Меню

Качество автомобиля структура понятия качества

Качество и надежность машин

Качество выпускаемой продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия имеют одинаковую значимость и входят в понятие «качество». Например, качество трактора будет определяться тяговым усилием, удельным расходом топлива, наработкой до капитального ремонта и др.

Показатели качества продукции — количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации. Другими словами, показателями качества продукции являются параметры, которые характеризуют качество.

Качество автомобиля — это совокупность свойств, определяющих его способность выполнять свои функции в соответствии с требованиями. Все показатели качества автомобиля делятся на несколько групп:

  • Показатели назначения характеризуют приспособленность автомобиля к использованию по назначению, его технические и эксплуатационные возможности (мощность, производительность, скорость и др.).
  • Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкции и технологию ее производства.
  • Эргономические показатели учитывают его приспособленность к антропометрическим, физиологическим, психологическим, биомеханическим и другим свойствам человека, проявляющимся в производственных процессах (шум, вибрация, усилив на рычагах и др.).
  • Показатели унификации и стандартизации характеризуют степень использования одинаковых по своему функциональному назначению деталей сборочных единиц, применяемых на различных автомобилях, и стандартных деталей и узлов.
  • Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и использование автомобиля, трудоемкость и стоимость технического обслуживания и ремонта.
  • Экологические показатели характеризуют систему человек—машина—среда с точки зрения уровня вредных воздействий на природу, возникающих в процессе эксплуатации машины.
  • Эстетические показатели отражают такие свойства автомобиля, как форма, внешний вид. Они определяются уровнем художественного конструирования.
  • Патентно-правовые показатели характеризуют весомость новых изобретений, реализованных в автомобиле.

Надежность автомобиля — один из важнейших показателей качества. Надежность — это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.

Наработка — продолжительность функционирования или объем работы, выполненный автомобилем, которые измеряют в часах, моточасах, гектарах, условных эталонных гектарах. При эксплуатации автомобилей различают наработку: сменную, суточную, месячную или годовую, до первого отказа, между отказами и т. п.

Отказ — нарушение работоспособности автомобиля (детали, узла и т. п.). Повреждение заключается в нарушении исправности. В соответствии с теорией надежности автомобиль может находиться в состоянии работоспособности или неработоспособности, исправности или неисправности.

Работоспособность — состояние автомобиля или сборочных единиц, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической (стандарты, технические условия и т. д.) и (или) конструкторской документации (мощность двигателя, сила тяги на крюке, расход топлива и т. д.).

Неработоспособность — состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Исправность — состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

Неисправность — состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из этих требований.

Понятие «исправность» шире, чем «работоспособность». Работоспособный автомобиль в отличие от исправного удовлетворяет лишь тем требованиям нормативно-технической документации, которые обеспечивают его нормальное функционирование при выполнении заданных функций. Однако автомобиль может не удовлетворять, например, требованиям, относящимся к внешнему виду (дефекты кабины, облицовки и др.). Следовательно, работоспособный автомобиль может быть неисправным, однако его повреждения не препятствуют нормальному функционированию.

Надежность автомобиля — комплексное свойство, которое характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью. Каждое из указанных свойств надежности оценивается рядом технических и экономических показателей, физическая сущность и количество которых зависит от конструкции автомобиля, технологии изготовления и условий эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта.

Безотказность — свойство автомобиля сохранять работоспособность при эксплуатации в течение определенного времени или наработки без вынужденных перерывов. Показатели безотказности определяются опытным путем.

Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности его конструкции к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов для поддержания и восстановления работоспособности. Другими словами, ремонтопригодность — эксплуатационно-техническое свойство автомобиля, характеризующее приспособленность его конструкции к ремонтно-обслуживающим работам (проверка технического состояния, регулировка сопряжений, устранение отказов, замена деталей и т. д.).

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до предельного состояния, указанного в нормативно-технической документации.

Читайте также:  Рулевые усилители автомобилей принцип действия

Предельное состояние — состояние автомобиля, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его работоспособного или исправного состояния невозможно или нецелесообразно.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, ремонтопригодности и долговечности в течение и после хранения и (или) транспортирования.

Для оценки надежности автомобиля или сборочной единицы используются единичные и комплексные показатели надежности.

2 комментария к записи “ Качество и надежность машин ”

Хочу приобрести подержанный автомобиль не старше 3 лет. Основным критерием для меня является его надежность. Существует ли рейтинг автомобилей по качеству, чтобы проще было определиться?

Ежегодно рейтинг автомобилей по качеству составляется Немецкой Ассоциацией технического надзора (TÜV). Ниже приведен актуальный рейтинг авто не старше 3 лет. Как видно из таблицы, самыми надежными являются модели Mercedes-Benz GLK и Porsche 911. Хуже всего себя показали автомобили Chevrolet Captiva, Kia Sorento и Kia Sportage. Надеемся эта информация поможет Вам в выборе.

Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/teoriya/kachestvo-i-nadezhnost-mashin/

ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ И ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВАХ АВТОМОБИЛЕЙ

Об изделии, материале, оказываемой услуге обычно судят по их качеству. Качество изделия (автомобиля, агрегата, детали) или материала (топлива, масла и пр.), как правило, изменяется в процессе эксплуатации в результате изменения са­мого изделия или материала и его составных элементов. Например, расход топлива при перевозке зависит не только от условий эксплуатации или конструкции авто­мобиля, но и от текущего состояния системы питания и зажигания автомобиля, из­носа цилиндропоршневой группы, изменения углов установки передних колес и т.д.

Поэтому очень важные для технической эксплуатации понятия качества, надежности, технического состояния автомобилей необходимо рассматривать во взаимосвязи, т.е. комплексно оценивать их влияние на реализацию целей автомо-

бильного транспорта и его технической эксплуатации по схеме: техническое состояние —> работоспособность —> надежность —> качество —> цели.

Качествоэто совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля, технологического оборудования, агрегата, детали, материала к выполнению заданных функций при их использовании по назначению, т.е. к эксплуатации.

Качество складывается из свойств (рис. 3.1). Каждое свойство характеризуется одним или несколькими параметрами, которые могут принимать при эксплуатации различные количественные значения, называемые показателями.

При анализе или оценке качества последовательно рассматривают следующие цепочки:

• при оценке и испытании изделий: показатели-параметры-свойства-ка-чество;

• при предъявлении требований к изделиям: качество-свойства-параметры-показатели.

Примеры развертывания показателей четырех свойств качества приведены на рис. 3.1. Так, одним из параметров топливной экономичности автомобиля (свой­ство) является контрольный расход топлива, количественное значение которого для конкретной модели (показатель) составляет 7 л/100 км.

Обычно рассматривают технико-эксплуатационные свойства (ТЭС) автомо­билей, главными из которых являются:

масса и габариты; топливная экономичность;

грузоподъемность; динамичность (тягово-

экологичность; цена и др.

Технико-эксплуатационные свойства закладываются при проектировании и производстве; реализуются (в разной степени!) при производстве и в эксплуа­тации.

старения автомобиля или агрегата. Это, например, производительность, затраты на обеспечение работоспособности, ин­тенсивность использования автомобиля и др. (табл. 3.1, рис. 3.3). В значительной степени стабильность ТЭС автомобилей определяется их надежностью.

Источник статьи: http://studopedia.ru/9_83706_ponyatie-o-kachestve-i-tehniko-ekspluatatsionnih-svoystvah-avtomobiley.html

Качество автомобиля структура понятия качества

ОБЩИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА МАШИН

1.1. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА МАШИН

Показатель качества машины — это количественная характеристика одного или нескольких ее свойств, рассматриваемая применительно к определенным условиям создания и эксплуатации данной машины (ГОСТ 15467—79). Для оценки качества машин применяют единичные и комплексные показатели.

Наибольшее применение в машиностроении получили единичные показатели, которые подразделяют на эксплуатационные и производственно-технические [21]. К группе эксплуатационных относятся показатели назначения, надежности, эргономики и эстетики.

Показатели назначения характеризуют степень соответствия машины ее целевому назначению — мощность, производительность, коэффициент полезного действия и т.д.

Одним из важнейших обобщающих свойств машин является надежность.

Надежность — свойство объекта сохранять в течение определенного времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции при заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. К параметрам, характеризующим способность выполнять требуемые функции, относят кинематические и динамические параметры, параметры прочности, точности функционирования, производительности, скорости и т.п.

Являясь комплексным свойством, надежность в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.

Читайте также:  Как буксировать автомобиль с неисправными тормозами

Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.

Показателями безотказности являются вероятность безотказной работы, средняя наработка до отказа, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов, гамма-процентная наработка до отказа и др. Показатели безотказности могут вводиться как по отношению ко всем возможным отказам объекта, так и по отношению к какому-либо одному типу отказа.

Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Показателями долговечности являются ресурс, гамма-процентный ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капитального ремонта, межремонтный срок службы, срок службы до списания.

Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в его способности поддерживать и восстанавливать работоспособное состояние путем технического обслуживания и ремонта.

К показателям ремонтопригодности относят вероятность и среднее время восстановления, удельную и среднюю трудоемкость технического обслуживания и ремонта и др.

Сохраняемость—свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции в течение и после хранения и (или) транспортирования. Показателями сохраняемости

являются гамма-процентный срок сохраняемости, средний срок сохраняемости и др.

Эргономические показатели характеризуют машину в системе человек—машина и учитывают ее приспособляемость к антропометрическим, биомеханическим, физиологическим и инженерно-психологическим свойствам человека, проявляющимся в производственных процессах.

Соответствие машины требованиям технической эстетики характеризуется следую-, щими показателями:

композиционной целостностью формы (внешняя гармония формы, целостность композиции, соответствие современному стилю, красота цветовых сочетаний);

функциональной целесообразностью формы (соответствие формы изделия и его отдельных элементов конкретному назначению и характеру, использования, приспособленность формы к выполняемой функции и ее информационная выразительность);

качеством наружной поверхности (качество выполнения стыков и соединений, прочность и качество декоративного покрытия), качеством внутренней отделки, качеством надписей и обозначений (графические достоинства, четкость исполнения, соразмерность надписей, указателей, фирменных знаков, символов и т.п.).

Ра сходы на эксплуатацию машины являются единовременными затратами эксплуатационников. Они включают цену машины, а также издержки на ее транспортирование к месту установки, монтаж и наладку.

Затраты на изготовление единицы продукции или стоимость работы, выполняемой с помощью данной машины, являются суммой издержек (заработная плата персонала, занимающегося обслуживанием машины, стоимость электроэнергии, сумма аммортиза-ционных отчислений и другие эксплуатационные расходы), отнесенных к единице продукции или работы.

Прочие экономические показатели используют в зависимости от требований, которые предъявляются к новой машине. Наиболее часто применяют производственную мощность и производительность, которые могут существенно меняться в процессе внедрения машины. Эти показатели применяются дополнительно к сумме капиталовложений эксплуатационников и себестоимости единицы продукции или работы.

Производственно-технологические показатели характеризуют затраты общественного труда на производство единицы продукции (машины, приборы и т.п.) и свидетельствуют о степени соответствия конструкции машины производственно-техническим условиям ее изготовления при заданном масштабе выпуска изделий.

К показателям технологичности относятся трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, блочность (сборность), показатели конструктивной стандартизации и унификации [19].

Трудоемкость определяет количество труда, затрачиваемого на изготовление единицы продукции (или выполнение единицы работы). Необходимо различать следующие разновидности трудоемкости, используемые при обосновании или анализе технологичности конструкций новых изделий: общую, структурную, удельную и относительную.

Общая трудоемкость характеризует суммарные затраты труда на изготовление единицы продукции. С помощью структурной трудоемкости определяют затраты труда по профессиям или по цехам предприятия, например, токарей, литейщиков, сварщиков и т.д. Удельную трудоемкость рассчитывают как отношение общей трудоемкости к одному из показателей назначения машины, например, к массе, к вместимости ковша экскаватора, длине ленточного конвейера и т.д. Относительной трудоемкостью является также отношение трудоемкости проектируемого изделия к принятой для сравнения трудоемкости.

Если, например, общая трудоемкость выпуска машины ранее составляла 1000 ч и это было наилучшим достижением в данной отрасли, а вновь осваиваемая машина с аналогичными показателями имеет проектную (или фактическую) трудоемкость 800 ч, то относительная трудоемкость будет равна 800:1000=0,8.

С помощью материалоемкости определяют количество конструкционных материалов, необходимых для создания и применения изделия с учетом его конструктивных особенностей, проявляемых в сфере производства, эксплуатации и ремонта [19]. Как и трудоемкость, материалоемкость имеет следующие разновидности: общую,

структурную, удельную и относительную. Общая материалоемкость характеризует суммарную затрату материалов на изделие, причем ее находят двумя способами: по общей массе машины (за вычетом массы комплектующих изделий) и по массе материалов, израсходованных на производство, эксплуатацию и ремонт машины, включая все виды отходов и потерь.

Читайте также:  Годовой выпуск автомобилей ваз

Структурная материалоемкость характеризует затраты отдельных видов материалов, удельная — затраты материалов на один из показателей назначения машины, относительная — рассчитывается по отношению к аналогичному показателю, принятому для сравнения.

Энергоемкость характеризует затраты энергии на единицу продукции, выраженные в киловатт-часах, килограммах пара или в других единицах. Показатели энергоемкости также имеют разновидности, как трудоемкость и материалоемкость. Однако они используются значительно реже — только при обосновании и анализе технологичности в энергоемких производствах.

Блочность (сборность) изделия характеризует трудоемкость ее монтажа. Коэффициент блочности

k=Nc6.c/Nc6.o = l — Мсб.н/Мсб.о, (1.1)

где Мсб.с и Мсб.н—число соответственно унифицированных и неунифицированных составных частей изделия, Мсб.о= Мсб.с-|-Мсб.н; Nc6-° —общее число составных частей изделия.

Сначала определяют Мсб.с — число унифицированных составных частей, записанных в разделах спецификации «Комплексы», «Сборочные единицы», «Стандартные изделия», «Комплекты». Затем устанавливают Мсб.н по данным разделов «Детали», «Стандартные изделия» и др. Коэффициент блочности машин также можно определить по массе или стоимости ее элементов.

Показатели стандартизации и унификации позволяют определить степень конструктивного единообразия проектируемой или изготовляемой машины, прибора или другого изделия; они свидетельствуют об усилиях или достижениях конструктора в применении минимально необходимого количества типоразмеров составных частей изделия (деталей, комплексов, комплектов и т.д.) в целях повышения эффективности производства.

К числу важнейших показателей стандартизации и унификации относятся коэффициенты применяемости, повторяемости, насыщенности изделия, а также унификации группы изделий.

где п — общее число типоразмеров составных частей изделия; по — число оригинальных типоразмеров.

К оригинальным относятся составные части, спроектированные или разработанные впервые для данного изделия.

Коэффициент повторяемости Кп характеризует среднее число составных частей, приходящееся на один типоразмер, и определяется по формуле Kn = N/n, где N — общее число составных частей, входящих в данное изделие.

Коэффициент, насыщенности изделия повторяющимися составными частями Кн вычисляется по формуле

Коэффициент унификации группы изделий Ку.г определяется следующим образом:

При отсутствии данных о цене или себестоимости изделий коэффициент унификации можно определить по одной из следующих упрощенных формул:

При определении всех рассмотренных показателей стандартизации и унификации необходимо выбрать степень детализации этих расчетов, которые могут выполняться для деталей или сборочных единиц. При этом расчеты не следует проводить для простых деталей (болты, винты, шурупы, шпильки, шплинты и другие крепежные детали, шпонки, муфты, накидные гайки, прокладки и т.п.).

Метод определения единичных показателей качества машины зависит от ее конструктивных и технологических особенностей. В машиностроении применяют описанные ниже методы определения показателей.

Измерительный метод осуществляется на основе технических средств измерений. Базируется на информации, получаемой с использованием средств измерений и контроля. С помощью измерительного метода определяют значения таких показателей качества, как масса изделия, сила тока, скорость автомобиля, частота вращения двигателя и др.

Регистрационный метод осуществляется на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, подсчета отказов изделия при испытаниях, числа дефектных изделий в партии и др.

Расчетный метод осуществляется на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества машины от ее параметров. Применяется в основном при проектировании продукции. Позволяет также установить зависимости между отдельными показателями качества. Служит для определения массы изделия, показателей его производительности, например, определение производительности металлорежущего станка по скорости и глубине резания, а также подаче и др.

Органолептический метод осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств, например, при контроле окраски машины, при проверке отсутствия рисок и царапин или других дефектов на обработанной поверхности детали. При его реализации возможно использование технических средств (лупа, микроскоп и т.п.), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств.

Экспертный метод осуществляется на основе решения, принимаемого экспертами, например, при оценке эстетической характеристики машины или прибора.

Социологический метод осуществляется на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей продукции, например, при оценке качества выпущенной серии электродвигателей, телевизоров и т.д.

При оценке качества любого изделия применяют обычно в сочетании несколько> рассмотренных методов. Они служат, как правило, для оценки не только уровня, качества продукции, но также для технического контроля в ее производстве.

При оценке показателей качества продукции по балльной системе можно использовать, например, четыре балла: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно») и 0 («плохо»). Возможны и другие балльные системы.

Источник статьи: http://masters.donntu.org/2002/foreign/tareq/book1.htm

Adblock
detector