Производство работ по погрузке или разгрузке автомашин.
Условие:
Составляется технологическая карта на погрузочные или разгрузочные работы, с которой стропальщик знакомится под роспись.
Общие правила безопасности:
1. Машина должна устанавливаться на ровной площадке ( по возможности).
2. Машина должна быть установлена на стояночный тормоз.
3. Под колёса с двух сторон должны быть установлены противооткатные упоры для устойчивости автомашины.
4. В кабине не должны находиться люди!(во время загрузки или выгрузки).
5. Стропальщик должен для погрузки подготовить место в кузове.
6. Во время загрузки – выгрузки стропальщику запрещается находиться в кузове. Он должен находиться на стационарно установленной эстакаде или на навесной площадке.
7. Запрещается перемещать груз над кабиной машины.
8. При необходимости поворота или разворота груза пользоваться крючком или оттяжкой.
9. Погрузка – разгрузка должна выполняться равномерно.
10. Вес груза не должен превышать грузоподъёмность машины, что имеет значение при погрузке автомашины.
11. Когда груз уложен, стропальщик должен подняться в кузов, закрепить груз, если это необходимо, и выполнить расстроповку груза.
Кантовка грузов.
Кантовка (кантование) груза— это переворот груза из одного положения в другое.
При кантовании груза с помощью ПС (крана) стропальщик должен находиться сбоку или торца (по диагонали) груза на расстоянии – не менее, высота груза + 1 м.
При кантовании стропальщику запрещается: находиться напротив и сзади кантуемого груза.
Виды и способы кантовки.
Виды:
1. Ручное кантование – это кантование грузов вручную, вес которых до 100 кг с помощью специальных кантовальных приспособлений.
2. Механическое кантование – это кантование грузов весом более 100 кг специальными механическими кантователями.
3. Кантование подъемным сооружением ( краном) – при кантовании груза с помощью крана стропальщик должен руководствоваться проектом производства работ— ППР (схемой или технологической картой кантовки груза).
Производить кантовку «тяжелых» грузов и грузов сложной конфигурации только в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений.
«Тяжелые грузы» в данном случае считаются, те масса, которых составляет 75% и более от грузоподъемности подъемного сооружения, а «грузы сложной конфигурации» — грузы со смещением центра тяжести.
Способы:
а). кантование на весу – плавное переворачивание груза.
б).кантование на бросок – переворачивание груза со свободным падением.
в). кантование на упор – переворачивание груза с упора.
Кантование основано на принудительном смещении центра тяжести груза.
Кантовальные площадки.
Кантование грузов кранами должно осуществляться только на кантовальных площадках.
Кантовальные площадки – это участки с амортизирующей поверхностью, которые необходимы для смягчения ударов при падении переворачиваемых грузов и для предохранения их от поломки.
Рекомендуемые виды кантовальных площадок:
1) Досчатая – для грузов весом до3 тонн.
2) Насыпная– для грузов весом от 3 до 6 тонн.
3) Бревенчатая – для грузов весом от 6 до 10 тонн.
4) Ямозасыпная – для грузов весом от 10 до 100 тонн.
5) Ямозасыпная с виброгасительным поясом– для грузов весом свыше 100тонн.
Все кантовальные площадки должны быть по ширине на 1 – 3 метрабольше ширины груза, а по длине в 2 раза больше длины груза. Это минимальные рекомендуемые размеры кантовальных площадок.
Кантовальные площадки, как правило, не огораживаются, т.к. ограждения мешают работать и могут служить причиной несчастных случаев.
Грузы, которые нельзя поднимать, без определенных действий, подъемным сооружением.
(грузоподъемным краном).
1. «Мёртвые» грузы.
2. Грузы, вес которых превышает грузоподъёмность одного ПС (крана).
4. Грузы, которые находятся в близи ЛЭП, т.е. ближе 30м.
5. Редко поднимаемые грузы, на которые не разработаны схемы или технологические карты.
6. Груз, который находится в неустойчивом положении (его сначала необходимо скантовать).
7. Груз, который находится в мёртвой зоне крана, т.е. в стороне от крана. Потому что возникает косое натяжение (косая чалка) грузовых канатов крана.
8. Грузы, у которых нарушены места строповки.
9. Грузовыми кранами нельзя перевозить людей.
Грузы, которые поднимают в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений.
1. Вблизи ЛЭП, ближе 30м.
2. Грузы, которые перемещают двумя подъемными сооружениями (кранами).
3. Редко поднимаемые грузы, на которые не разработаны схемы или технологические карты.
4. Грузы, у которых отсутствует маркировка с весом груза.
5. Особо ценные грузы.
6. Погрузка – разгрузка полувагонов.
7. Грузы, у которых нарушены места строповки.
8. Кантовка «тяжелых» грузов и грузов сложной конфигурации.
И другие работы, предусмотренные технологическими картами или ППРк.
Знаковая сигнализация.
Знаковая сигнализация для подъемных сооружений (кранов) общего назначения (крюковых), которая применяется стропальщиком при работе с крановщиком (оператором).
Для мостового крана:
1). Передвинуть мост в левую сторону – лицом к кабине машиниста крана, прямой правой рукой на уровне плеча, ладонью по направлению требуемого движения моста.
2). Передвинуть мост в правую сторону – лицом к кабине машиниста крана, прямой левой рукой на уровне плеча, ладонью по направлению требуемого движения моста.
3). Передвинуть тележку к кабине машиниста крана.
4). Передвинуть тележку от кабины машиниста крана.
3,4 – боком к кабине машиниста крана, согнутыми в локте руками, ладонью по направлению требуемого движения тележки.
Для стрелового крана:
1). Поднять стрелу – прямой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения вниз, ладонью вверх.
2). Опустить стрелу – прямой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения вверх, ладонью вниз.
3). Повернуть стрелу в левую сторону – согнутой в локте правой рукой, ладонью по направлению требуемого поворота стрелы.
4). Повернуть стрелу в правую сторону– согнутой в локте левой рукой, ладонью по направлению требуемого поворота стрелы.
5). Передвинуть кран в левую сторону – прямой правой рукой на уровне плеча, лицом к кабине машиниста крана, ладонью по направлению требуемого движения крана.
6). Передвинуть кран в правую сторону – прямой левой рукой на уровне плеча, лицом к кабине машиниста крана, ладонью по направлению требуемого движения крана.
Для всех кранов:
1). Поднять груз или крюк – согнутой в локте рукой, ладонью вверх, прерывистое движение руки снизу вверх.
2). Опустить груз или крюк – согнутой в локте рукой, ладонью вниз, прерывистое движение руки сверху вниз.
3). «СТОП» или остановка(прекращение какого-либо движения крана) – одной рукой, согнутой в локте, ладонью вниз, движение руки в горизонтальной плоскости в левую и правую сторону.
4). Осторожно (200-300мм) – руки подняты вверх, ладони друг напротив друга на небольшом расстоянии.
В производственной инструкции по ОТ для стропальщиков должны быть оговорены команды для подъемных сооружений специального назначения, только в том случае, если стропальщики будут работать с такими кранами.
При возведении зданий и сооружений высотой более 36м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь, которая должна быть тоже внесена в производственную инструкцию.
При выполнении некоторых работ допускаются сигналы голосом или головой, но должно быть оговорено в местной инструкции для стропальщиков.
Источник статьи: http://zdamsam.ru/a12762.html
Как грузить автомобиль краном
§ 61. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ С АВТОКРАНАМИ
Для выполнения наиболее трудоемких и тяжелых работ при перегрузке материалов, изделий и конструкций применяют автомобильные краны. Вручную выполняют только вспомогательные операции: строповку грузов, установку и снятие грузозахватных устройств при подъеме и опускании, подачу сигналов машинисту, открывание и закрывание бортов транспортных средств, установку подкладок. Механизированный способ перегрузочных работ является обязательным для материалов, изделий и конструкций, образующих грузовое место массой более 50 кг, а также при их укладке на высоту более 3 м.
Под организацией погрузочно-разгрузочных работ понимается комплекс мероприятий, которыми определяются место, состав, последовательность и продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, род перерабатываемых грузов, способы их складирования и строповки, типы применяемых грузоподъемных и транспортных средств и способы^ их установки относительно друг друга и перемещаемого груза, а также состав звена рабочих, принимающих участие в погрузочно-разгрузочных работах.
Место, где производят погрузочно-разгрузочные работы, называют пунктом грузопереработки. Каждый такой пункт характеризуется грузопотоком, видом груза, направлением его перемещения и количеством груза, проходящего через данный пункт в единицу времени. Грузы,
перерабатываемые автомобильными кранами, по способу образования грузового места разделяются на штучные, пакетированные и перемещаемые в емкостях или таре.
Изделия и конструкции, образующие штучное грузовое место: из дерева: балки, фермы; из железобетона: балки, ригели, ограждения, лестничные марши, блоки, вентиляционные блоки, секции лифтовых шахт, панели, колонны, канализационные, водопроводные и водосточные кольца, плитыу сантехкабины, фермы, шпалы; из металла: балки, фермы, рамы, переплеты, резервуары, колонны, трубы, прокат, опоры.
Изделия, образующие пакетированное грузовое место: стеновые материалы:
кирпич, панели, плиты фосфогипсовые; малогабаритные бетонные и железобетонные изделия: перемычки, подоконные доски, бортовые камни, балконные плиты, лестничные ступени; деревянные изделия и конструкции: оконные и дверные блоки, элементы встроенной мебели, пиломатериалы и заготовки, строганые погонажные детали, штучный паркет и паркетная доска, древесностружечные и древесноволокнистые плиты; кровельные материалы: пергамин, рубероид, толь, асбестоцементные листы; теплоизоляционные материалы: плиты из минеральной ваты и фибролитовые, плиты из ячеистого бетона, изделия из пенопласта, минераловатные маты; отделочные и облицовочные материалы: керамические плитки, линолеум, релин, поливинилхлоридные плитки, обои, оконное стекло; санитарнотехнические материалы и изделия: люки, трубы, радиаторы, ванны, мойки, раковины, умывальники, унитазы; электротехнические материалы и изделия: элек-
трошкафы, щитки, кабель и провода, светильники, розетки, выключатели, патроны.
Материалы, перемещаемые в емкостях (таре): сыпучие: асбест, гравий, песок, туф, строительный мусор, цемент, шлак; пластичные: асфальтобетон, бетон, битум, глина, краски, раствор, олифы, пасты, шпатлевки, окрасочные составы.
При переработке грузов соблюдают технические правила по экономии расходования основных строительных материалов. Способ складирования грузов вы-бирают с учетом требований к их сохранности.
Склады подразделяют по месту расположения — пристанционные, приобъектные и базисные. Пристанционный предназначен для приемки и кратковременного хранения основных массовых материалов, оборудования, конструкций, требующих для складирования больших площадей и вывозимых непосредственно на объекты без дополнительных перегрузок в другие места хранения. Грузы, поступающие на пристанционный склад, вывозят на объект с опережением сроков строительства на 0,5 — 1 мес.
Грузы, поступающие на приобъектные склады, расходуют на объекте по мере возведения здания. На базисном складе хранят материалы и изделия, которые распределяют в пределах всего района строительства в целях последующего снабжения ими приобъектных складов.
Наиболее прогрессивной системой обеспечения строящихся объектов материалами, изделиями и конструкциями является производственно-техническая комплектация. Основным условием комплексного обеспечения является комплектная поставка в определенные сроки в рабочие зоны строительных площадок материалов, изделий и конструкций, доведенных на специально организуемых базах до полной готовности к производственному применению. Материалы подбирают в комплекты и укладывают в контейнеры и средства пакетирования, каждый из которых предназначен для определенного вида работ или возведения части здания.
Схемы движения грузов в строительстве зависят от организации их доставки к месту потребления. Грузы доставляют на объект по схеме, предусматривающей четыре пункта грузопереработки: завод по производству материалов и изделий, базисный склад, сборочная площадка конструкций, приобъектный склад. На ряд объектов, например в жилищном и культурно-бытовом строительстве, грузы с высокой степенью заводской готовности доставляют, минуя базисный склад, сборочную площадку и приобъектный склад.
Грузы из первого пункта грузопереработки ко второму доставляют железнодо-рожным и автомобильным транспортом, а к сборочной площадке и от нее на приобъектный склад — автомобильным транспортом. При такой схеме образуется три грузопотока по направлению движения грузов: погрузка материалов на железнодорожный или автомобильный транспорт и выгрузка с него на базисный склад или перегрузка материалов с железнодорожного транспорта на автомобильный; выгрузка материалов с автомобильного транспорта на приобъектный склад; перегрузка материалов с одного места складирования на другое в процессе строительства объекта.
Основной формой организации труда на погрузочно-разгрузочных работах является специализированное звено, состоящее из машиниста крана и стропальщика. Состав звена, содержание операций и продолжительность выполнения каждой из них зависят в основном от рода груза и условий работ и принимаются в соответствии с «Едиными нормами выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы», «Едиными нормами и расценками на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Сборник 1. Внутрипостроечные транспортные работы». Например, погрузку и разгрузку плит перекрытий выполняет звено, состоящее из машиниста автомобильного крана (5-го разряда) и стропальщика (4-го разряда).
Автомобильные краны, используемые на погрузочно-разгрузочных работах, должны иметь грузоподъемность, соответствующую массе грузового места. Как правило, автомобильными кранами перерабатывают грузы, масса которых указана или на грузовом месте, или в сопроводительной технической документации. При погрузке и разгрузке грузов неизвестной массы заранее определяют массу одного грузового места.
В зависимости от размера транспортных средств и складов с учетом рациональной схемы установки крана на пункте грузопереработки определяют вылет Л = а1 + а2 + аъ — 0,5 а4 и высоту подъема крюка автомобильных кранов Н = х± + х2 + х3 + х4 + х5, где аг — ширина транспортного средства или штабеля; а2 — просвет между выступаю-
щей частью крана (поворотной платформой или выносной опорой) и транспортным средством (штабелем); аъ — расстояние между осью вращения поворотной платформы и ее выступающей частью или выносной опорой; а4 — ширина грузового места;
хх — высота стропующего устройства (зависит от ширины и длины грузового места); х2 — высота грузового места; х3 — просвет безопасности между грузовым местом и верхней плоскостью транспортного средства или штабеля; х4 — высота погрузки транспортного средства (допускаемая его грузоподъемностью и транспортными габаритами) или штабеля; х5 — высота транспортного средства.
Высоту погрузки транспортных средств х4 (зависит от грузоподъемности автомобиля и массы груза) и высоту строповки грузов + х2 определяют расчетом. Высота его погрузки тем больше, чем меньше масса груза (зависит от размеров грузового места и типов стро-пующих устройств).
Установка крана относительно транспортных средств и мест укладки грузов должна обеспечить полное или максимальное использование его грузоподъемности на всех участках рабочей зоны при минимальном радиусе вращения поворотной платформы. При этом необходимо учитывать минимально допустимые приближения грузоподъемных машин к транспортным средствам, складам, зданиям и принятую последовательность заполнения склада материалами.
Применяемый при перегрузке материалов, изделий и конструкций автомобильный кран может быть установлен по двум схемам:
на одной продольной, оси с транспортным средством, так чтобы тыльная сторона поворотной платформы примыкала к заднему борту транспортного средства (ориентируясь параллельно штабелю);
между транспортным средством и штабелем.
Работая по первой схеме, кран вращает поворотную платформу на угол до 45° и может брать груз, расположенный по обе стороны от транспортного средства. Но, достигнув увеличения рабочей
зоны, кран может выполнять перегрузочные работы при наибольшем вылете стрелы, поднимая грузы наименьшей массы. Поэтому наибольшая производительность при использовании автомобильного крана по первой схеме может быть получена при значительной интенсивности перегрузки материалов, изделий и конструкций, образующих грузовое место массой не более 0,15 — 0,3 от грузоподъемности крана.
Вторая схема позволяет увеличить использование крана по грузоподъемности за счет уменьшения вылета крюка, но угол поворота стрелы крана при этом достигает 180°, в результате чего возрастает длительность цикла. В связи с этим по второй схеме автомобильные краны работают на складах с малой интенсивностью грузопотока, на которых перегружаются материалы, изделия и конструкции, приближающиеся по массе одного грузового места к максимальной грузоподъемности крана.
Схема размещения грузов на пункте грузопереработки определяется размерами склада, типом и способом хранения на нем материалов, изделий и конструкций. На приобъектном складе схема размещения грузов зависит, кроме того, от технологии возведения зданий и сооружений. Размеры склада и число штабелей на его территории устанавливают с таким расчетом, чтобы создать запас материалов для производства строительномонтажных работ на объекте в течение
5 — 7 сут. Число рядов в штабеле по горизонтали и вертикали определяется его устойчивостью и несущей способностью основания. На приобъектном складе штабеля располагают в зоне действия монтажного крана с учетом удобства разгрузки транспортных средств. Длинную сторону штабеля располагают параллельно подъездным путям, по которым доставляют материалы и конструкции на склад, что позволяет сократить вылет крюка. Каждый штабель должен находиться в зоне действия основного монтажного крана и содержать число элементов, достаточное для обслуживания всей рабочей зоны монтажного крана. Между смежными штабелями на складе устраивают проезд и проходы шириной не менее соответственно 3,5 и 1 м.
Для всех материалов, изделий и конструкций предусмотрены правила хранения на складе (рис. 136). Положение и способ опирания грузов не должны вызывать перенапряжения материала и остаточных прогибов. При укладке плашмя железобетонных элементов рабочая арматура должна быть обращена вниз.
Стеновые блоки, панели и перегородки доставляют на строительную площадку на панелевозах и складируют в специальных металлических кассетах или стеллажах в вертикальном положении. Кассеты позволяют установить или вынуть изделие независимо от других. На одном стеллаже складируют панели не болеб двух марок.
Плиты перекрытий укладывают штабелями высотой не более 2,5 м. Плиты перекрытий, как правило, хранят на складах в горизонтальном положении, укладывая штабель на подкладки сечением не менее 150 х 150 мм. Между плитами помещают прокладки длиной, равной ширине штабеля; располагают прокладки на одной вертикали с уложенными по земле подкладками. Толщина прокладок должна быть больше высоты монтажных петель не менее чем на 20 мм. В штабеля укладывают определенное нормами число плит перекрытий одного типа. Неправильная укладка плцт перекрытий на подкладки или превышение их числа в штабеле приводят к повреждениям и разрушениям, появлению трещин в бетоне, обколам кромок и углов.
Рис. 136. Укладка грузов в штабель на ребро, плашмя, в вертикальном положении: прогоны, б — фундаментные блоки, в — плиты, г — лестничные марши, д — вентиляционные блоки,
фермы, ж — стеновые панели
Колоны и ригели укладывают с подкладками и прокладками на ребро в штабеля, высота которых не должна превышать 2 м. При этом верхний ряд каждого штабеля скрепляют металлической скруткой за монтажные петли.
Плиты лестничных маршей хранят в горизонтальном положении на подкладках и прокладках, которые устанавливают на расстоянии 30 см от торцов плит. В штабеле должно быть не более четырех рядов.
Железобетонные лестничные марша укладывают на подкладки в 5 —6 ярусов ступенями вверх. Подкладки и прокладки располагают вдоль маршей на расстоянии 150 мм от их края.
Плиточные материалы хранят в штабелях высотой до 1 м.
Пиломатериалы укладывают так, чтобы верх штабеля составлял не более половины его ширины.
Битум хранят в плотных ящиках, бочках или надежно огражденных ямах; теплоизоляционные материалы — в сухом помещении штабелями высотой до 1,2 м; стальные трубы — на стеллажах высотой до 1,2 м с прокладками и концевыми упорами; чугунные трубы — в штабелях высотой до 1 м.
Г рузы на складе размещают так, чтобы их маркировка читалась со стороны прохода или проезда, а монтажные петли были обращены кверху. Во избежание повреждения складируемых грузов между штабелями предусматривается просвет не менее 200 мм.
Площадка для погрузочно-разгрузочных работ должна иметь уклон не более 5°. В определенных местах склада устанавливают щиты с надписями «Въезд», «Выезд», «Разворот», «Проход».
Габарит приближения строений склада к железнодорожным путям должен устанавливаться в соответствии с ГОСТом. Расстояние от подкрановых путей и от поворотной платформы до штабеля должно быть не менее 1 м.
Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/05300_tehnika/000_avtomobilnie_krani_zaicev/090.htm