Меню

Чем измеряют толщину лакокрасочного покрытия автомобиля

Учимся пользоваться толщиномером

Зачем он нужен, как помогает при осмотре автомобиля и в каких случаях окажется бесполезным. Давайте разбираться.

Что это и зачем нужен

Толщиномер — это небольшой прибор, который измеряет толщину лакокрасочного покрытия (ЛКП). На заводе автомобиль окрашивают в один тонкий слой, в среднем около 0,1 мм, или 100 микрон.

Если автомобиль попал в ДТП, то повреждённую деталь ремонтируют, при необходимости наносят специальные материалы (шпаклёвку) и повторно красят. Это увеличивает общую толщину слоя. О таких случаях и сообщит толщиномер. На этом его возможности заканчиваются.

Толщиномер не определяет скрученный пробег, «уставший» двигатель или поддельные документы. Это всего лишь удобный прибор, который поможет осмотреть кузов автомобиля и выявить перекрашенные элементы.

Как пользоваться

Очень просто: прикладываете толщиномер максимально перпендикулярно к нужной поверхности и оцениваете получившееся значение. Современный прибор не нужно калибровать, он работает со всеми необходимыми металлами и практически в любых условиях: ему не страшны ни мороз или жара, ни грязь, дождь или снег.

Пластик — это единственное, с чем не справится толщиномер. Из пластика, например, сделаны бамперы, в некоторых случаях передние крылья у определённых марок.

Не торопитесь при проверке кузова толщиномером. Промерять нужно последовательно каждую деталь и сразу в нескольких местах. Выберите как минимум 3—5 точек на элементе, так вы сможете заметить перекрас, даже если этот элемент ремонтировали частично. В качестве отправной точки можно взять крышу — она реже перекрашивается и по ней можно определить заводские значения толщины краски.

Стандартные значения толщиномера

Толщина ЛКП зависит от марки и модели. Перед тем как поехать на осмотр, рекомендуем узнать заводские значения краски в интернете.

Ещё нужно держать в голове важное правило: толщина всех элементов кузова должна быть примерно одинакова. Например, если все двери и крылья показывают 100 мкм, а капот — 150, это повод насторожиться. Иногда можно услышать объяснение, что такие цифры находятся «в пределах допуска» и так сделано на заводе, но в большинстве случаев это неправда.

Европейские автомобили. У большинства из них толщина краски находится в пределах 110—130 мкм. Отдельные элементы, например стойки лобового стекла, могут иметь слегка увеличенные значения, в среднем на 10—30 мкм. Верный способ убедиться, что это норма, — проверить значения с противоположной стороны.

Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/tolshinomer/

Автомобильный толщиномер ЛКП кузова: функции, виды, как пользоваться и какой лучше?

Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется автомобильным толщиномером по измерению лакокрасочного покрытия кузова, как правильно его выбрать, для чего он нужен и на что нужно обращать внимание перед покупкой этого полезного устройства. Кроме того, расскажем про основные особенности, разновидности устройств по измерению толщины лакокрасочного покрытия кузова того или иного транспортного средства, а также, чем они отличаются друг от друга и какие задачи должны выполнять, чтобы максимально точно определить был ли перекрашен проверяемый участок машины. В заключении мы поговорим, как правильно пользоваться толщиномером лакокрасочного покрытия и какие устройства самые надежные, практичные, а также наиболее точные при измерении.

Для того, чтобы правильно выбрать автомобильный толщиномер для измерения лакокрасочного покрытия кузова, а уж тем более по оптимальному соотношению цены к качеству для транспортного средства, необходимо знать и понимать, какие устройства наиболее точные, а также удобные в применении. Данные вопросы мы и обсудим в нашем рассказе, чтобы получить исчерпывающее представление об автомобильном толщинометре, а также какие нюансы нужно учитывать, чтобы не приобрести бесполезный прибор. Кроме того, рассмотрим часто задаваемый вопрос многими автовладельцами: «Как правильно пользоваться автомобильным толщиномером для измерения лакокрасочного покрытия, чтобы точно определить был ли перекрашен тот или иной элемент кузова машины?».

1. Особенности автомобильного толщиномера ЛКП

Толщиномером по измерению плотности лакокрасочного покрытия кузова автомобиля называется специальный прибор, который помогает определить скрытые повреждения, имеющиеся у транспортного средства посредством оценки толщины краски нанесенной на элементы кузова машины. Справочно заметим, что такой прибор, как толщиномер позволяет с легкостью и довольно быстро определить целый автомобиль или битый, особенно это касается поддержанного транспортного средства, покупаемого со вторых рук. Толщиномер может открыть глаза покупателю на интересные моменты о прошлой жизни машины. Однако обзавестись толщиномером для измерения еще недостаточно, необходимо также овладеть методами определения толщины лакокрасочного покрытия транспортного средства.

Справочно заметим, что не нужно быть профессиональным оценщиком состояния поддержанных автомобилей, чтобы освоить применение такого полезного и порой незаменимого прибора, как толщиномер. Использование и применение данного устройства вполне оправданно при проверке того или иного транспортного средства, особенно, когда машина приобретается для себя и находится, как говорится в бывшей в употреблении или просто вызывает определенные вопросы по своему внешнему состоянию.

Ценовой диапазон на приборы по измерению толщины лакокрасочного покрытия довольно широк и если мы привыкли каждые 2-3 года менять свои автомобили, то настоятельно рекомендуем приобрести недорогой, но качественный прибор, более-менее известной торговой марки, по цене от 30 до 50 долларов США в эквиваленте, так как он однозначно себя окупить уже при покупке очередной машины. Однако стоит понимать, что самый дешевый по цене прибор (порядка 5-20 долларов США в эквиваленте), да еще и сомнительного бренда, на вряд ли сможет точно оценить состояние проверяемого автомобиля, так как его погрешность от эталонного измерения может составлять до 0,5 микрон, что является большой разбежкой от идеала.

Заметим тот факт, что толщина заводского слоя лакокрасочного покрытия на всех кузовных элементах автомобиля колеблется в пределах от 75 до 170 микрон. В том случае, когда показания устройства находятся в диапазоне данных показателей, то можно быть уверенным, что проверяемые элементы кузова не перекрашивались. Ниже в таблице наглядно показаны диапазоны эталонных (заводских) величин (толщины) лакокрасочного покрытия различных моделей транспортных средств.

Читайте также:  Просмотр автомобиль по глонасс

Также мы должны понимать, что если автомобиль побывал в дорожно-транспортном происшествии и был отремонтирован, то необходимо знать, что восстановить машину невозможно без нанесения на ее поврежденные части кузова слоя шпаклевки. Дело в том, что шпаклевка значительно увеличивает толщину лакокрасочного покрытия транспортного средства.

2. Виды толщиномеров, какие самые практичные и точные в измерениях

На сегодняшний день существует огромное многообразие толщиномеров, функционирование которых основано на разных принципах измерения, однако для оценки толщины лакокрасочного покрытия элементов кузова автомобиля применяются только три основных типа устройств , имеющие свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при покупке той или иной модели:

Электромагнитные толщиномеры : относятся к довольно надежным и практичным устройствам, главным преимуществом которых является высокая точность считываемых измерений. Однако такие приборы имеют и недостатки, к которым можно отнести тот момент, что измерения толщины лакокрасочного покрытия можно производить только на элементах кузова содержащих в своем составе железосодержащие поверхности. Что касается цветных металлов или деталей из пластика, то моделями такого типа точно определить толщину краски будет сложно, а иногда и невозможно.

Вихретоковые толщиномеры : отлично выполняют измерения толщины лакокрасочного покрытия на разных видах металлов, но лучше функционируют с теми, которые обладают высокой теплопроводностью. Данный момент является единственным недостатком приборов такого типа. Вихретоковые толщиномеры имеют прекрасную точность измерений для поверхностей из алюминия и его сплавов, но для железосодержащих элементов, показатель измерений не всегда будет точным, а иногда совсем может отсутствовать.

Ультразвуковые толщиномеры : относятся к приборам наиболее универсальным по своему назначению, так как с помощью их можно с легкостью производить замеры толщины лакокрасочного покрытия того или иного элемента кузова не только на поверхностях из металла, но и на пластиковых деталях, композитных, керамических материалах. Ультразвуковые толщиномеры дают возможность пользователю прибора получать высокую точность измерений толщины различных покрытий не только кузовных, но и на пластиковых элементах автомобиля, таких как бамперы, карбоновые вставки и прочие детали транспортного средства.

Хочется отметить, что ультразвуковые толщиномеры идеально подойдут для профессионалов по подбору и оценке поддержанных, а также новых автомобилей. Главным недостатком приборов такого типа является из довольно высокая цена по сравнению с вихретоковыми и электомагнитными толщиномерами. Поэтому, если вы не занимаетесь профессиональной подборкой и оценкой автомобилей, а просто покупаете его для себя, то лучше воспользоваться услугами сервисов по аренде толщиномеров на сутки или день, так как это будет намного выгодней, нежели покупать новый ультразвуковой прибор, потому что цены на устройства такого типа и с более-менее проверенным производителем, начинаются от 90 долларов США в эквиваленте.

3. Как пользоваться толщиномером лакокрасочного покрытия кузова

Чтобы не ошибиться при замере толщины поверхности элементов кузова приобретаемого автомобиля, необходимо знать метод применения прибора, по оценке состояния данных деталей. Порядок действий по замеру толщины поверхности той или иной детали транспортного средства сводится в первую очередь к прикладыванию контрольной части устройства к каждому кузовному элементу машины.

Как правило, после правильного прикладывания и замера, прибор издаст звуковой сигнал, который просигнализирует о конечной засечке показателя толщины лакокрасочного покрытия измеряемого элемента. В этот момент пользователю нужно следить за показаниями, которые высветятся на индикаторе (табло) устройства. Справочно отметим, что измерения нужно всегда начинать с одного из передних крыльев, а затем последовательно обходить автомобиль по кругу.

Кроме того, многие специалисты по оценке автомобилей рекомендуют измерять каждую проверяемую деталь минимум в 3-4 точках, при этом особое внимание нужно уделять вертикальным стойкам и особенно крыше. В том случае, если прибор показывает, что общая толщина покрытия превышает показатели в 190-230 микрон, то это является очень четким сигналом, что данная машина была в дорожно-транспортном происшествии. Если, например, в одном из нескольких мест кузова толщина краски намного превышает, чем в других участках, то это означает, что присутствует определенный слой шпатлевки, которая используется при ремонте транспортных средств.

В заключении отметим, что при конечных замерах толщиномером по измерению лакокрасочного покрытия, в каком-либо месте кузова автомобиля, если показания превышают заводскую, то есть эталонную норму, то нужно увеличить количество контрольных точек. Делается это для того, чтобы обнаружить площадь, которая вероятно имела повреждения, а также оценить их тяжесть, так как этот момент прямо пропорционально влияет на нанесенный слой шпатлевки в проверяемом месте.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/autoblogcar/avtomobilnyi-tolscinomer-lkp-kuzova-funkcii-vidy-kak-polzovatsia-i-kakoi-luchshe-5e99668379955f4a2e8faf72

Выбираем толщиномер лакокрасочного покрытия автомобиля

Чем вызвано желание многих автолюбителей купить толщиномер лакокрасочного покрытия (ЛКП)? Прежде всего, необходимостью твёрдой уверенности в качестве приобретаемого автомобиля с пробегом (а часто и новой машины, далеко не всегда идеальной в этом отношении). Однако разнообразие предлагаемых на рынке устройств ставит нелегкую задачу оптимального выбора.

В данной статье мы подробно расскажем о следующем:

  • Для чего нужны, как устроены и как работают современные толщиномеры?
  • Какие модели устройств предлагаются на рынке, и какие из них самые популярные?
  • Как правильно выбрать толщиномер лакокрасочного покрытия?

Ответы на эти вопросы могут быть полезными для автолюбителей, решивших самим заняться несложным инструментальным исследованием.

Читайте также:  Внешняя батарея powerall для запуска двигателя автомобиля

Что нужно знать о толщиномерах ЛКП

Толщиномеры лакокрасочного покрытия нужны для измерения геометрических размеров объектов (в частности – толщины пластин, в том числе составных из разнородных материалов). О том, как правильно пользоваться толщиномером лакокрасочного покрытия автомобиля смотрите видео в конце этой статьи.

На практике далеко не всегда доступны обе стороны измеряемого объекта и, кроме того, сам процесс измерения, к примеру, лакокрасочных покрытий, не должен не то чтобы разрушать, а даже слегка повреждать (например, царапинами) поверхность, на которой проводятся измерения. Именно поэтому приборы, которые называют измеритель толщины краски на автомобиле, относят к категории приборов для неразрушающего контроля.

Обычно в таких устройствах реализуется так называемый сравнительный метод измерений: определённому физическому параметру (например, напряжённости магнитного поля) соответствует определённая толщина немагнитного покрытия, этого листового металла (причём зачастую эта зависимость нелинейная). В случае ЛКП автомобиля – это немагнитное покрытие (грунтовка, краска, лак), нанесённое на металлический кузов.

Применительно к лакокрасочным покрытиям автомобилей, толщина которых для заводской окраски одинакова для большинства марок и моделей машин, диапазон изменения этого параметра составляет от 70-80 до 150-200 мкм.

Такой большой разброс толщин обусловлен как особенностями окраски определённых моделей (на некоторых моделях толщина ЛКП капота больше толщины ЛКП, например, двери), так и стабильностью настроек окрасочного оборудования. В последнем случае толщина ЛКП одинаковых деталей в разных партиях может отличаться до 30 мкм.

А для чего иногда дотошные автомобилисты проверяют толщину ЛКП новой машины? Дело в том, что значительное (у некоторых производителей эта величина достигает 20%) количество поступивших в продажу автомобилей может быть повреждена как на территории производителя (при транспортировке, обкатке и хранении), так и у дилера (при транспортировке, разгрузке, хранении)

Покрасочное оборудование автосервисов, как правило, уступает заводскому, как по функциональным возможностям, так и в плане стабильного поддержания параметров настройки. Соответственно толщина ремонтного ЛКП отличается от заводского (как правило, в большую сторону) и имеет больший разброс на одном и том же объекте.

Таким образом, по значениям абсолютных величин толщины ЛКП в разных местах автомобиля, а также по разбросам этих величин, судят о возможной окраске автомобиля в условиях отличных от заводских – проще говоря, ремонтировалась ли машина или краска «родная».

Помимо измерения толщины ЛКП толщиномеры с успехом используются при одностороннем доступе к объекту для выявления очагов коррозии, производстве тонкостенных труб, оценки толщины композитных покрытий и в других областях промышленности.

Виды и принципы работы толщиномеров

Самый простой прибор для измерения лакокрасочного покрытия автомобиля известен с незапамятных времён и представляет собой кусочек магнита, завёрнутый в тряпочку (чтобы ЛКП не поцарапалось). Физика процесса абсолютно понятна: на вертикальных поверхностях, окрашенных нормально, магнит держится, а на зашпаклёванных падает – притяжение ослабляется толстым слоем немагнитного ремонтного материала.

По такому же принципу (измерение притяжения магнита) работает и стрелочный толщиномер ЛКП, выпускаемый серийно. При безусловных достоинствах:

  • простота (а значит и надёжность) конструкции;
  • низкая цена;
  • отсутствует необходимость в источнике питания,

у этого прибора мало недостатков, но они носят серьёзный характер – невысокая чувствительность и низкая точность измерений.

Вообще принцип изменения характеристик магнитного поля создаваемого ферромагнитными материалами (а листовая кузовная сталь – ферромагнетик) в зависимости от толщины покрытия из немагнитных материалов (ЛКП, шпаклёвка) положен в основу многих толщиномеров.

Электромагнитные толщиномеры

На рисунке ниже показан один из вариантов реализации электромагнитного принципа работы толщиномера.

На ферромагнитном сердечнике расположены две обмотки: одна из них – обмотка возбуждения создаёт магнитное поле, а во второй индуцируется магнитодвижущая сила (МДС), причём величина этой МДС меняется при изменении напряжённости магнитного поля и зависит от толщины немагнитного покрытия.

В качестве устройства, реагирующего на изменение магнитного поля, может быть использован хорошо известный датчик Холла. Или в качестве сенсора может быть использована катушка, а измеряться изменение её индуктивности. В любом случае суть остаётся прежней: толщиномер ЛКП реагирует на изменение магнитного поля.

У приборов, основанных на этом принципе высокая чувствительность и точность измерений, правда, и стоят они существенно дороже простого стрелочного прибора на постоянном магните.

Вихретоковые толщиномеры

А как измерять толщину ЛКП на немагнитной основе? Вопрос совсем не праздный: достаточно большое количество автопроизводителей (особенно в премиум-сегменте) использует для корпусных деталей кузова алюминий, а в других отраслях промышленности также широко используются сплавы алюминия и меди – материалов с низкой магнитной проницаемостью, зато высокой проводимостью.

Вот для таких материалов оценка толщины ЛКП проводится методом вихревых токов. Суть метода показана на следующем рисунке.

Переменное высокочастотное магнитное поле, создаваемое катушкой возбуждения и ферритовым сердечником, наводит в немагнитном, но проводящем поверхностном слое металла вихревые токи. Те, в свою очередь, создают дополнительное магнитное поле, и результирующая этих двух полей связана с толщиной (а точнее с экранирующим воздействием) немагнитного лакокрасочного покрытия.

Ёмкостные толщиномеры

С немагнитными, но проводящими материалами работает и ёмкостной метод измерения. Датчик представляет собой как бы одну обкладку конденсатора, а проводящий кузов автомобиля при измерении становится второй обкладкой. Между этими своеобразными обкладками попадает слой ЛКП (являющегося, по сути, диэлектриком). Понятно, что при изменении толщины ЛКП меняется и измеряемая ёмкость.

Широкого распространения ёмкостной метод не получил: слишком высока чувствительность метода к влаге, да и контактная поверхность датчика велика – возникают проблемы при работе по криволинейным поверхностям.

Ультразвуковые толщиномеры

Сложнее обстоит ситуация и с немагнитными, и с непроводящими материалами, такими как пластиковые детали кузова автомобиля, например, бампера. В этом случае эксперты обычно ссылаются на ультразвуковой метод контроля, оговаривая сложность и дороговизну таких измерений.

Читайте также:  Система определения расстояния до идущего впереди автомобиля

Действительно, ультразвуковой метод, основанный на распространении упругих колебаний сжатия-растяжения в твердых средах, весьма эффективен для измерения толщин листовых материалов. Дело в том, что воздух практически идеально отражает упругие колебания ультразвуковых частот, и после измерения времени прохождения упругой волны от одной границы слоя до другой и обратно (принцип эхо-локации) легко вычислить толщину слоя.

И всё было бы хорошо, если бы не абсолютные величины толщин лакокрасочного покрытия в автомобилестроении. Дело в том, что описанным выше эхо методом эффективно измеряются слои твердых материалов, хотя бы в несколько раз превышающие длину волны упругих колебаний в этом материале, а это не менее 0,5 – 1 мм (то есть 500 – 1000 мкм).

Правда есть ещё ультразвуковой метод определения толщины слоя путем анализа наложения (интерференции) упругих колебаний, но такой метод под силу только профессионалам. Так что среди любителей ультразвуковая толщинометрия распространения не получила.

Как выбрать автомобильный толщиномер

Ответ на вопрос, какой толщиномер лучше купить всецело зависит от задач, стоящих перед пользователем. Если речь идёт об оценке технического состояния недорогого автомобиля почтенного возраста и с большим пробегом, то покупателя будут в первую очередь интересовать возможные крупные кузовные дефекты, на исправление которых ушло значительное количество шпаклёвки. Для выявления таких ремонтных работ вполне подойдёт и дешевый магнитный толщиномер.

В том случае если необходимо установить не только сам факт ремонтных работ, но и дать оценку качеству их выполнения, потребуется более точный прибор – электромагнитный или вихретоковый толщиномер.

Кстати, во многих современных толщиномерах оба эти метода совмещены: прибор может работать одновременно и по ферромагнитной и по немагнитной подложке.

Важным фактором при выборе является и планируемая частота использования прибора. Если устройство приобретается автолюбителем для собственных нужд и будет применяться всего один–два раза для диагностики недорогих автомобилей, нет необходимости приобретать универсальное устройство, работающее и по стали и по цветным металлам. Не очень важны в таком случае будут и дополнительные опции: ультрафиолетовая подсветка, возможность сброса результатов измерений на компьютер, кейс, расширенный температурный диапазон использования и другие.

Ситуация совершенно меняется, если толщиномер краски приобретается для частого или профессионального использования. Тогда такие опции, как расширенный температурный диапазон или длительный режим работы устройства без подзарядки или замены источника питания являются весьма важными факторами. И, конечно, для профессионалов очень важны чувствительность и точность измерений прибора, равно как и возможность работать и по стали и по цветным металлам (универсальность).

Популярные модели толщиномеров

  1. Приборы серии ET (модель ET11P давно уже стала «классикой» в семействе толщиномеров ЛКП), изготовленные по заказу фирмы «Евротрэйд» (хотя встречаются и другие заказчики этой серии, например «Etari»), пожалуй, самые известные и популярные в России. Они просты в настройке и неприхотливы в использовании, неплохо работают при пониженных температурах и обладают неплохой точностью измерений. Цена толщиномера серии ET находится в диапазоне от 5000 до 9000 рублей в зависимости от функциональных возможностей и опций.
  2. Толщиномеры серии CHY (производитель CHY Firemate Company, Тайвань) – это непосредственные предшественники и ближайшие «родственники» приборов серии ET. Характеристики приборов и цены на них также близки к серии ET.
  3. Приборы серии TC (разработчик Horstek, страна изготовления Тайвань). Судя по отзывам толщиномеры этой марки весьма популярны в комиссионных отделах крупных дилерских центров. Устройства имеют сертификат соответствия Росстандарта, современный дизайн и неплохие задекларированные технические характеристики. Ценовой диапазон основных моделей: от 4,5 до 13 тысяч рублей, но есть в линейке и совсем дешевая модель ТС 015 за 1990 рублей.
    Правда, несколько настораживает декларация представителя производителя о том, что некоторые современные модели марки не требуют калибровки. При этом в комплекте самой дорогой (и, видимо, передовой) модели ТС 325 почему-то предусмотрено пять калибровочных пластин.
  4. Толщиномеры PHYNIX (Германия) отличаются от аналогичных приборов других производителей, представленных в России, разве что ценой (начинается от 30 000 рублей), косвенно подтверждающей немецкое происхождение и соответствующее качество. И еще в характеристиках задекларировано, что калибровка не требуется, хотя в комплекте поставки идут калибровочные пластины.

Как пользоваться толщиномерами лакокрасочного покрытия автомобиля

Как правило, проведение измерений не вызывает затруднений даже у новичков. По конструктивному исполнению толщиномеры бывают в виде пистолетов (ещё их называют «курковые») и «прижимные» – вертикально устанавливаемые на деталь с лёгким прижатием сверху. И те и другие просты в эксплуатации и не вызывают затруднений.

Другое дело – точность измерений. В этом случае перед проведением измерений требуется тщательно откалибровать прибор по прилагаемой инструкции. Кроме того необходимо помнить, что диагностируемый участок кузова машины необходимо проверить в нескольких местах.

Иногда используется следующая технология измерений. Вначале прибор с равномерным усилием проводят с непрерывным прижатием (если, конечно, позволяет контактный материал датчика) к поверхности кузова. Если выявлена подозрительная область, внутри нее производят точечные замеры, причем в каждой точке производится не менее трёх измерений.

Если контактная поверхность датчика не позволяет проводить непрерывные контроль (слишком твёрдая, царапает ЛКП), измерения проводятся точечно.

Подробно о том, как проверить лакокрасочное покрытие автомобиля толщиномером за три минуты, показано на видео ниже.

Видео: как пользоваться толщиномером ЛКП

Источник статьи: http://unit-car.com/poleznie-soveti/258-tolshinomer.html