечник.
Крестовины же изготовлены из прочной стали высокого качества, что обеспечивает долгий срок службы детали. Всего на детали расположены 4 цапфы, после установки которые шлифуются. В стаканы аккуратно монтируются подшипники.

Между цапфами и иглоподшипниками предусмотрен небольшой зазор. В вилку карданной передачи МАЗ вкручиваются болты, а для предотвращения самовывертывания крепежа, присутствует стопорная пластина с усиками.
Т.к. в карданной передаче МАЗ шлицевое соединение, то присутствует возможность при необходимости изменить длину между шарнирами.

При эксплуатации рессоры прогибаются. В результате происходит поэтапное перемещение заднего моста.
Изменив расстояние между всеми шарнирами карданной передачи МАЗ, можно восстановить соединение.

Купить передачу карданную вы можете на нашем сайте или позвонив по телефонам: +375 17 372 03 33, +375 29 172-16-66, +375 29 878-36-66

Источник статьи: http://www.mazik.by/news/kardannaya_peredacha_maz_-_naznachenie_i_osobennosti.html

Карданная передача МАЗ

Ремонт карданной передачи МАЗ

Для ремонта карданного вала снять его с автомобиля и разобрать. При снятии карданного вала с автомобиля вначале отсоединить фланец скользящей вилки, а затем фланец второго конца вала.

Разборку кардана выполнять в следующей последовательности:

  • зажать вал в тисках, снять стопорные болты и крышки игольчатых подшипников;
  • при помощи молотка и медной выколотки выбить подшипник крестовины внутрь вилки, а противоположный — наружу и вынуть крестовины из отверстий вилки;
  • таким же способом выпрессовать подшипники из второй вилки кардана.

Разборка кардана скользящей вилки аналогична.

Игольчатые подшипники разбирать не следует. В каждом подшипнике иглы подобраны комплектно и заменять или добавлять их из другого подшипника не рекомендуется. Неисправный подшипник заменить новым.

После разборки детали промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом, после чего проверить состояние игольчатых подшипников, крестовин, шлицевого соединения, сальников и карданного вала.

При осмотре крестовины обращать внимание на состояние шеек под игольчатые подшипники. Наличие вмятин от игл не допускается. Износ шеек крестовины допускается до диаметра 33,58 мм.

Скользящая вилка карданного вала не должна иметь трещин; допускается увеличение ширины впадины шлицев до размера 5,15 мм.

Вал, имеющий вмятины (или скручивание трубы), к дальнейшей эксплуатации непригоден и подлежит замене. Биение карданного вала в любой точке по длине не должно быть более 1 мм. Валы, имеющие большое биение, правят на прессе. Карданный вал после ремонта рекомендуется отбалансировать, так как повышенный дисбаланс (более 130 Гсм) может привести к серьезной аварии.

Допускается уменьшение толщины шлица (на шлицевом хвостовике вала) до размера 4,8 мм.

Карданный вал собирают в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо, чтобы:

  • перед сборкой игольчатые подшипники были промыты и смазаны трансмиссионным маслом, а шлицевое соединение скользящей вилки смазкой 1-13;
  • крестовина кардана провертывалась в игольчатых подшипниках свободно, без заеданий;
  • ушки скользящей вилки и вилки карданного вала находились в одной плоскости. Для этого стрелки, выбитые на валу и скользящей вилке, должны быть расположены на одной прямой;
  • скользящая вилка перемещалась по шлицам карданного вала от усилия руки без ощутимой угловой игры.

Техническое обслуживание карданной передачи МАЗ

Обслуживание карданной передачи заключается в периодической смазке карданов и скользящего шлицевого соединения в соответствии с указаниями в карте смазки.

При износе или разрушении сальников игольчатых подшипников их следует заменять, новыми, так как цапфы крестовин и сами подшипники быстро изнашиваются в результате загрязнения или вытекания смазки. Необходимо также следить за состоянием сальника на конце скользящей вилки. При нарушении этого уплотнения износ шлицевого соединения возрастет, что может привести к повышенному биению карданного вала. Следует регулярно осматривать крепления крышек игольчатых подшипников, проверять затяжку болтов фланцев карданов.

При ослаблении крепления крышек игольчатых подшипников возрастает осевой люфт между донышком подшипника и цапфой крестовины, что может привести к разрушению донышка подшипника или обрыву крепления крышек, а в итоге — к разрушению карданного вала.

Крепление фланцев карданного вала проверять при каждом техническом обслуживании при расторможенном стояночном тормозе, приняв меры для безопасной работы под автомобилем. Рычаг переключения передач при проверке поставить в нейтральное положение, а под шины колес подложить упоры, препятствующие перемещению автомобиля.

Люфт, обнаруженный при покачивании фланцев вилок, должен быть устранен. Для этого отсоединить соответствующий конец карданного вала и, вынув шплинт, надежно затянуть гайку крепления фланцев, после чего вновь зашплинтовать ее.

Читайте также:  Автомобили за 13000 долларов

Карданы и шлицевое соединение карданного вала смазывать в соответствии с рекомендациями карты смазки. Во избежание повреждения сальников подшипников рекомендуется обращать внимание на состояние предохранительного клапана, расположенного в центре крестовины. Обязательно перед смазкой очистить его от грязи. Клапан должен срабатывать при давлении 3,5—5 кГ/см2.

Возможные неисправности карданной передачи и способы их устранения приведены в табл. 6.

Повышенный шум, отчетливо слышимый при движении накатом

Отсутствует смазка в шлицевом соединении

Износ деталей шлицевого соединения

Заменить изношенные детали

Износ деталей карданов

Вибрации карданной передачи

Погнутость или скручивание карданного вала

Заменить карданный вал

Повышенный износ деталей шлицевого соединения и карданов

Заменить изношенные детали

Отрыв балансировочных грузов

Провести балансировку вала

Течь смазки через уплотнения подшипников крестовин

Устройство карданной передачи МАЗ

Конструктивно карданные валы автомобилей МАЗ выполнены по единой схеме и отличаются только длиной. У автомобилей МАЗ-500А и МАЗ-516, имеющих наибольшую базу, карданный вал длиннее, чем у короткобазных автомобилей МАЗ-504А.

Небольшие базы автомобилей всего семейства МАЗ-500А позволили осуществить однокарданную схему, т. е. без промежуточной опоры (как это, например, было у автомобиля МАЗ-200). Карданный вал непосредственно соединяет коробку передач с главной передачей заднего моста. Преимущество такой схемы очевидно, если учесть отсутствие обычно недостаточно долговечной промежуточной опоры и меньшее количество шарнирных соединений.

Карданная передача автомобилей (рис. 70) состоит из карданного вала и двух карданов.

Карданный вал 3 изготовлен из тонкостенной стальной электросварной трубы. К заднему концу трубы после напрессовки приварена вилка шарнира, а к переднему концу — наконечник со шлицами. На шлицы этого наконечника надета скользящая вилка 7 карданного вала, длина шлицевой части которой больше длины шлицев наконечника. Наличие шлицевого соединения в карданном валу обеспечивает возможность изменения его длины (расстояния между шарнирами) при прогибе рессор, который вызывает некоторое продольное перемещение заднего моста. В этом случае шлицевой конец вала перемещается в скользящей вилке настолько, насколько это необходимо вследствие изменения расстояния между карданами.

Для предохранения шлицевого соединения от повышенного износа в результате загрязнения и потери смазки к скользящей вилке с одной стороны приварена металлическая заглушка, а с другой стороны шлицевого соединения имеется уплотнение, представляющее собой войлочное кольцо 5, смонтированное в металлической обойме 6 в виде колпачковой гайки, прижимающей сальник к торцу скользящей вилки при навертывании на ее резьбовой конец.

Рис. 70. Карданная передача МАЗ:

1 — фланец-вилка; 2 — балансировочная пластина; 3 — карданный вал; 4 — кольцо сальника; 5 — уплотннтельное кольцо; 6 — обойма уплотнительного кольца; 7 — скользящая вилка; 8 — масленка скользящей вилки; 9 — масленка крестовины; 10 — крестовина; 11 — сальник игольчатого подшипника; 12 — стопорная пластина; 13 — игольчатый подшипник; 14 — крышка подшипника

Смазка в шлицевое соединение подводится через масленку 8, ввернутую в отверстие на вилке.

Оба кардана, передний и задний, конструктивно выполнены совершенно одинаковыми. Каждый кардан состоит из фланца-вилки 1 и крестовины 10, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. Крестовины, изготовленные из высококачественной стали, имеют четыре крестообразно расположенные цапфы. На цапфах крестовины в стаканах смонтированы игольчатые подшипники, не имеющие внутреннего кольца. Поэтому к цапфам крестовины, на которые опираются иголки подшипника, предъявляются требования, аналогичные внутреннему кольцу подшипника. В связи с этим цапфы крестовины подвергаются механической обработке (шлифованию), обеспечивающей высокую геометрическую точность и правильность формы. В игольчатый подшипник 13 установлено 38 игл диаметром 3 мм и длиной 18 мм, подсобранных так, чтобы между иглами и цапфой крестовины был необходимый зазор. Вследствие этого разбирать подшипник и переставлять иглы из одного корпуса в другой не разрешается.

Подшипник вставляется в вилку по ходовой посадке. От осевого перемещения под действием центробежных сил стаканы подшипников удерживаются крышками 14, которые закреплены двумя болтами, ввернутыми в тело вилки. Для предотвращения самоотвертывания этих болтов установлена тонкая стопорная пластина, усики которой отгибаются на грани болтов. Крестовина в вилке центрируется относительно донышек стаканов игольчатых подшипников. Увеличенные зазоры между торцами крестовины и донышками стаканов подшипников могут вызывать повышенные ударные нагрузки; уменьшенные зазоры могут также привести к разрушению (выдавливанию) донышек подшипников. Поэтому к точности изготовления крестовины, подшипников и вилок, а также к сборке этих деталей предъявляются повышенные требования.

Игольчатые подшипники крестовин уплотняются сальниками 11, смонтированными в стакане подшипников. Сальники подшипников двухкромчатые, имеют масло- и грязезащитные кромки и пружину.

Смазка к игольчатым подшипникам поступает по отверстиям в торцах цапф крестовины из угловой масленки 9, ввернутой в центральную часть крестовины. При заполнении кардана слишком большим количеством смазки и повышении давления внутри него вследствие нагревания во время работы лишняя смазка вытекает наружу через предохранительный клапан. Это предохраняет сальники подшипников от повреждения в результате повышенного давления смазки.

Карданные валы в собранном виде подвергают на заводе динамической балансировке. Дисбаланс уменьшают с помощью пластин, которые приваривают на скользящей вилке. Величина допустимого дисбаланса во время заводской балансировки не превышает 65 Гсм.

Для обеспечения равномерного вращения карданного вала отклонение осей шарниров в продольной плоскости не должно превышать 3°. Биение вала в сборе с карданами не должно быть больше 1 мм.

На трубах вала и скользящей вилки выбиты стрелки. Поэтому необходимо помечать все детали кардана при разборке карданного вала, чтобы при сборке все детали (вилки, подшипники, крышки и т. п.) устанавливать на те же места, а трубу вала и скользящую вилку собирать так, чтобы стрелки находились на одной линии.

Читайте также:  Подборка резины по марке автомобиля

Если балансировка карданного вала нарушена, что может произойти при неправильной сборке или изгибе вилок, ослаблении крепления крышек подшипников, потере балансировочных пластин, то могут появиться вибрации карданного вала, ощущаемые при движении автомобиля с определенной скоростью.

Источник статьи: http://everest-autokam.ru/news/kardannaya-peredacha-maz/

Конструктивные особенности карданной передачи и ремонт карданной передачи МАЗ

Конструктивно карданные передачи всех модификаций автомобилей выполнены по единой схеме и отличаются только количеством карданных валов и их длиной

Небольшие базы автомобилей МАЗ-5335 и их модификаций позволили осуществить однокарданную схему. Ниже приведены основные данные карданных передач.

Основные данные

Длина карданных валов (расстояние между фланцами крепления шарниров) автомобилей, мм:

— МАЗ-5335, МАЗ516Б — 1868

— МАЗ-504В, МАЗ5429, МАЗ-5430, МАЗ-5549 — 1320

Размеры труб карданных валов, мм:

— наружный диаметр — 89±0,32

— толщина стенок – 3,5±0,16

— диаметр шеек крестовин, мм – 33,65-0,015

— Тип игольчатого подшипника крестовины карданного вала ГПЗ-804707К3С10

У автомобилей МАЗ-5335 МАЗ-516Б карданные валы длиннее чем у других модификаций. Карданные соединения всех карданных передач автомобилей МАЗ полностью унифицированы.

У автомобилей МАЗ-64227 карданная передача состоит из двух карданных валов: привода к среднему и заднему мостам. У МАЗ-54322 один карданный вал к заднему мосту.

Обслуживание карданной передачи заключается в выполнении смазочных работ, а также проверке состояния крепления фланцев карданного вала и крышек игольчатых подшипников.

Возможные неисправности карданной передачи и способы их устранения операциями технического обслуживания и ремонта приведены в таблице.

Смазку карданной передачи производят в строгом соответствии с периодичностью выполнения смазочных операций и применяемой смазки для подшипников, крестовин, шлицевого соединения.

Проверка крепления фланцев карданного вала производится на автомобиле при расторможенном стояночном тормозе.

Рычаг переключения коробки передач устанавливают в нейтральное положение. Автомобиль должен быть заторможен упорами, подложенными под колеса.

Если при покачивании фланцев-вилок карданной передачи будет обнаружено ослабление крепления фланцев вторичного вала коробки передач или ведущей шестерни редуктора заднего моста, необходимо отсоединить соответствующий конец карданного вала, расшплинтовать гайку крепления фланца, а затем подтянуть ее до отказа и зашплинтовать.

Все болты крепления фланцев карданного вала должны быть также тщательно затянуты моментом 44— 56 Нм (4,4—5,6 кгс.м).

При отсутствии динамометрического ключа затягивать их нужно до отказа. Замена болтов крепления фланцев, установленных при заводской сборке, термически не обработанными болтами не допускается.

Зазоры между крестовиной 10 и игольчатыми подшипниками 13 (см. рис. 1) устраняют подтяжкой болтов, крепящих подшипники.

Номинальный и ремонтные размеры опорной поверхности

под шестерню полуоси

у чашки коробки дифференциала (таблица 1)

Расстояние от осей отверстий

под шипы крестовины

до опорной поверхности

под шестерню полуоси, мм

Неисправности возникшие во время эксплуатации и метод устранения

Повышенный шум, отчетливо слышен при движении накатом

Отсутствие смазки в шлицевом соединении — Смажьте шлицевое соединение

Ослабление затяжки болтов крепления вилки с фланцем — Затяните болты

Износ деталей шлицевого соединения — Замените карданный вал

Износ подшипника промежуточной опоры — Замените подшипник

Вибрация карданной передачи

Погнутость или скручивание трубы карданного вала — Замените карданный вал

Неправильное соединение скользящей вилки с шлицевым концом вала — Установите шлицевой конец вала в скользящую вилку, совместив стрелки

Повышенный износ деталей шарнира — Замените крестовину

Отрыв балансировочных пластин — Замените вал или отбалансируйте

При разборке карданного вала со скользящей вилкой (см. рис. 1) выполняют следующее:

— отгибают усики стопорной пластины с граней болтов, вывертывают болты и снимают с торцов щек вилок стопорные пластины, крышки 14 подшипников;

— вынимают игольчатые подшипники 13 из отверстий фланца-вилки 1 и скользящей вилки 7. Для выпрессовки подшипников из фланца-вилки и из вилки необходимо использовать специальное приспособление.

Пользоваться молотком нельзя, так как это приводит к нарушению соосности отверстий под подшипники в вилках шарнира.

При выпрессовки подшипников на опорную призму (рис. 2) устанавливают вилку 7 карданного вала и выпрессовывают подшипники из фланца-вилки (см. рис. 2, а), затем спрессовывают торцевые сальники и снимают фланец-вилку 4 и после этого шипы крестовины 6 устанавливают в специальные лунки опорной призмы и выпрессовывают подшипники из вилки 7карданного вала (см. рис. 2, б);

— снимают с шипов крестовины 10 (см. рис. 1) фланец-вилку 1 и из отверстий скользящей вилки удаляют крестовину 10 вывертывают из крестовины 10 масленку 9.

В такой же последовательности разбирают карданный вал со стороны соединения со скользящей вилкой.

Последующую разборку производят в следующем порядке:

— вывертывают масленку 8 из скользящей вилки 7;

— отвертывают обойму 6 сальника и снимают скользящую вилку 7 со шлицевого конца карданного вала;

— вынимают из обоймы 6 сальника уплотнительное кольцо 4 сальника и снимают обойму 6 со шлицевого конца вала.

Ремонту в карданной передаче подлежат фланец-вилка, скользящая вилка и крестовина карданного вала.

Фланец-вилка карданного вала изготовлена из стали 40 и термически обработана до твердости НВ 229—269. Основными дефектами, при наличии которых фланец-вилка подлежит восстановлению, являются: износ отверстий под подшипники и болты крепления фланца. Фланец-вилку бракуют при расстоянии между щеками менее 134,96 мм или более 135,09 мм.

При износе отверстий под подшипники до диаметра более 50,05 мм их восстанавливают постановкой ремонтных втулок.

Читайте также:  Машина или автомобиль что лучше

Фланец-вилку посадочным буртом 132 мм устанавливают в приспособление, закрепленное на шпинделе токарного станка, закрепляют прижимом и растачивают два отверстия в линию до диаметра 53+0,06 мм.

Затем запрессовывают в расточенные отверстия ремонтные втулки (рис. 3), изготовленные из стали 20, приваривают их к вилке в четырех точках с внутренней стороны электродом УОНИ-13/45 Ø 3 мм.

Затем втулки со стороны внутреннего торца запиливают напильником заподлицо с основной поверхностью детали, растачивают и развертывают отверстия во втулках в линию до Ø 50 +0,027 мм.

Ось поверхностей отверстий под подшипники поверхности должна пересекать ось посадочного бурта с точностью 0,1 мм и несоосность поверхностей отверстий под подшипники допускается не более 0,025 мм.

При износе более 10,5 мм отверстия под болты крепления рассверливают до Ø 12 мм, зенкуют под углом 90° на глубину 8 мм и заваривают электродом УОНИ-13/55 Ø 4 мм.

Затем устанавливают фланец в приспособление на токарном станке, базируясь по отверстиям под подшипники, и протачивают поверхность фланца с обеих сторон от наплывов металла заподлицо с основной поверхностью.

После этого устанавливают фланец в кондуктор, базируясь по поверхности посадочного бурта, сверлят восемь отверстий Ø 10 +0,3 +0,1 мм и зенкуют их с двух сторон (фаска 0,5 х 90°). Отверстия должны быть расположены по окружности равномерно с точностью 0,12 мм.

Скользящая вилка карданного вала изготовлена из стали 40 и термически обработана по твердости НВ 229—269. Вилку восстанавливают при износе отверстий под подшипники, шлицевых канавок по ширине и наружному диаметру и при повреждении резьбы под обойму сальника.

Отверстия под подшипники восстанавливают так же, как в фланце-вилке. Оси поверхностей отверстий под подшипники и шлицевой поверхности должны быть перпендикулярны с точностью 0,1 мм на длине 100 мм и пересекаться с точностью 0,1 мм, Несоосность поверхностей отверстий под подшипники допускается не более 0,025 мм.

При износе по наружному диаметру более 65,05 мм или по ширине до размера более 5,10 мм шлицевые канавки восстанавливают обжатием с одновременной нарезкой резьбы под гайку.

Крестовина карданного вала изготовлена из стали 18ХГТ и цементирована на глубину 1,6—1,9 мм с последующей закалкой до твердости HRC58—64.

Основным дефектом, при котором крестовина подлежит восстановлению, является износ шипов до размера менее 33,62 мм. При отклонении расстояния между торцам противоположных шипов до размера менее 126,91 мм или более 127,05 мм крестовину бракуют.

Изношенные шипы крестовины восстанавливают до диаметра 36,5 вибродуговой наплавкой проволок ОВС диаметром 1,6 мм с охлаждением, с последующим шлифованием до диаметра 33,65-0,015-0,030 мм и шероховатости 0,63. Шипы должны лежать в одной плоскости с отклонением не более 0,3 мм.

Сборку карданного вала выполняют в такой последовательности:

— ввертывают в крестовину 10 (рис. 1) предохранительный клапан и угловую масленку 9, наклонная часть которой должна располагаться между шипами крестовины под углом 45± 5° и выступать из крестовины на величину не более 33 мм. размер соответствует расстоянию торца масленки до оси шипов крестовины;

— вставляют подсобранную крестовину 10 шипами в отверстия скользящей вилки 7 и на свободные шипы крестовины устанавливают фланец-вилку 1. При этом крестовину располагают так, чтобы масленка была обращена в сторону скользящей вилки.

— напрессовывают торцевые уплотнения 11 на шины крестовины 10 через отверстия для подшипников в вилках закладывают в полость между рабочими кромками торцевого уплотнения и игольчатого подшипника пластичную смазку № 158 в количестве (10±1) г в каждый подшипник;

— запрессовывают игольчатые подшипники 13 в отверстия вилки 1 и скользящей вилки 7. Сборку шарнира с подшипниками проводят только с применением ручного пресса. Допускается вывернуть масленку из крестовины для облегчения сборки шарниров при запрессовки подшипников для выхода лишней смазки и следует завернуть масленку после полной сборки шарнира;

— устанавливают на торцы щек вилок опорные и стопорные пластины, закрепляют каждую крышку и пластины болтами, которые должны быть затянуты моментом 14. 17 Нм (1,4—1,7 кгс/м) и законтрены загибанием одного из ушков стопорной пластины к грани головки каждого болта;

— аналогично устанавливают фланец-вилку со второго конца карданного вала 3;

— устанавливают со стороны шлицевого конца обойму 6 сальника 5 скользящей вилки 7, кольцо 4 сальника, уложив его в обойму, и заправляют в обойму уплотнительное резиновое кольцо 4;

— устанавливают на шлицевой конец карданного вала скользящую вилку 7 таким образом, чтобы оси отверстий в скользящей вилке и в вилке на валу 3 находились в одной плоскости, допускается отклонение осей указанных отверстий на угол не более 2°. При этом стрелки на скользящей вилке и трубе карданного вала должны быть совмещены;

навертывают обойму 6 сальника на скользящую вилку 7, ввертывают в вилку масленку 8 и через нее смазывают шлицевое соединение смазкой УСсА или Литол-24 до выдавливания ее из отверстия заглушки скользящей вилки;

кернят обойму 6 сальника скользящей вилки в двух местах, расположенных по окружности;

проверяют угол качания карданов от средней оси в каждую сторону, который должен быть не менее 24°;

выполняют динамическую балансировку собранного карданного вала.

дисбаланс не должен превышать 65 гсм. дисбаланс устраняют приваркой пластин 2, изогнутых по наружному диаметру карданного вала, и поворачивая скользящую вилку на 180°.

Источник статьи: http://autoruk.ru/maz/transmissiya/konstruktsiya-i-remont-kardana-maz

Adblock
detector