Энциклопедии по автомобилям ссср

Лучшие автомобили СССР: легенды отечественного автопрома

Здравствуйте уважаемые читатели, сегодня я представлю вашему вниманию лучшие автомобили СССР. Как вы сами понимаете, в мой ТОП войдут те авто, которые были популярны среди населения советского союза еще в середине 20-го века. Быть может, какую-то из них вы встретите на современных дорогах страны. Список будет достаточно большим, поэтому предлагаю сразу перейти к его рассмотрению.

ЗАЗ 968

Всем известный «Запорожец» был достаточно популярен во времена советского союза. В частности, это касается модели ЗАЗ 968. Она была мечтой многих. С появлением более совершенной техники постепенно ушел в историю. Создавались специальные модификации этого запорожского гиганта, которые специально предназначались для инвалидов. Мощности двигателя в 30 л. с. в те годы вполне хватало для поездок по городу. В те времена на первом месте стояла не скорость, а качество. ЗАЗ 968 полностью соответствовал потребностям жителей советского союза. Это легендарная «малолитражка» Запорожского автомобильного завода, которая выпускалась от 1971 по 1994 год. Имеет три основные модификации (968, 968А, 968М), традиционное заднее расположение двигателя и вошла в историю советской автомобильной промышленности, как народный автомобиль «особо низкого класса».

Москвич 412

Это девятое место моего рейтинга. Советский и российский заднеприводный автомобиль II группы малого класса, выпускавшийся с октября 1967 по 1975 год в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном в АЗЛК, и с 1967 по апрель 1999 года на автомобильном заводе в Ижевске. Даже сегодня можно встретить эту модель на дорогах нашей страны. Пик популярности стального коня пришелся на середину 70-х г. Объема двигателя 1,5 литра вполне хватало для конкуренции даже с иностранными марками, которые тогда были достаточно редки. Мощность мотора — 72 л. с. Для того времени это было достаточно неплохо. Наша страна в 70-х годах даже производила экспорт модели в зарубежные государства. Причем, география распространения была достаточно широка.

Читайте также:  Если забыть снять с ручника автомобиль

ВАЗ 2107

Советский и российский заднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа седан, одна из последних моделей «классики», выпускавшаяся на ОАО «Волжский автомобильный завод/АвтоВАЗ» с марта 1982 года по 17 апреля 2012 года. Знаменитая семерка, которая не выпускается в свет всего 8 лет, располагается на 8-м месте нашего рейтинга. В начале 80-х г. именно эта марка была одной из самых популярных. Тогда она делалась на совесть. Мощность двигателя — 74 л. с. Это просто прекрасно для того времени. При этом машина была весьма экономичной, и потребляла всего 7 литров бензина на 100 км. Дизайн для того времени просто прогрессивный. Сегодня б-у модель можно приобрести на любом авторынке за приемлемую цену, но начиная с 90-х годов качество марки значительно ухудшилось.

ГАЗ 12 ЗИМ

Советский шестиместный шестиоконный длиннобазный большой седан, серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод имени Молотова) с 1949 по 1959 год (некоторые модификации — по 1960 год). ЗИМ — первая представительская модель Горьковского автозавода. Предшественник «Чайки» ГАЗ -13. Просто шикарный автомобиль, который выпускался в советском союзе в период с 1948 до 1960 г. На тот период и приходится пик его популярности. Сегодня его можно встретить разве что в коллекции богатых олигархов. Двигатель марки работал на 72-м бензине. Мощности мотора хватало для тогдашнего города. Это произведение искусства иногда использовалось и в качестве такси.

ВАЗ 2103

Шестое место достается ВАЗ 2103. Cоветский заднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе модели Fiat 124 и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1972 по 1984 год. Автомобиль широко экспортировался и пользовался популярностью даже в странах Запада. Типичный жигуль, который разрабатывался совместно с итальянской компанией Фиат. Выпускался на Волжском автомобильном заводе в период с 1972-го по 1984 г. Четырехцилиндровый двигатель был способен разгоняться до сотни за 16 секунд. Его мощность составляла 77 л. с. Сегодня авто можно встретить на улицах нашей страны, но с каждым годом представителей этого семейства становится все меньше.

Читайте также:  Где пишется вин код автомобиля

ВАЗ 2108

Пятерку лидеров открывает ВАЗ 2108, который в середине 80-х г. совершил революционный переворот в плане дизайна. Советский и российский переднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа хетчбэк. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1984—2004 годах. Представлял собой базовую модель в семействе моделей Лада «Спутник». Советские марки стали иметь после этого весьма респектабельный вид. Годы выпуска — 1984-2003. Стандартный двигатель имел мощность 64 л. с. При этом до скорости 100 км/ч он позволял разогнаться за 15 с. Очень экономичная марка, которая потребляла всего 5,4 л./100 км.

ГАЗ 2410

Наша любимая Волга располагается на 4-ой позиции нашего списка. Советский и российский автомобиль среднего класса производства Горьковского автомобильного завода. Выпускался с конца 1985 года до 1991 года. Представляет из себя модификацию модели ГАЗ -24 с изменённым внешним видом («рестайлинг»): новой решёткой радиатора, наружными ручками открывания дверей от ГАЗ -3102, интерьером, дизайн которого во многом повторяет дизайн интерьера ГАЗ -3102. Выпускалась относительно недолго, всего 7 лет, начиная с 1985, а заканчивая 1992-м годом. 2.5 литровый двигатель имел мощность 100 л. с. Для того времени весьма неплохие показатели. При этом человек покупал в свое распоряжение достаточно вместительного стального коня. Есть даже лимузин.

Волга 21

Открывает тройку лидеров Волга 21. Советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Производство ГАЗ-21 на самом ГАЗе продолжалось до 15 июля 1970 года, но ещё долгое время после этого сборка по сути новых автомобилей продолжалась на авторемонтных заводах, встречаются «ремзаводовские» машины выпуска вплоть до второй половины 1970-х годов. Заводской индекс модели — изначально был М-21, позднее — ГАЗ-21. Она выпускалась с 1955 по 1970 г. Выпускался железный конь сразу в нескольких модификациях. При этом был доступен среднему классу населения советского союза. Наверно, именно поэтому и стал популярен. Двигатель объемом 2,5 литра имел мощность 75 л. с. Сегодня автомобиль можно встретить на дорогах страны, но это случается все реже. Модель нельзя назвать экономичной. Она потребляет в смешанном режиме 15 л/100 км.

ВАЗ 2101

Копеечка располагается на второй позиции. Это, безусловно, самая популярная марка, которая производилась достаточно долго. Советский заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе. На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года. Официальные цифры говорят о 18 годах плодотворной работы инженеров Автоваза. Двигатель объемом 1,2 литра имел мощность 62 л. с. Даже сегодня можно встретить этого классического представителя ВАЗа на дорогах нашей страны. Это говорит о качестве производства, которое существовало в середине 20 века на заводе. Разгоняется марка достаточно медленно. До сотни придется разгонять ее приблизительно 20 с. При всем при этом ее экономичность и надежность позволяет ей располагаться на 2-ом месте хит-парада.

ГАЗ 13 «Чайка»

Именно эта модель становится лидером, и по праву считается лучшей из тех, что выпускались в СССР. Советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Первый ходовой образец собран в 1957 году; всего было изготовлено 3179 автомобилей этой модели. Десятилетие с 1950 по 1960 год в мировом автомобильном дизайне — период непрерывных проб, экспериментов и поисков новых стилистических решений, форм, материалов и технологий С 1959-го по 1981 г. ей просто не было равных в плане элегантности. На ней в основном ездили не простые люди, а представители высоких чинов, подчеркивая свой статус. Объем двигателя составлял 5,5 литра. При этом его мощность была 195 л. с. Настоящий монстр того времени. Он имел 8 цилиндров и 16 клапанов, что для того времени являлось несомненным прогрессом. Мало, какие иномарки могли сравниться с ГАЗ 13 по характеристикам.

Напоследок

Итак, уважаемые дамы и господа, сегодня я представил вашему вниманию лучшие автомобили СССР. Если ваше мнение совпадает с моим, то можете поставить лайк. Если нет, то оставляйте свои комментарии ниже и мы с вами обсудим.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e302b0b9c57c202f3228d6f/luchshie-avtomobili-sssr-legendy-otechestvennogo-avtoproma-5e4812efa3e296673fdf5e85

Бесплатный фрагмент — Автомобили СССР

Предисловие о развитии отечественного автомобилестроения

Отечественное автомобилестроение имеет свою историю и важные вехи на пути его развития, что заслуживает должное внимание и подробно изложено в данном материале.

Начало этому положил первый автомобиль, собранный Яковлевым и Фрезе на базе комплектующих двухместного автомобиля Бенц еще в 1896 г. С этого периода времени началась эпоха появления в Росси и мелких мастерских, фабрик и даже заводиков по производству автомобилей и двигателей для них.

Они строились на базе имеющихся производственных мощностей, например, каретных фирм или велозаводов, а так же фирм по производству небольших двигателей. Часто уже тогда открывалось лицензионное предприятие по выпуску автомобилей зарубежных фирм из комплектующих. Производственная гамма таких предприятий включала выпуск грузовых автомобилей, легковых, омнибусов (автобусов) и даже троллейбусов, пожарных и санитарных автомобилей. Самый первый мелкосерийный выпуск автомобилей был начат еще в 1896 г.

Можно привести многочисленные примеры выпускаемой продукции и непосредственно этих фирм. Одной из первых автомобильных фирм по выпуску автомобилей в Росси и был завод Фрезе, который выпускал с 1901 г сначала грузовой автомобиль-платформу грузоподьемностью 1000кг мощностью 6 л.с. и скоростью 15 км/ч.А уже в 1902 г это была модификация с бортовым кузовом и пролеточной кабиной для водителя в модификации грузопассажирский, а также почтовый фургон грузоподьемностью 250 кг мощностью 4,5л.с. и скоростью 20 км/ч и омнибус на 10 человек мощностью 8 л.с.

Другие фирмы уже выпускали лицензионные автомобили: это четырехместный легковой автомобиль завода « Росси я» по лицензии фирмы «Де-Дион» с рабочим обьемом двигателя 500 см3,мощностью 3,5 л.с.,массой 400 кг и скоростью 35 км/ч (1901г);а также фабрика Меллера «Дукс» — лицензионный легковой двухместный автомобиль фирмы «Олдсмобиль» мощностью 6 л.с. и скоростью 35 км/ч,а кроме того -свою продукцию: электрический омнибус 1902 г. Фирма «Лесснер» начала также сперва лицензионный выпуск грузовиков немецкой фирмы «Даймлер», а потом уже в 1905 г выпускала почтовые автомобили грузоподьемностью 400кг, рабочим обьемом 1,5 литра, мощностью 6—8 л.с.,массой 1200 кг и скоростью 30 км/ч;а в 1907 г — фургон, грузоподьемностью 1200 кг, мощностью 10 л.с. и скоростью 20 км/ч;а также который пятиместный легковой автомобиль мощностью 32 л.с. и скоростью уже 65 км/ч. Самую интересную продукцию выпускала мастерская Романова, которая известна как электрический омнибус 1901 г на 17 человек, мощностью 6 л.с., массой 160 кг и скоростью 11 км/ч и запасом хода 60 км; а также с 1902 г трехместный тоже электрический легковой автомобиль мощностью 2 л.с. и скоростью 37 км/ч. Выпуском автомобилей занималась также»Московская экипажно-автомобильная фабрика» Ильина, которая была организивана на базе экипажной по выпуску пролеток и первый русский автомобильный завод Пузырева в Петербурге, построенный только для выпуска автомобилей, а позднее — автомобильных двигателей. В 1912 г выпускался открытый легковой автомобиль «Пузырев А-28/40» с рабочим обьемом 6,3 л, мощностью 40 л.с.,массой 190 кг, а скорость уже достигала 80 км/ч.

Но самым известным автомобильным заводом в Росси и является Рижский «Руссо-Балт», который имел филиал также в Петербурге. Его отличительная черта заключается в том, что он уже выпускал полноценные легковые автомобили с цельнометаллическим кузовом (т.е. наподобие продукции америк анской фирмы «Форд», которая впервые освоила серийный выпуск таких «жестянок»).Первая модель была выпущена в 1909 г. имела индекс «С24/30», имела рабочий обьем 4,5 литра, мощность 30 л.с.,массу 1300 кг и скорость уже 80 км/ч. Она принимала уже участие в известных тогда автомобильных спортивных состязаниях. В 1910 г эта модель имела модификацию закрытого кузова «лимузин», а в 1912 г — уже имела модификацию кузова «торпедо». В этом же году выпускалась и модель «К12/20» с тентом мощностью 20 л.с. и скоростью 70 км/ч. Кроме того выпускалась модель с металлическим кузовом-лимузин «С24/40» обьемом двигателя 4,5 л, мощностью 40 л.с.,массой 2000 кг и скоростью 70 км/ч.В производственную гамму завода входил выпуск чисто специальных спортивных легковых автомобилей, которые принимали участие в различных зарубежных ралли (например,«Монте-Карло») и трансконтинентальном пробеге Москва-Пекин, причем добиваясь престижных побед и результатов, что свидетельствует уже о качестве и надежности выпускаемой заводом продукции. Это модель «С24/30», на которой был установлен всероссийский рекорд скорости 129 км/ч для того времени. Кроме того в производственную гамму выпуска такой продукции входили так же открытый грузовик «Д15/35» 1912 г грузоподьемностью 1000 кг, мощностью 35 л.с.,который имел в 1916г также модификации «санитарный» и «пожарная линейка» (скорость всего 35—40 км/ч).

Несмотря на качество выпускаемой продукции и производственные возможности до революции завод обанкротился и закончил свое существование, после чего был буквально разобран и его мощности перевезены в Москву и Тверь. Кроме этого, в царские времена уже существовали заводы Пузырева, которые выпускали подобные легковые автомобили и на момент изменения государственной формы они уже имели серийный выпуск, поэтому СССР появился с готовой автопромышленностью и первые автомобили таким образом выпускали эти автосборочные заводы, которые были обьединины в заводы «Промбронь», а позже стали строить новые.

Подобная участь — то есть банкротство и прекращение выпуска автомобильной продукции постигла почти все эти заводы в Росси и еще до революции. Но при этом их еще и пытались создавать. Последний известный завод того периода времени был заложен в 1916 г в Трюфелевой роще в Москве и известен под названием «Автомобильное московское общество» Рябушинских или просто АМО (позднее ЗИЛ). Он сразу же освоил выпуск из комплектующих грузовиков ФИАТ.

Революция в стране принесла новые перемены и означала новый этап развития автомобилизации у нас. Первым шагом в этом направлении была национализация этих известных заводов и их мощностей. Например на базе фабрики Ильина появился завод «Спартак», часть остальных заводов были сформированы в обьединение «Промбронь». Все они также осваивали мелкосерийный выпуск автомобилей в том числе для нужд армии. Об этом периоде времени и о выпускаемой тогда продукции почти ничего сейчас не известно. Основное же направление развития, которое было принято тогда заключается в курсе страны на строительство больших автомобильных заводов и освоение новой продукции. Речь шла уже не о мелких фирмах, а о предприятиях по выпуску новой серийной продукции. При этом в стране уже появились свои первые автопроекты, т.е. у нас уже пытались создавать свои конструкции автомобилей, самым известным из которых является легковой НАМИ-1 (но он не смог выдержать конкуренции с эксплуатировавшимися тогда автомобилями). Но после этого отечественное проектирование одолело новый этап и стало выпускать серийно собственные конструкции.

Таким образом, в наступившей новой тогда эпохе был известен один действующий автомобильный завод АМО и некоторые мелкие автомобильные предприятия, которые по тем меркам проще назвать автомобильными гаражными мастерскими. АМО же выпускал сперва лицензионную модель «ФИАТ-Уайт» (грузовик,1922):грузоподьемность 3 т, обем двигателя,7 л, мощность 30 л.с.,скорость 20 км/ч.А уже с 1924 по 1931 гг выпускался первый самостоятельно сделанный грузовой автомобиль «АМО-Ф15», который сошел с конвейера сперва в пролетарском красном цвете: грузоподьемность — 1,5 тонны, масса — 1900 кг, обьем двигателя 4,4л, мощность 35 л.с.,скорость 40 км/ч. Таким образом завод АМО, который впоследствии получил название сперва ЗИС, а потом ЗИЛ (в часть известного вождя партии и страны — Сталина, а так же по имени первого его директора — Лихачева) специализировался первоначально на выпуске лишь грузовиков, крайне необходимых молодой стране, но потом также освоил выпуск легковых автомобилей высшего класса и конечно автобусов. Но в настоящее сам завод не существует, является закрытым, но производство осталось где-то на авторемонтных предприятиях-сателлитах, новых моделей неосваивается.

Модельный базовый ряд завода представляет из себя большой список:

— АМО-Ф15,первый советский грузовик 1500 кг,4х2,50 км/ч,

— АМО-3,грузовик 2500 кг,4х2,60 км/ч (1931—33),

— модификация АМО-Ф15 в виде первого советского автобуса на 14 мест (1924—31),

— ЗИС-10 (1933—46),седельный тягач 4х2,6 т.48 км/ч,

— ЗИС-5 (1933),грузоподьемностью 3 т, мощностью 73л.с. и

скоростью 60 км/ч,

— ЗИС-8 (1934) — автобус на 29 мест,73 л.с.,

— ЗИС-6 (1933—1941) — модификация 4 т, трехосный,

— ЗИС-5В (1942—1946),грузоподьемностью 3 т, обьемом двигателя 5,5 л, мощностью 76 л.с.,

— ЗИС — 21 (1939—1941),газогенераторный грузовик, 2,5 т,

— ЗИС-32 (1941),модификация базовой машины с повышенной проходимостью грузоподьемностью 2,5т, мощностью 82л.с.,

— ЗИС-42М (1942—1944) — полугусеничный автомобиль на базе ЗИС-6,

— ЗИЛ-150 (1947—1957) грузоподьемностью 4т, обьемом 5,5л, мощностью 90 л.с. со скоростью 65 км/ч,

— ЗИЛ-151 (1948—58) 6х6,60 км/ч,

— ЗИЛ-156 (1949—57), 3,5т, 4х2,74 л.с.,

— ЗИЛ–156А (1953—57), 4 т, 4х2,65 км/ч,85 л.с.,

— ЗИЛ-120Н (1956—57),седельный тягач,9.5 т,4х2,55 км/ч,

— ЗИЛ-ММЗ-585 (1959—57),самосвал,3,5 т,4х2,55 км/ч,

— ЗИЛ-159 (60-е гг) — усовершенствованная модификация,

— ЗИЛ-154/155 (1947—1955) — автобус на 50—60 мест, мощ-

ностю 95—110 л.с. со скоростью 65 км/ч,

— ЗИЛ-157 (1958—61), 6х6,65 км/ч,

— ЗИЛ-164 (1957—61),4 т,4х2,85 км/ч,100 л.с.

— ЗИЛ-164А (1961—64), -*-,70 км/ч,

— ЗИЛ-164Г, АГ (1957—61),самосвал,3,5т,4х2,85км/ч,

— ЗИЛ-164Н, (1958—64),седельный тягач,4х2,10,5т,85км/ч,

— ЗИЛ-130 (1964) грузоподьемностью 5т, мощностью 150л.с.,скорость 90км/ч,и модификации ЗИЛ-130А,В (тягач),Г (увеличенная база и грузоподьемность),С (северная),

— ЗИЛ-131 (с1966) — трехосная полноприводная модификация, модификация В (седельный тягач),

— ЗИЛ-133 (1979) — длиннобазный трехосный с повышенной грузоподьемностью,

— ЗИЛ-4331 (1986),дизельный, грузоподьемностью 5 т, мощностью 200 л.с. со скоростью 110 л.с.,

— ЗИЛ-3906 (90-е гг) — среднетоннажный грузовик,

— ЗИЛ-5301ФА (90е),с низкой платформой, полноприводный.

Дополнительно можно представить еще и ряд выпускавшихся легковых автомобилей высшего класса только для член ов правительства: ЗИС-101 (1937—1939), ЗИМ-ЗИС-110 (1946), ЗИЛ-111А,Г (1963—1968), ЗИЛ-118 (микроавтобус),ЗИЛ-114 (1967),ЗИЛ-115 (1980), ЗИЛ-117 (1971), ЗИЛ-41047 (1985) — на этом выпуск легковых автомобилей этого класса прекратился. Более того на рубеже нового века автозавод не смог преодолеть сильный кризис и практически остановил производство.

Еще один автозавод по производству грузовиков, автобусов и двигателей был построен в Ярославле и в 1925 г же выпустил свои первые грузовики. Но в дальнейшем он перешел на выпуск только больших двигателей. Базовая производственная гамма состоит из следующих моделей:

— Я-3 (1925—1938),грузоподьемность 3 т, мощность 35 л.с. (двигатель от АМО-Ф15),скорость 30 км/ч,

— Я-5 (1929—1934),грузоподьемность 5т, обьем 7л, мощность 93л.с.,4х2, 50 км/ч,

— ЯГ3 (с 1932),5 т,4х2,двигатель АМО-3,

— ЯГ4 (с 1934), грузоподьемность 5 т, двигатель ЗИС-5,

— Я-10 (1932—1935),грузоподьемность 8т, двигатель-тотже,

— Я-6 (1929) — автобус на 35 мест, мощность93,5 л.с.,скорость 47 км/ч,

— ЯА-1 (1932—1933) — первый советский большой городской автобус на 100 мест, обьем двигателя 8,2 л,

ЯС-1 (с 1935) -первый самосвал с задней разгрузкой,4т, обьем двигателя 5,6л, мощность 73 л.с.,скорость 40 км/ч,

— ЯАЗ-200 (1947—1965) — первый советский дизельный серийный грузовик грузоподьемностью 7т, обьемом 4,7л, мощностью 110 л.с.,скорость 65 км/ч,

— ЯАЗ-205 (1947—1966) — самосвал на укороченном шасси, грузоподьемность 6 т,

— ЯГ-12 — четырехосная модификация грузовика.

— ЯАЗ-210 (с 1951),10—12т,6х4,180 л.с.,

— ЯАЗ-210Г, тягач,6х4,дизель 180 л.с.,

— ЯАЗ-210Д, седельный тягач с полуприцепом 25—45т,

— ЯАЗ-210Е, самосвал с задней разгрузкой 10т,

— ЯАЗ-214 (с 1956),тягач,6х6,грузоподьемность 7т, прицепа 50 т.

Последние модели были переданы производству на МАЗ и КрАЗ, а сам завод стал выпускать лишь двигатели.

Кроме того страна также начала курс и на строительство завода по производству легковых малолитражных автомобилей. Первым советским легковым автомобилем считается четырехместный НАМИ-1 (1927) мощностью 18,5 л.с. и скоростью 70 км/ч, который выпускался в небольшой серии. Поэтому в 1929 г в Москве было начато строительство завода КИМ, который который в 1945 г получил название МЗМА (завод малолитражных автомобилей),в 1968 г — уже название АЗЛК (автозавод имени Ленинского комсомола),а в 1971 г образовано предприятие Авто-Москвич. С 1933 по 1939гг он являлся филиалом ГАЗа. Завод был построен чисто для выпуска 4—5 местных легковых автомобилей, а первой его продукцией является сборка легковых автомобилей ФОРД-А. Но в 2000 г завод потряс сильнейший экономический кризис и за два года производство было полностью остановлено.

Далее приводится основная производственная гамма выпуска:

— КИМ-10—50 (1940),масса 840 кг, обьем двигателя 1,2л, мощность 26 л.с.,скорость 90 км/ч,

Источник статьи: http://ridero.ru/books/avtomobili_sssr/freeText

Оцените статью