Меню

Чем запаять трубку кондиционера автомобиля

Как запаять алюминиевую трубку в домашних условиях: советы мастера

Судя по отзывам, многие домашние умельцы сталкиваются с необходимостью произвести соединение трубок из алюминия. В большинстве случаев эта задача выполняется путем вальцовки – несложного, доступного и безопасного для оборудования метода. Тем не менее иногда приходится выполнить пайку алюминиевых трубок. Если у вас есть элементарные технические знания, то справиться с этой задачей вы можете самостоятельно. О том, как запаять алюминиевую трубку в домашних условиях, вы узнаете из данной статьи.

В чем особенность работы?

Как утверждают специалисты, кондиционеры не комплектуются запасными трубами. Поэтому вам придется отправиться за ними в строительный магазин.

Можно также обзавестись медной трубкой, в которой есть примеси серебра. Главное, чтобы изделие было не подвержено коррозии, выдерживало без деформации значительное давление и перепады температуры. Как запаять алюминиевую трубку? Можно воспользоваться двумя методами, а именно высоко- и низкотемпературным. В первом случае для плавления припоя нужна температура не менее 600 градусов. Также данный показатель может достигать и 900. Метод предназначен для работы трубками, выдерживающих большую нагрузку. Низкотемпературный используется для труб с меньшей нагрузкой в холодильных установках. Если работать приходится с мягким припоем, то температурный показатель достигает 450 градусов, и больше – с твердым припоем.

О материалах и оборудовании

Перед тем как запаять алюминиевую трубку, обзаведитесь следующими инструментами:

  • Труборезом. Он необходим для подготовки торца трубки, который будет соединяться посредством припоя.
  • Трубогибом. Если работать без данного инструмента, то, скорее всего, на трубке образуются заломы, что отрицательно скажется на проходимости. С помощью трубогиба, вы сможете сгибать трубы под нужным углом.
  • Паяльником и газовой горелкой.
  • Припоем. Он может быть твердым или мягким. Герметичная и прочная пайка напрямую зависит от чистоты поверхности.

Конечно, придется приобрести непосредственно саму трубку. Ее диаметр зависит от мощности оборудования. Чем он мощнее, следовательно, больший будет диаметр. Цена изделия будет зависеть от ее технических характеристик, свойств металла и марки производителя. Как утверждают специалисты, на алюминиевых трубках экономить не стоит, поскольку это отразится на качестве работы устройства и его эксплуатационном ресурсе.

О припоях

Тем, кто не знает, чем запаять алюминиевую трубку кондиционера, можно порекомендовать воспользоваться медно-фосфорными и серебряными припоями. Для изделия из меди фосфорный лучше заменить припоем, в котором есть ионы серебра. Дело в том, что фосфорное вещество является довольно хрупким в сплавах, в которых количество никеля превышает 10%. Если в твердом припое содержится кадмий, то вам придется побеспокоиться о здоровье, поскольку пары кадмия могут отравить ваш организм. Перед тем, как запаять алюминиевую трубку в холодильнике, следует определить вид соединения. Например, медь с медью, со сталью и с алюминием.

В первом случае придется работать медным припоем. Стык с помощью горелки нужно разогреть до 600 градусов (он станет темно-вишневого цвета). Далее припой следует окунуть во флюс. Чтобы произошло плавление, нужно к разогретому стыку прижать пруток. Со стыками сталь-сталь и медь-сталь работают серебросодержащим припоем, который еще называют серебряным. Для плавления припоя с большим содержанием серебра потребуется меньшая температура. Кроме того, он обладает лучшей смачиваемостью и обтекаемостью, в отличие от медно-фосфорных, для плавления которых нужна температура выше.

Из-за специфического химического строения алюминия во время пайки у вас могут возникнуть трудности. Причина заключается в том, что алюминий является довольно активным металлом.

Это значит, что реагентами могут быть различные химические вещества. При взаимодействии этого цветного металла с кислородом, на поверхности изделия наблюдается образование очень тонкой и одновременно необычайно прочной оксидной пленки. Ввиду того, что свойства алюминия и его оксида полностью противоположны, следует полностью исключить образование данной пленки. Для этой цели вам и понадобится флюс.

С помощью этого вспомогательного материала с припоя и поверхности спаиваемого изделия удаляются окислы. Кроме того, флюс предотвращает их образование. Судя по отзывам, самой лучшей маркой является Ф-64 с 40% содержанием активного фтора. После работы спаиваемую поверхность нужно обязательно промыть. Флюс А-214 считается универсальным безотмывным средством с температурой плавления от 150 до 400 градусов. После работы его остатки легко удаляются обычной салфеткой, которую предварительно смачивают спиртом.

В чем суть процедуры?

Перед тем как запаять алюминиевую трубку, следует разобраться, что же представляет собой процесс пайки. Образование соединений путем пайки происходит в два этапа. Сначала создают физический контакт между поверхностями. Далее физический контакт преобразуется в квантомеханическое взаимодействие между электронными оболочками атомов. Чтобы инициировать между поверхностями физический контакт и дальнейшую химическую связь, паяемый металл смачивают с помощью жидкого припоя. Целесообразность его применения зависит от такого показателя как тип межатомных сил на контактирующих поверхностях. Если наблюдается физическая адсорбция, то в результате смачивания жидким припоем получится малопрочное соединение. Если жидкий и твердый металлы химически взаимодействуют, то путем смачивания образуется прочная связь.

Нагрев поверхностей

Тем, кто не знает, как запаять алюминиевую трубку и с чего начать, специалисты рекомендуют предварительно подготовить поверхности соединяемых деталей. Нагревают их с помощью снопа пламени. Желательно, чтобы он был на расстоянии 1 см от поверхности. Если нужно соединить массивные детали, то лучше воспользоваться многосопловыми горелками с мягким и равномерным нагревом. Медно-цинковые припои растапливают при помощи окислительного пламени, при котором испарение цинка уменьшено.

Нержавеющие стали нагревают нормальным пламенем. Главное, чтобы при этом не образовывались карбиды хрома, способные инициировать межкристаллитную коррозию. Если нужно паять разнородные детали, имеющие различную толщину, то пламя нужно направить на поверхность с большей тепловодностью и массой.

О газопламенной пайке

В данном случае вам понадобится специальная горелка, которая работает на бытовом газе, пропане или ацетилене. Используется для нагрева деталей, толщина которых не превышает 1 см. Кроме алюминия, ацетиленовые горелки применяют для нагрева и спайки углеродистых и низколегированных сталей, серого чугуна, меди, никеля, медно-никелевых сплавов, серебра и золота. Нужно определить температуру, при которой будет осуществляться пайка. Важно, чтобы данный показатель на 50 градусов был больше температуры плавления используемого припоя. Для газопламенной пайки подойдет оловянно-свинцовый, оловянно-цинковый, медный, серебряный, алюминиевый и золотой припои. Процедура длится в течение трех минут. Пропан подается под давлением до 400 кПа (не ниже 100), ацетилен от 60 до 80, бытовой газ – 30 кПа. При выборе флюса вам придется исходить от температурных показателей и свойств припоя. Можно также воспользоваться газообразными флюсами.

О ремонте автомобильных кондиционеров. Способы

Часто владельцы автомобилей задают вопрос, как запаять алюминиевую трубку кондиционера авто? Некоторые пытаются исправить проблему своими силами. Если эту задачу выполнить неправильно, то вам придется отправиться в СТО, чтобы специалист все переделал. Восстановить алюминиевые трубки можно двумя способами, а именно путем заваривания трещины или путем напыления на них специального композитного вещества.

Причины поломок

Может быть так, что алюминиевые трубки в кондиционере автомобиля просто засорились. Происходит это преимущественно в зимнее время, когда кондиционер не работает. По мере накапливания загрязняющих частиц между радиаторами в кондиционере и двигателе происходит засорение всей магистрали. В итоге хладагент будет циркулировать и смешиваться с влагой уже не в полной мере. За счет наличия реагентов, нарушения уровня влаги и перепадов температур разрушается алюминий, из которых сделаны трубки. Таким образом, их эксплуатационный ресурс зависит от климата, температурного режима, особенностей дорожного покрытия, участия в дорожных происшествиях и общих нагрузках на автомобиль. В комплексе эти факторы отрицательно скажутся на состоянии охлаждающей системы.

С чего начать?

В первую очередь нужно произвести диагностику устройства. Как утверждают специалисты, сделать это на глаз будет затруднительно. Дело в том, что трубка может быть с микротрещинами, через который и вытекает фреон. Поскольку хладагент бесцветный, его утечку выявляют с помощью специального оборудования. Начинают с внешнего осмотра, далее замеряют давление хладагента, а затем с помощью ультрафиолетовой диагностики и течеискателя определяют место утечки фреона. Если вы не хотите терять свое время на устранение неполадок, сразу воспользуйтесь услугами специалистов. Например, на юго-востоке Москвы запаять алюминиевую трубку вы можете в нескольких автосервисах. Например, в Red Hot Service вам, кроме пайки труб охладительного устройства, произведут и другие работы, а именно заменят масло, заправят кондиционер, отремонтируют электрооборудование.

Устранение маленьких трещин

Тем, кто не знает, чем можно запаять алюминиевую трубку, опытные мастера порекомендуют использовать специальные составы. Если трубки в вашем кондиционере с совершенно маленькими трещинками, еле видными глазу, то можно обойтись без аргонно-дуговой сварки. На дырочки в трубки наносят специальные заплатки. Важно, чтобы их толщина была не менее 3 мм. Для этого трубки из алюминия смесью покрывать следует в несколько слоев. Если трещины большие, то вам не обойтись без аргонно-дуговой сварки. Преимущество ее в том, что она исключает контакт поверхности с кислородом, а, следовательно – образование оксидов. Таким образом, работая аргонно-дуговой сваркой, вы можете обойтись без флюса.

Ход работ

Судя по многочисленным потребительским отзывам, с этой работой может справиться каждый, даже с небольшим опытом пайки. Для начала приобретите труборез, специальный гибочный станок и сварку. Некоторые домашние умельцы вместо трубореза пользуются ножовкой по металлу. Как утверждают специалисты, делать так не стоит, поскольку качество работы будет не тем. Трубогиб может быть универсальный (им работают с различными диаметрами) и специфический (предназначен для трубок определенного диаметра).

Далее следует купить трубки из алюминия, отрезать из них нужную длину и погнуть на гибочном станке. После приготовления трубок займитесь нарезкой фитингов и соедините все в одну систему. Прежде чем соединять, тщательно почистите трубки с помощью наждачной бумаги или металлической щетки. Если на изделиях останется смазка, краска или земля, то сцепление металла с припоем будет хуже. Если вы хотите соединить две трубки, вставьте их друг в друга, чтобы оставался небольшой зазор (0,2 см), который в дальнейшем будет заполнен расплавленным припоем. После выполнения этих действий можно приступать непосредственно к самой пайке.

Источник статьи: http://labuda.blog/271496.html

Ремонт трубок автокондиционера

Автомобильное кондиционирование воздуха является одним из наиболее значимых и значимых достижений современной автомобильной промышленности. Возможность охлаждения воздуха внутри машины стоит многого. Особенно важным является использование автомобильного кондиционера для стран с жарким климатом, где высокая температура окружающей среды поддерживается круглый год.

Жара-угнетающее воздействие на организм человека и с возрастом негативные факторы имеют тенденцию к увеличению. Наличие кондиционеров в машине позволяет регулировать температуру воздуха до оптимальных значений. Кондиционер, как и любая установка для охлаждения воздуха имеет собственную систему распределения охлажденных воздушных масс в салоне автомобиля.

Элементами транспортной системы фреонового газа, используемой для снижения температуры воздуха, являются трубопроводы, работающие в моторном отсеке. Для изготовления трубопроводов используется алюминий. Это достаточно «капризный» материал с низкой устойчивостью к перепадам температур и внешним факторам. Во время длительной эксплуатации транспортное средство может стать непригодным для использования в некоторых районах.

Повреждения трубопроводов кондиционера приводит к утечке фреона. Это газ, который охлаждает воздух, циркулирующий через систему вентиляции автомобиля. Утечка фреона может привести к выходу из строя системы кондиционирования воздуха автомобиля. Именно поэтому очень важно знать, как отремонтировать трубку кондиционера своими руками.

Несмотря на появление достаточного количества автосервисов, ремонт в гаражах пользуется популярностью у большинства водителей. Некоторые автомобилисты проводят все выходные на ремонте своего»железного коня». Это настоящее национальное увлечение, сочетающее в себе страсть и реальную возможность сэкономить.

В большей части автомобилей это всего лишь нажатие кнопки для улучшения кондиционирования и охлаждения воздуха. Если система вентиляции продолжает обдувать теплыми потоками воздуха, то компрессор кондиционера не работает. Нужно искать причину неисправности.

Читайте также:  Назначение рулевого управления автомобилей ваз 2107

Если у вас есть опасения по поводу производительности системы кондиционирования воздуха не нужно откладывать. Ранняя диагностика дает возможность быстро выявить неисправности и принять меры по их устранению.

Подключение специального оборудования для диагностики системы кондиционирования воздуха машины позволяет определить место утечки фреона. Это очень удобно и экономит много свободного времени для автомобилиста.

Обнаружение утечки охлаждающего газа позволяет владельцу транспортного средства предпринять другие действия, направленные на ремонт системы кондиционирования.

Мелкие трещины на поверхности трубопроводов системы кондиционирования легче и быстрее ремонтировать с помощью специальных ремонтных составов. Как правило, они реализуются в виде аэрозолей и наносятся на место повреждения путем распыления. Для затвердевания рабочего вещества ремонтного состава не требуется много времени. Через 12 часов кондиционер уже можно использовать.

Наличие сварочного аппарата несмотря на его доступность не распространено. Устройством нужно уметь правильно пользоваться в противном случае эффективность ремонта будет стремиться к нулю. Если трубопроводы системы кондиционирования напоминают сито, то лучше и выгоднее использовать сварку.

Если автомобиль первых лет выпуска — ремонт трубопроводов требуется часто. Часто месяц не проходит без ремонтных работ. В этом случае проще заменить трубопровод кондиционера, чем пытаться его «залатать». Это будет дешевле и эффективнее.

Практически для всех моделей автомобилей можно приобрести алюминиевые или резиновые трубопроводы системы кондиционирования. Разница заключается в стоимости и сложности монтажа. Резиновые трубы являются более доступными и простыми в установке.

Выбор помещений для ремонта трубопровода системы кондиционирования широк и разнообразен. Именно поэтому сложно сделать правильный выбор и купить эффективный инструмент. Экономия негативно скажется на ремонтном эффекте, так как он будет недолгим.

Можно выделить следующие популярные среди автолюбителей средства для ремонта трубок кондиционера автомобиля:

1. Mannol Epoxidkitt Stahl + Metall.

Специальный ремонтный состав для восстановления поверхности труб кондиционера. Удобно для быстрого ремонта своими руками. Эффективно заполнены все повреждения. Подходит для ремонта металлических элементов. Полное отвердение состава происходит через 15-20 минут в зависимости от температуры окружающей среды.

2.MANNOL EPOXY-METAL (30 гр.).

Специальная ремонтная смесь на эпоксидной смоле. Обеспечивает быстрое приклеивание повреждений на поверхности трубопроводов кондиционера. Полное отверждение средства происходит в течение 5 минут.

3. Самосваривающаяся каучуковая лента Mannol MULTI-TAPE 5M.

Изолирует и защищает элементы трубопровода кондиционера от коррозии. Лента устойчива к механическим воздействиям, перепадам температур и агрессивным средам. Удобное в использовании и эффективное средство для ремонта системы кондиционирования.

При желании и небольшой площади повреждения трубопроводов кондиционера, все ремонтные работы можно выполнить самостоятельно без посторонней помощи. Действия помогут восстановить работоспособность системы охлаждения салона автомобиля.

Ремонт труб кондиционера может производиться по той причине, что они сломались и по той причине, что они грязные и чистки не будет. Зимой, когда кондиционер не работает, алюминиевые шланги и трубки могут забиться, особенно в промежутках между радиатором двигателя и радиатор кондиционера. Может накапливать загрязняющие вещества, которые могут загрязнять магистраль. И все это в комплексе может помешать правильной циркуляции хладагента, а смешивание хладагента и влаги просто неизбежно.

Сами трубки изготовлены из алюминия, поэтому внешние факторы могут оказать разрушительное воздействие на этот материал. Изменения температуры, нарушение уровня влажности, наличие реагентов-все это может привести к разрушению алюминия. И кроме того, есть уплотнительные кольца и резиновые прокладки, которые под воздействием различных факторов могут разрушаться еще быстрее.

На производительность алюминиевых труб влияет климат страны, температура, дорожное покрытие или его отсутствие, общая нагрузка на автомобиль и попадание в ДТП.

Все это отрицательно сказывается на работе холодильного агрегата, а причинение ремонта труб кондиционера неизбежно.

Вы можете ошибочно подумать, что от работоспособности трубок не зависит, но сколько времени займет ремонт труб кондиционера будет зависеть его долговечность. Задержка может спровоцировать то, что компрессор разгерметизируется и придется выполнять полную замену устройства. Хуже всего, если износ автомобиля владелец не замечает и климатическая система загрязнена частицами компрессионных колец. В этом случае под угрозой окажется не только вся система, но и здоровье пассажиров автомобиля. Многие уже почувствовали, что система охлаждения может стать реальной проблемой для здоровья.

Ремонт труб кондиционера прост, если трещины очень маленькие, которые едва видны глазу. В этом случае нельзя использовать аргонно-дуговую сварку, а также использовать специальные составы. Выполняется так называемая пайка отверстий в виде заплат. Такие смеси можно наносить в несколько слоев, их толщина составила 2-3 мм. Таким образом, мы добиваемся качественного ремонта кондиционера автомобиля.

Сварка трубок кондиционера понадобится в том случае, если размеры трещин превышают норму в 2-3 миллиметра.

В таком случае обзаводимся аргонно-дуговой сваркой и вперед за работу.

Если вы хотите сильно сэкономить на ремонте труб кондиционера-вам придется сделать это самостоятельно. Хочу отметить, что для этого еще требуется опыт пайки, хоть и небольшой. Важно запастись конкретным инструментом: труборезом, специальным гибочным станком и сварочным. Отметим, что резак можно заменить и пилкой по металлу, но это абсолютно не то качество, которое мы ожидаем при ремонте труб кондиционера.

Трубогиб может быть как универсальной (для разных диаметров), так и специфической (для определенного диаметра). Выбирая этот инструмент, стоит знать, какие размеры используются в вашей машине. Часто его 6, 8, 10 Размер, что соответствует внутреннему диаметру в миллиметрах. Размер вы можете увидеть в системе автомобиля или в технической документации. Это критический вопрос ремонта потому что различные машины используют различные измерительные системы.

Ремонт трубок кондиционера начинается с того, что вы должны купить или сделать детали. Затем отрежьте необходимую длину и согните их с помощью гибочной машины. Когда трубки готовы, нарезаем фитинги и соедините его все в одиночную систему. Перед тем, как выполнить пайку, необходимо перемотать детали изолентой и посмотреть, все ли вы сделали правильно. Если все подходит – тогда приступайте к пайке.

При ремонте трубок кондиционера не всегда можно прибегнуть к методу, описанному выше. Иногда производится замена трубок кондиционера шлангами, изготовленными из резины. Хотя они сделаны из менее стойкого материала, но их замена будет очень быстрой, простой и дешевой. Здесь не применяется сварка трубок кондиционера, обычно шланги вкручиваются.

Сварка труб кондиционера используется также, если они изготовлены из меди. Соединения меди более устойчивы, чем алюминий, но они дороже. Необходимо выполнить развальцовку. А это работа для профессионалов с высококлассным специфическим инструментом (он присутствует только на хороших станциях техобслуживания). Иногда для таких деталей проводится изоляция, которая спасает от замерзания зимой и осуществляет теплоизоляцию системы.

Хотелось бы отметить, что за системой охлаждения нужно очень внимательно следить: прислушиваться к звукам в приборах, к запахам и к общим характеристикам производительности. Все это может рассказать вам о тех проблем, которые легко исправить на первых этапах. Обратите внимание на свой автомобиль и он прослужит вам долгие годы!

На записи автоэксперт показывает, как правильно паять медную трубу автомобильного кондиционера.


Система кондиционирования состоит из множества элементов, которые со временем изнашиваются и теряют свои основные функции. Одним из таких являются трубки, через которые проходит холодный воздух и газ, необходимые для нормальной работы кондиционера.

Необходимость ремонта трубок автомобильного кондиционера может возникнуть в результате их поломки или загрязнения. Кроме того, загрязнение может быть настолько сильным, что очистка шлангов не будет рассматриваться. В холодное время года, когда кондер почти не включается, система может забиться, особенно загрязнение, собранное в области между радиаторными устройствами двигателя и кондиционера. Соответственно, загрязнение трубок кондиционера автомобиля может помешать оптимальной циркуляции расходного материала, что впоследствии приводит к смешиванию фреона и влаги.

Линии кондиционирования обычно изготавливаются из алюминия, соответственно, различные внешние факторы могут негативно сказаться на этом материале. Из-за перепадов температур, изменения влажности, а также наличия различных реагентов, алюминий может просто разрушиться. Кроме того, трубы системы также оснащены прокладками и уплотнителями, которые в свою очередь также разрушаются, только еще сильнее и быстрее. Срок службы труб зависит от многих факторов — условий эксплуатации автомобиля, климата, температуры, нагрузки на автомобиль в целом.

Итак, по каким причинам трубки выходят из строя:

  • из-за температурных перепадов;
  • в результате воздействия дорожных реагентов;
  • из-за засорения;
  • из-за перепадов влажности;
  • в результате сильных морозов;
  • при попадании авто в аварию.

Если вы ремонтируете шланги для автомобильных кондиционеров, то обычно можно залатать трещины аргоновой дуговой сваркой. В частности, если трещины достаточно большие по размеру. Что касается более мелких повреждений, то от них можно избавиться и без сварочного аппарата. Для устранения таких повреждений можно использовать специальные составы, которые необходимо распылить на поверхность трубки в несколько слоев. Предпочтительно, чтобы при сварке труб кондиционера общая толщина латок составляла около 2-3 мм.

Также следует учитывать, что обычно процесс производства новых патрубков для кондера обходится для автовладельца намного дешевле, чем их приобретение. Для изготовления важно правильно рассчитать все размеры и подготовить необходимый инструмент. Чтобы процесс производства не вызвал трудностей, необходимо заранее подготовить качественный труборез, а также трубогиб. Первый позволит наиболее качественно обрезать края трубы, а вторым можно будет воспользоваться при необходимости подогнуть трубку под углом (автор видео — Денис Чесноков).

Если вы решили отремонтировать шланги, то в первую очередь нужно определиться — вы будете покупать детали или делать их самостоятельно. При производстве нужно быть внимательным и правильно снять размеры в соответствии с технической документацией к машине. На практике наши соотечественники достаточно часто путают метры с дюймами, в результате чего процедура ремонта может вызвать сложности.

Несколько моментов, которые следует учесть при проведении ремонта:

В любом случае, если вы хотите, чтобы система кондиционирования работала долго и без нареканий, ее состояние следует контролировать, особенно в межсезонье. Всегда следует обращать внимание на звуки, которые появляются во время работы автокондиционера, а также на запахи, которые можно почувствовать от воздуховодов. Конечно, нужно также обратить внимание на эффективность системы — если вы заметили, что кондиционер стал менее эффективным, это может свидетельствовать о различных неисправностях. И как показывает практика, чаще всего их лучше устранять на начальных этапах.

Ремонт труб кондиционера автомобиля — неизбежная проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый автомобилист. В случае появления трещины или дефекта трубки фреон покинет систему, что приведет к выходу из строя автомобильного кондиционера. Вооружившись необходимыми инструментами, материалами, терпением и временем, ремонтные работы можно сделать самостоятельно.

Многие модели автомобилей устроены так, что трубопровод, подводимый к компрессору кондиционера, проходит рядом с выпускным коллектором. Благодаря постоянно высокой температуре эти элементы постепенно выгорают, трескаются и высыхают.

Зимний период характерен засорами трубок и шлангов, в результате чего пространство между радиатором, охлаждающим двигатель, и автомобильной системой кондиционирования заполняется грязью. Помимо этого, значительное влияние на алюминиевые трубки оказывают такие факторы, как воздействие дорожных реагентов, перепады температур, повышение и понижение влажности.

При осуществлении ремонта автомобильного кондиционера во многих случаях необходима аргонно-дуговая сварка, особенно когда речь идет о больших трещинах. Однако с мелкими повреждениями можно справиться без использования сварочного аппарата. В данной ситуации используются специальные составы, которые напыляются на поверхность в несколько слоев. Таким образом, получается своеобразная заплатка. Ее изготовление займет у вас всего несколько минут.

После нанесения средств необходимо надеть трубку из резины большего диаметра, которая бы полностью охватывала отремонтированную деталь.

Во многих случаях изготовление новых деталей для кондиционера автомобиля обойдется значительно дешевле их покупки. Если вы решились на такой шаг, очень важно правильно снять размеры необходимых деталей и иметь нужные инструменты. Чтобы изготовление прошло без проблем, у вас в арсенале должен быть качественный труборез, трубогиб и несколько других инструментов. Труборез позволит добиться качественной обрезки краев трубки, а трубогиб даст возможность гнуть ее под разными углами без риска поломки.

Читайте также:  Рейтинг автомобилей по управляемости

Не менее важным моментом является выбор непосредственно трубок. Будьте внимательны – изготовление деталей следует проводить в той измерительной системе, которая указана в техпаспорте авто. Очень часто водители путают дюймы с метрами. Для выбора подходящих элементов необходимо померить деталь на фитингах системы, подрезать и, при необходимости, согнуть в нужных местах, а также соединить при помощи сварки.

Некоторые автомобили оборудованы системами кондиционирования, ремонт которых невозможен вышеуказанным способом. Выручат шланги для автомобильных кондиционеров из резины. Этот материал, как известно, обладает способностью к растрескиванию и высыханию, кроме того, резина по сравнению с металлом гораздо более подвержена механическим повреждениям.

В случае небольшого повреждения резинового шланга, с помощью специальных инструментов и составов также возможно сделать заплату. Однако при больших дефектах шланги для кондиционеров автомобиля необходимо менять на новые, благо их изготовление обойдется вам в небольшую сумму.

Очень важно вовремя провести ремонт, связанный с климатической системой автомобиля, так как в противном случае неисправности могут привести к разгерметизации компрессора кондиционера. А это, в свою очередь, вызовет засорение климатической системы автомобиля частицами компрессионных колец, что может привести к более серьезным поломкам и финансовым затратам на ремонт.

Как быстро отремонтировать трубку кондиционера своими руками? Перед тем, как купить долгожданный автомобиль, покупатель выдвигает все новые и новые требования к нему. Недостаточно простой аудио подготовки, увеличенного клиренса и т. д. Будущий владелец хочет иметь повышенную шумо — и теплоизоляцию, адекватную вентиляцию, оптимальную температуру.

Поэтому в автомобиле должны быть установлены, как минимум, круиз-и климат-контроль, обеспечивающие легкость и комфорт передвижения. Для более требовательных клиентов подогрев руля и передних сидений, задние дисковые тормоза, передние и боковые подушки безопасности.

Многие автопроизводители с целью привлечения все большего количества клиентов стараются вписывать в бюджетную стоимость машины максимально возможное количество опций.

Особенно щедры в этом плане японцы и корейцы, которые зачастую оборудуют салон авто средней стоимости пакетом «Люкс». Может быть не всегда это выгодно с экономической точки зрения для концерна, но в условиях жесткой конкуренции приходится всегда чем-то жертвовать, порой прибылью с целью повышения спроса.

Как быстро провести ремонт трубки кондиционера авто своими руками не имея навыков и опыта? Для начала необходимо провести визуальную диагностику и удостовериться в недееспособности агрегата. Если при нажатии на клавишу включения климатической системы ничего не происходит и индикатор на центральной панели не загорается, значит, произошла утечка фреона.

Следует оперативно открыть капот и посмотреть на трубопроводы кондиционера. Явные видимые маслянистые пятна прямо укажут на трещины в патрубках и утечку газа. Вследствие чего компрессор автоматически отключился в целях безопасности и защиты от перегрева. После 100 % уверенности в причине поломки, переходим к ее устранению.

Сразу следует отметить, что причиной появления трещин в трубопроводах может служить:

  • Заводской брак изделия;
  • Последствие сильных и частых вибраций силового агрегата. Такое возможно при обрыве резиновых подушек, на которых мотор закреплен;
  • Близкое расположение к выпускному коллектору. Характерно для иномарок старого образца;
  • Засорение грязью и температурные перепады, которые негативно сказываются на алюминиевых патрубках.
  • Заезжаем на смотровую яму или эстакаду, глушим мотор, выжимаем ручной тормоз, включаем первую скорость для безопасности;
  • Осматриваем снизу целостность подушек крепления. В разных модификациях их может быть 2 или 3. Как только видим обрыв, следует немедленно резиновый уплотнитель менять. В противном случае замена трубопроводов надолго нам не поможет, трещины пойдут снова на первой сотне километров;
  • Если дефектов подушки нет, то приступаем к замене шлангов;
  • Просмотрев всю цепочку кондиционирования, выбираем критические области для замены. Далее осматриваем радиатор и алюминиевые трубки на предмет целостности и чистоты. При необходимости продуваем сжатым воздухом и прочищаем;
  • Отвинчиваем рожковым ключом на «14» для иномарок или на «17» для отечественных авто фланцы патрубком и меняем на новые. Будьте предельно осторожны, так как остатки фреона могут распылиться на лицо;
  • Останется только закачать газ в систему и проверить ее работоспособность;
  • Нагнетать хладагент в кондиционер и его патрубки можно только с помощью специального компрессора. Если такового нет в наличии, то придется обращаться за помощью на СТО для закачки газа;
  • Если есть, то подсоединяем два патрубка к подаче и обратке на компрессоре, запускаем сам агрегат и наполняем систему хладагентом R-113, R-11 в соответствии с необходимым количеством. Нормы для каждого авто разные. Конкретные данные можно посмотреть в инструкции по эксплуатации в разделе заправочные емкости;
  • Запускаем мотор, включаем компрессор, задаем необходимую температуру в салоне. Проводим визуальную диагностику патрубков на предмет наличия утечки фреона.

    Иногда случается так, что повреждаются соты радиатора кондиционера. Выхода два на самом деле: имеются денежные средства – купите аналогичный новый, нет – чините с помощью аргонно-дуговой сварки с напылением. Перед проведением работ следует скачать хладагент из системы, демонтировать сам радиатор, используя горелку провести запайку дефектного места, установить и протестировать на работоспособность. Основная причина выхода со строя радиатора – негативное воздействие окружающей среды и коррозия.

    В завершение рассмотрение темы, ремонт трубки кондиционера авто своими руками, хочется отметить, что средний срок службы климатической системы составляет от 5 до 7 лет. В зависимости от того как владелец проводит профилактику и эксплуатирует кондиционер зависит его длительность беспрерывной работы.

    Каждый водитель стремится выбрать автомобиль, где ему всегда будет приятно и комфортно, с различными гаджетами и определенными удобствами. К ним относятся бортовой компьютер-проводник, радио и кондиционер, который спасает нас от жары. Любой, кто привык пользоваться кондиционером в автомобиле, сойдет с ума, если однажды придет в негодность. Поэтому необходимо заранее знать, что делать, если автомобильный кондиционер перестал работать, и как отремонтировать кондиционер собственными руками климатической техники.

    Большое количество автовладельцев, которые имеют автокондиционер под капотом автомобиля, с наступлением жары спешат его включить. Но только некоторым из них это удается. Самое время побеспокоиться о «здоровье» кондиционера, как только холод отступит. Его нерабочее состояние довольно просто определить: если после включения кнопки на панели управления нет видимых результатов, то есть из вентиляционной системы ничего не выходит, то она однозначно не работает.

    Но раньше времени волноваться не стоит: перед ремонтом кондиционера следует провести диагностику, открыть капот и тщательно осмотреть все трубки кондиционера в поисках утечки фреона. Если вы обнаружите маслянистый развод на металлических трубках, это означает, что фреон просочился, и компрессор был автоматически выключен.

    Как правило, причиной вытекания хладагента из системы являются опасные вибрации двигателя. Конечно, все трубки в кондиционере имеют свои адаптеры – резиновые шланги, которые характеризуются высоким давлением, с зажимами, из которых иногда просачивается фреон. Чтобы понять, какие детали придется заменить, а какие пригодны для дальнейшей эксплуатации, придется прокачать фреон.

    Ситуация, когда необходимо заменить вышедший из строя компрессор кондиционера, как правило, связана с пренебрежением правилами установки и эксплуатации автомобильного кондиционера. Зачастую сервисное обслуживание после обнаружения потемнения изоляции или утечки хладагента ограничивается установкой фильтра на жидкостную линию, заправкой кондиционера или устранением утечек, хотя в это время необходимы радикальные меры по ремонту компрессора кондиционера.

    Необходимость сохранения компрессора возникает в таких случаях: при попадании влаги в фреоновый контур или когда фреоновый контур теряет свою герметичность. Продлить срок службы кондиционера поможет экстренная реанимация. Для промывки компрессора принято использовать фреоны Р-113, р-11 или тетрахлорметан. Промывка осуществляется в два этапа.

    Во-первых, вы должны эвакуировать хладагент с отвакуумированного баллона. Потом, промыть, чтобы получить прозрачное состояние жидкости, которая сливается из компрессора. После этого компрессор необходимо заполнить смесью, состоящей из половины масла и половины промывочной жидкости, и включить компрессор на 10-15 минут в работу. Затем слейте смесь и при необходимости промойте, пока плохое масло не будет полностью удалено из компрессора.

    Вакуумирование компрессора производят для полного удаления из агрегата промывочной жидкости. После этого необходимо заправить компрессор кондиционера маслом. Помните, что холодильные масла, которые характеризуются высокой гигроскопичностью и легко поглощают влагу из воздуха, при этом свойства масла ухудшаются. Чтобы избежать этого, необходимо ограничить контакт масла и воздуха до минимума. Поэтому необходимо после заправки продуть компрессор газообразным хладагентом или высушенным азотом и заткнуть его форсунки пробками.

    Одной из основных частей автомобильного кондиционера, как известно, является компрессор. Независимо от своего типа, конструкция компрессора включает электромагнитную муфту которая отделяет ее от приводного шкива. Помните, что для различных видов муфты используется соответствующее масло для смазки механизма.

    Что касается замены муфты кондиционера, то многие автомобилисты привыкли делать это самостоятельно. Чтобы диагностировать неисправность данного агрегата, необходимо понимать процесс его правильной работы. При функционировании исправная муфта вращается непрерывно благодаря ремню. В начале работы муфты слышен небольшой щелчок, что датирует ее сцепление, а дальше она движется по кругу.

    Если блок кондиционера неисправен и нуждается в ремонте муфта кондиционера, то наблюдается следующее: при вращении муфты слышны посторонние шумы, которые указывают на повреждение подшипника, в воздухе ощущается запах горелого. Если вы не слышите щелчка сцепления после включения кондиционера, то дело не в ней.

    Диагностика неисправностей в любом случае производится только с помощью специального оборудования на станции ремонта. Большая проблема связана с неисправностью, когда компрессор кондиционера только имитирует работу муфты, которая при этом свободно движется. Наряду с этим вы слышите щелчок, но салон автомобиля не наполнен холодным воздухом.

    Радует, что муфты имеют достаточно длительный срок службы из-за особенностей своей конструкции. Главное вовремя заметить неисправность агрегата, чтобы избежать дополнительных затрат. А приобрести исправную муфту не составит труда.

    Ремонт радиатора кондиционера автомобиля обычно выполняется методом напыления или аргоно-дуговой сварки. После ремонтных работ необходимо произвести проверку на герметичность давление которого достигает 20 атм. Для ремонта радиатора автомобильного кондиционера его необходимо снять с машины.

    Стоит отметить, что ремонт радиатора считается целесообразным только в тех случаях, когда свое дело не сделала коррозия, к примеру, после при небольших механических повреждениях или после легкой аварии. В ситуации разгерметизации радиатора автомобильного кондиционера по причине коррозии, стоит произвести его замену.

    Цена оригинального радиатора и соответственно цена ремонта кондиционера для некоторых автомобилей достигает нескольких сотен евро. В таком случае можно произвести замену радиатора на неоригинальный агрегат европейского качества. Также можно установить универсальную запасную часть с некоторыми переделками трубок.

    Ремонт трубок и шлангов автомобильного кондиционера позволяет устранить дефекты, возникающие в работе системы охлаждения воздуха, и обеспечить ее устойчивость к высоким давлениям хладагента. Многие модели автомобилей собраны таким способом, что шланги, подводящиеся к компрессору, проходят возле выпускного коллектора, и в свою очередь это провоцирует их постепенное высыхание, растрескивание и выгорание.

    В зимний период возможен засор шлангов и трубок, когда грязь заполняет пространство между радиаторами охлаждения двигателя и кондиционером автомобиля. Во многих трубках накапливаются загрязняющие частицы, которые засоряют линии и препятствуют хорошей циркуляции хладагента, смешиваясь с влагой.

    На структуру алюминия, из которого изготовлены трубки автомобильного кондиционера, влияют агрессивные факторы окружающей среды. Разрушение запасных частей приводит к перепадам температуры, влажности и воздействию реагентов. Смесь вредных веществ может накапливаться в алюминиевых трубках и способствовать их окислению и распаду.

    Читайте также:  Сцепление для автомобиля паз

    Подвижность узлов и агрегатов системы в сочетании с вибрационными нагрузками приводит к разрушению контура, образованного из непластичных элементов. В связи с аварийными ситуациями, движением по ухабистым дорогам или нарушениями правил монтажа, шланги или трубки протираются или скручиваются механическим способом. Дополнительный фактор – рассыхание и старение уплотнительных колец и резиновых прокладок.

    Если ремонт труб агрегата и его шлангов не провести своевременно, то такая неисправность спровоцирует разгерметизацию компрессора. Если машина эксплуатируется с поврежденными шлангами и пробками, то стоки масла, клапан расширения и компрессор вытравливают. Это приводит к засорению климатической системы частицами компрессионных колец.

    В зависимости от места неисправности и уровня разрушения поврежденных частей системы, проводятся такие виды работ, связанные с ремонтом шлангов и труб кондиционера: замена уплотнительных колец, промывка системы охлаждения в автомобиле, опрессовка порванного шланга, восстановление полной герметичности трубки с помощью аргонной сварки, замена трубки или шланга полностью.

    Наиболее частой причиной неисправности автомобильного кондиционера является утечка фреона, которая представляет собой падение уровня хладагента в системе, что может спровоцировать выход из строя компрессора, цена которого достигает половины стоимости самого устройства. Утечка фреона бывает нормируемой или вызванной некачественным монтажом. Для человека утечка не приносит опасности, потому что фреон относят к категории инертных газов, не ядовит, не имеет запаха и цвета.

    Однако хладагент, используемый в автомобильных кондиционерах, тяжелее воздуха, поэтому вытесняет воздух и накапливается в помещении, а также выделяет фосген, который опасен при контакте с открытым огнем. Поэтому в случае обнаружения утечки фреона необходимо своевременно прекратить использование кондиционера и устранить неисправность.

    Автомобильный кондиционер — фреоновая холодильная машина, элементы которой соединены между собой резьбовыми фреоновыми проводами. Под влиянием перепадов температур и колебаний изменяются свойства таких уплотнений, вследствие чего фреон постепенно испаряется из системы. Именно поэтому автомобильный кондиционер необходимо периодически заправлять.

    На новом автомобиле хладагент необходимо заправлять каждые пару лет, через 5-7 лет скорость утечки увеличивается и заправка требуется раз в год, даже если нет явных дефектов. Все элементы автомобильного кондиционера обычно смазываются маслом, которое добавляется в хладагент, и именно поэтому в рекомендации входит кондиционирование воздуха в автомобиле зимой один раз в месяц в течение десяти минут.

    Своевременный ремонт автомобильного кондиционера сохранит вам нервы и здоровье. Согласитесь, что бесконечные пробки, проведенные в жару, изрядно выматывают. И прохлада в салоне автомобиля-результат своевременного обслуживания, заправки и ремонта автомобильных кондиционеров.

    Вот и расцвела весна в полном расцвете. И с его не менее пышным цветом расцвели многочисленные очаги ржавчины на металлических элементах систем кондиционирования: трубы, фитинги и т. д. Процесс, в общем-то, естественный, с ним делать ничего не поделаешь. Неблагоприятные условия эксплуатации зимой, соли, химически агрессивные реагенты и др. — все это оказывает негативное влияние на расположенные в основном в нижней части автомобиля фреоновые трубопроводы из алюминия и других материалов. Магистрали, особенно проходящие под днищем машины (обычно идущие к задним испарителям), к весне становятся очень плачевными: они трескаются, повреждаются, натираются, разрушаются, окисляются и, конечно же, страдают от вездесущей коррозии.Сносный кондиционер вряд ли сможет функционировать, и поэтому весной сервисные центры начинают активно догонять многочисленных автомобилистов, желающих исправить ситуацию и обеспечить привычный комфорт в поездках.

    Однако зачастую все решается не так просто, как кажется на первый взгляд. Это как что-то делать: поменял шланг и катайся сам со всеми удобствами. Но заказанный в мае товар легко может появиться на складе только в начале июля, а иногда и в конце лета, когда актуальность приятной прохлады в салоне сойдет на нет. Кроме того, до сих пор неизвестно, в каком состоянии он придет после долгой дороги. Алюминиевая трубка — штука хрупкая, в процессе путешествия от поставщика к заказчику, преодоления нескольких тысяч километров ее могут повредить – пережать, погнуть, т.е. сделать совершенно непригодной к последующему использованию.

    Ситуацию усугубляет и наш крайне «разномастный» автопарк. На дорогах порой встречаются такие образцы автотехники, особенно с правым рулем, на которые и запчастей-то в природе уже не осталось. Довольно много и редких автомобилей, изначально не предназначенных для российского рынка, найти комплектующие к которым — задача с большим количеством неизвестных. Как быть? Клиенту отказывать не хочется, надо же человеку помочь. Поэтому идут сервисмены на всевозможные ухищрения, простыми способами хоть как-то восстанавливая работоспособность системы. Хотя, надо признать, катушки из ленты, лишь частично герметизирующие фреоновые трубопроводы, даже при очень сильной растяжке нельзя назвать технологически адекватным методом решения проблемы.

    Специальные кондиционерные шланги способны выдерживать давление до 40-50 bar . В системах кондиционирования автомобилей такого давления , конечно же , нет . Там оно в среднем составляет 30-33 bar , поэтому запас прочности та­кого шланга весьма существенный .

    Просто, как все гениальное.

    Так и было бы неизвестно, сколько еще мучались бы авторемонтники, а вместе с ними и их клиенты, если бы не кримпер (от анг. Crimper — обжимные щипцы), а по-русски — обжимное устройство, простое и функциональное.

    Данное устройство позволяет изготовить шланг на смену вышедшему из строя либо заменить алюминиевую трубку (алюминиевый участок магистрали) фреонопроводом, выполненным из специального фреономаслостойкого резинового шланга. Обратите внимание: внутренняя вставка даже визуально отличается от внешней оплетки. Она вполне герметична, чтобы не давать возможности хладагенту просачиваться наружу, и в то же время довольно гибка, весьма стойка к низким температурам, с которыми мы имеем дело в системах кондиционирования.

    Для осуществления ремонта фреонопровода кроме самого шланга установленной длины и диаметра (существует 4 основных типоразмера: б, 8, 10 и 12) потребуются также специальные стаканчики (алюминиевые или стальные) и фитинги различной конфигурации (с заправочными портами и без ) с соответствующей резьбой тех же четырех типоразмеров. А вот необходимую степень герметичности полученных соединений мы сможем обеспечить как раз посредством обжимного устройства.

    Существует два вида кримперов: механические и гидравлические . Первые гораздо дешевле, их стоимость колеблется в районе 10-20 тыс. руб. В силу того что надо приложить достаточно мощное усилие, чтобы обжать шланг, механический кримпер настоятельно рекомендуется плотно зафиксировать на станине рабочего верстака или в тисках. Из-за этого ни о какой мобильности устройства и речи быть не может.

    В противовес ему портативным гидравлическим кримпером можно производить ремонт по месту, в непосредственной близости от автомобиля, что упрощает и ускоряет операцию, делает ее менее трудоемкой. Ничто не помешает обжать шланг прямо на весу, благо гидропривод способен в несколько раз увеличить усилие, прикладываемое механиком. Однако цена такого кримпера в 2-4 раза выше. Это и понятно — за удобство надо платить.

    Рабочие узлы обоих видов устройств абсолютно идентичны. Единственное отличие состоит в том, что в комплекте с гидравлическим кримпером идет гораздо более обширный набор обжимных адаптеров, включающий переходники промежуточных размеров для тонкостенных шлангов (отличаются глубиной посадки и обжатия фитинга ) в тех же типоразмерах. По сути, это более профессиональный, если можно так выразиться, набор.

    – Создаваемый в результате фреонопровод ничем не уступает по своим характеристикам оригинальному, изготовленному в заводских условиях. На него можно смело давать гарантию в 1 год с магистралью вряд ли что-либо случится, если ее специально не повреждать. Резина стабильно держит давление, создаваемое компрессором кондиционера, при условии, что в качестве расходника применяется именно кондиционерный резиновый шланг.

    Более того, я могу со всей ответственностью заявить, что такой шланг служит гораздо дольше алюминиевого, особенно если он установлен в нижней части автомобиля, поскольку он в значительно меньшей степени подвержен коррозии и агрессивному воздействию окружающей среды.

    Ну и, заканчивая с описанием устройств, отметим, что гидравлические кримперы, так же как и механические, вполне надежны. Опыт их эксплуатации показывает, что они хорошо приспособлены к условиям авторемонтной мастерской. Причем гидравлический кримпер не требует периодического обслуживания. Если сальники не потекли, масло менять в нем на протяжении всего срока эксплуатации не нужно. Устройство продается уже заправленным и готовым к работе. Его ресурса при правильном обращении хватает очень надолго – как минимум 5-6 лет оно прослужит точно.

    В технологии самостоятельного изготовления шлангов ничего сложного нет. Обычно специальные кондиционерные шланги продаются на метраж, поэтому первым делом необходимо подготовить отрезок необходимой длины. Далее под диаметр подбираются стаканчики и фитинги ( шланг, стакан и фитинг, подготовленные для монтажа в порядке сборки). Причем стакан подбирают к шлангу таким образом, чтобы он свободно на него надевался, но и не болтался, соответствуя по размеру.

    Фитинг также должен соответствовать диаметру шланга. Для упрощения монтажа его «елочку» лучше всего смазать.

    Когда все необходимые элементы у нас под рукой, вставляем фитинг в шланг до упора (глубина вхождения достаточно велика). Затем устанавливаем в обжимное устройство подходящий адаптер ).

    После закрепления стакана в кримпере (где-то посередине между адаптерами) начинаем качать до того момента, пока либо не сработает ограничитель, либо мы сами визуально не убедимся, что шланг достаточно плотно обжат .

    Применять герметики в системах кондиционирования крайне не рекомендуется – только прокладки для достижения максимальной герметичности! Дело в том, что герметик может негативно повлиять на работу хладагента, нанести вред определенным узлам компрессора. При этом всегда следует помнить, что прокладки не подлежат повторному использованию. Их однозначно меняют на новые при любом рассоединении элементов системы.

    Здесь надо обязательно учитывать, что при неправильном, чрезмерно сильном обжатии возможно пережатие и, как следствие, повреждение сечения прохождения фитинга. Поэтому переусердствовать не надо.

    Вот, собственно, и все. Повторяем операцию с другой стороны резиновой трубки — и шланг готов. При этом, как видно, он практически ничем не отличается от оригинального, а вот обходится авторемонтному предприятию и, соответственно, клиенту гораздо дешевле. И даже если абстрагироваться от многочисленных проблем с заказом и доставкой, экономический эффект, который дает самостоятельное изготовление шлангов, весьма и весьма неплох.

    — К нам обращается очень много сервисов:«Сделайте, пожалуйста, новый шланг».

    Мы их спрашиваем: «А что сами-то не делаете?»

    — «Так давайте мы вас научим — это же проще простого!»

    В принципе, за один самостоятельно изготовленный шланг с клиента можно брать 1,2-5 тыс. руб. Получается, что достаточно сделать десяток шлангов – и оборудование уже окупилось. При этом произведенный на заводе оригинальный или неоригинальный шланг такого же размера может стоить и 2, и 5, и 8 тыс. руб., так что интерес для клиента налицо, а значит, и прибыльность для сервиса немалая.

    Вот смотрите, например, для BMW 3-й серии в 46-м кузове оригинальный шланг в рознице уходит за 5,3 тыс. руб. Самостоятельно изготовленный будет более чем в 2 раза дешевле. Так, что автомобильный кондиционер своими руками будет куда дешевле.

    А взять «праворульных японцев» или некоторые старые иномарки – к ним сегодня запчастей и в помине нет. Для них технология кримперов – вообще единственное решение проблемы.

    Ко всему вышеизложенному остается лишь добавить, что в настоящее время специальные кондиционерные резиновые шланги хорошего качества от известных производителей продаются из расчета 350-1200 руб. за 1 м. Фитинги по 20-300 руб. – в зависимости от конфигурации. Плюс стаканы и трудозатраты (нормативы трудоемкости каждое предприятие рассчитает для себя индивидуально), возможно — немудреная сварка, т.е. себестоимость на выходе предельно низкая. А вот прибыль может оказаться гораздо выше даже той, которую сервис получает, продавая «оригинал». Так, может, действительно стоит засучить рукава и приняться за обжимку?

    Источник статьи: http://auto-ac.ru/stati/remont-trubok-avtokondicionera