Меню

Автомобиль как средство труда

BzBook.ru

Капиталистическая фабрика. Машина как средство эксплуатации наёмного труда капиталом.

Капиталистическая фабрика есть крупное промышленное предприятие, основанное на эксплуатации наёмных рабочих и применяющее систему машин для производства товаров.

Система машин есть совокупность рабочих машин, одновременно выполняющих одинаковые производственные операции (например, однородные ткацкие станки), или совокупность разнородных, но взаимно дополняющих друг друга рабочих машин. Система разнородных машин представляет собой комбинацию частичных рабочих машин, основанную на разделении производственных операций между ними. Каждая частичная машина даёт работу другой машине. Так как все эти машины действуют одновременно, то продукт непрерывно находится на различных ступенях производственного процесса, переходя из одной фазы производства в другую.

Посредством машин осуществляется механизация труда. Применение машин обеспечивает огромный рост производительности труда и понижение стоимости товара. Машина даёт возможность производить то же количество товаров с гораздо меньшей затратой труда или производить с той же затратой труда значительно больше товаров.

В XIX веке для переработки одинакового количества хлопка в пряжу с помощью машины требовалось рабочего времени в 180 раз меньше, чем при ручной прялке. С помощью машины один взрослый рабочий или подросток печатал в час столько же четырёхцветного ситца, сколько раньше, при ручном труде, 200 взрослых рабочих. В XVIII веке при мануфактурном разделении труда рабочий приготовлял в день 4 800 иголок; в XIX веке один рабочий, работая одновременно на 4 машинах, выпускал до 600 000 иголок в день.

При капиталистическом способе производства все выгоды от применения машин присваиваются собственниками этих машин — капиталистами, прибыли которых растут.

Фабрика представляет собой высшую форму капиталистической кооперации. Капиталистическая кооперация, как совместный труд, совершаемый в сравнительно крупном масштабе, вызывает необходимость в особой функции управления, надзора, согласования отдельных работ. На капиталистическом предприятии функция управления осуществляется капиталистом и имеет специфические черты, выступая одновременно как функция эксплуатации наёмных рабочих капиталом. Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием, наоборот, он становится руководителем предприятия потому, что он капиталист.

Уже при капиталистической простой кооперации капиталист освобождает себя от физического труда. С увеличением масштабов кооперации труда он освобождает себя и от функции непосредственного и постоянного надзора за рабочими. Эти функции передаются особой категорий наёмных работников — управляющим, мастерам, которые командуют на предприятии от имени капиталиста. По своему характеру капиталистическое управление является деспотическим.

С переходом к фабрике завершается создание капиталом особой, капиталистической дисциплины труда. Капиталистическая дисциплина труда есть дисциплина голода. Рабочий находится здесь постоянно под угрозой увольнения с фабрики, под страхом очутиться в рядах безработных. Капиталистической фабрике свойственна казарменная дисциплина. Рабочих наказывают денежными штрафами и вычетами из заработной платы.

Машина сама по себе является могучим средством облегчения труда и повышения его производительности. Но при капитализме машина служит средством усиления эксплуатации наёмного труда.

С самого начала своего применения машина становится конкурентом рабочего. Капиталистическое применение машин прежде всего лишает средств существования десятки и сотни тысяч работников ручного труда, которые становятся излишними. Так, с широким внедрением паровых ткацких станков 800 тысяч английских ткачей были выброшены на улицу. Миллионы ткачей Индии были обречены на голод и смерть, так как индийские ткани ручного производства не выдерживали конкуренции английских тканей машинного производства. В результате роста применения машин и их совершенствования всё больше наёмных рабочих вытесняется машинами, выбрасывается с капиталистической фабрики на улицу, пополняя растущую армию безработных.

Читайте также:  Автомобили форд с двойной кабиной

Машина упрощает процесс производства, делает излишним применение большой мускульной силы работника. Поэтому с переходом к машинной технике капитал широко вовлекает в производство женщин и детей. Капиталист заставляет их работать в тяжёлых условиях, за нищенскую плату. Это влечёт за собой высокую детскую смертность в рабочих семьях, физическое и моральное калечение женщин и детей.

Машина открывает широкие возможности уменьшения рабочего времени, необходимого для производства товара, и тем самым создаёт условия для сокращения рабочего дня. Между тем капиталистическое применение машин ведёт к удлинению рабочего дня. В погоне за наживой капиталист стремится наиболее полно использовать машину. Во–первых, чем продолжительнее полезное действие машины в течение рабочего дня, тем скорее она окупает себя. Во–вторых, чем длиннее рабочий день и полнее использование машины, тем меньше опасности, что она технически устареет и что другие капиталисты успеют ввести у себя лучшие или менее дорогие машины, в силу чего окажутся в более выгодных условиях производства. Поэтому капиталист стремится максимально удлинить рабочий день.

В руках капиталиста машина используется для того, чтобы выжать из рабочего больше труда в течение данного времени. Чрезмерная интенсивность труда, теснота фабричных помещений, недостаток воздуха и света, отсутствие необходимых мер по охране труда ведут к массовым профессиональным заболеваниям рабочих, к подрыву их здоровья и сокращению жизни.

Машинная техника открывает широкое поле для использования науки в процессе производства, для придания труду более осмысленного, творческого характера. Но капиталистическое применение машин ведёт к тому, что рабочий превращается в придаток к машине. На долю рабочих остаётся лишь однообразный, изнуряющий физический труд. Умственный труд становится привилегией специальных работников: инженеров, техников, учёных. Наука отделяется от труда и служит капиталу. При капитализме всё более углубляется противоположность между физическим и умственным трудом.

Машина знаменует собой усиление власти человека над силами природы. Повышая производительность труда, машина увеличивает богатство общества. Но это богатство достаётся капиталистам, а положение рабочего, класса — главной производительной силы общества — всё более ухудшается.

Маркс в «Капитале» доказал, что не машины сами по себе являются врагом рабочего класса, а капиталистический строй, при котором они применяются. Он писал, что «машина сама по себе сокращает рабочее время, между тем как ее капиталистическое применение удлиняет рабочий день… сама по себе она облегчает труд, капиталистическое же ее применение повышает его интенсивность… сама по себе она знаменует победу человека над силами природы, капиталистическое же ее применение порабощает человека силами природы… сама по себе она увеличивает богатство производителя, в капиталистическом же применении превращает его в паупера»[30].

С самого возникновения капиталистических отношений начинается классовая борьба между наёмными рабочими и капиталистами. Она ведётся в течение всего мануфактурного периода, а с переходом к машинному производству приобретает широкий размах и небывалую остроту.

Первым выражением протеста незрелого рабочего движения против пагубных последствий капиталистического применения машинной техники были попытки уничтожить машины. Изобретённая в 1758 г. первая стригальная машина была сожжена рабочими, которые с введением этой машины остались без работы. В начале XIX века в промышленных округах Англии развернулось широкое движение «разрушителей машин», направленное прежде всего против парового ткацкого станка. Рабочему классу понадобились известное время и опыт для осознания того, что его угнетение и нищета происходят не от самих машин, а от их капиталистического применения.

Читайте также:  Разбить автомобиль уголовное ли это дело

Капиталисты широко использовали машину как мощное орудие для подавления периодических возмущений рабочих, стачек и т. д., направленных против самодержавия капитала. После 1830 г. значительное количество изобретений в Англии было вызвано к жизни непосредственно интересами классовой борьбы капиталистов против рабочих, стремлением капиталистов путём сокращения числа занятых рабочих и применения менее квалифицированного труда сломить сопротивление рабочих гнёту капитала.

Так капиталистическое применение машин вызывает ухудшение положения рабочих, обострение классовых противоречий между трудом и капиталом.

Источник статьи: http://bzbook.ru/Politicheskaya-ekonomiya.57.html

Архангельской области

Профессиограмма

Водитель

Водитель

Автомобильный парк нашей страны огромен. Множество автомобилей используются в различных отраслях народного хозяйства — автобусы многих типов и марок, самосвалы, автокраны, холодильники и др. Кроме непосредственного управления автомобилем водитель устраняет возникшие в пути мелкие неисправности, контролирует, например, соблюдение пассажирами правил проезда, посадки и высадки или правильность крепления груза в кузове.

Водитель должен владеть навыками управления машиной в разных условиях и знать правила дорожного движения, способы определения и устранения неисправностей, правила технического обслуживания, устройство автомобиля. Можно научиться управлять автомашиной, но стать хорошим водителем может не каждый. Здесь важную роль играет оперативное мышление, способность в кратчайшее время оценить дорожную ситуацию и принять наиболее выгодное решение. Важно сохранять бдительность (не засыпать) в однообразной дорожной обстановке.

Водитель должен быть предусмотрительным, наблюдательным и вдумчивым (видеть не только то, что происходит на дороге, но и то, что вот-вот может произойти, судя по поведению участников движения).

Профессия водителя предъявляет определенные требования и к физической подготовке, состоянию здоровья.

Профессию можно приобрести в профтехучилище, автошколе ДОСААФ, продолжить образование — в техникумах и вузах по специальностям автотранспорта. Машинист автопогрузчика, машинист автокрана техник-эксплуатационник автотранспорта, инженер дорожного движения — близкие профессии.

Водитель автомобиля (категории «В», «С»)

Общая характеристика профессии

Управляет транспортными средствами, различного назначения, перевозит грузы и людей. Перед выездом из гаража проверяет исправность механизмов машины. В случае появления посторонних шумов во время рейсов должен установить причину появления неисправности и устранить ее. Водитель выполняет работы ежедневного технического обслуживания машины: мойка, заправка топливом и маслом, смазка, осмотр и т.д.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Хорошая физическая подготовка и выносливость, хороший глазомер, слух, хорошая реакция на движущиеся объекты. Должен обладать большим объемом внимания, высокой способностью к концентрации и распределению внимания, развитым наглядно-образным мышлением, пространственным воображением. Высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность, ответственность.

Работа не рекомендуется людям, страдающим нервно-психическими заболеваниями, заболеваниями позвоночника, язвенной болезнью, дальтонизмом, эпилепсией, имеющим монокулярное зрение и нарушения вестибулярного аппа­рата

Требования к профессиональной подготовке

Хорошая подготовка по математике, физике, черчению и географии в пределах школьной программы. Должен знать правила дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию. Должен обладать достаточно высокой техникой вождения автомобиля.

Слесарь по ремонту автомобилей, бульдозерист, водитель пассажирского транспорта, комбайнер, тракторист.

Водитель грузовых машин

Общая характеристика профессии

Управляет транспортными средствами, предназначенными для перевозки грузов, а при соблюдении определенных условий — людей. Контролирует правильность погрузки и закрепления груза в соответствии с правилами дорожного движения и техническими характеристиками автомобиля.

Перед выездом из гаража проверяет наличие топлива, масла, воды, исправность механизмов машины и системы электрооборудования. Во время рейсов наблюдает за показаниями приборов, следит за работой всех агрегатов. В случае появления посторонних шумов должен остановить автомобиль, установить причину появления неисправности и устранить ее.

Читайте также:  Пульт от автомобиля фольксваген

По возвращению в гараж водитель выполняет работы ежедневного технического обслуживания (мойку, заправку топливом и маслом, смазку, осмотр и т.д.). Работа преимущественно для мужчин, сменная, с возможными командировками, в составе бригады или индивидуальная. К неблагоприятным факторам относятся повышенный шум, вынужденная рабочая поза, загазованность воздушной среды.

Требования профессии к индивидуальным особенностям специалиста

Хорошая физическая подготовка и выносливым, хороший глазомер, слух, хорошая реакция на движущиеся объекты. Должен обладать большим объемом внимания, высокой способностью к концентрации и распределению внимания, развитым наглядно-образным мышлением, пространственным воображением.

Необходимы высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность.

Работа не рекомендуется людям, страдающим нервно-психическими заболеваниями, заболеваниями позвоночника, язвенной болезнью, дальтонизмом, эпилепсией, имеющим монокулярное зрение и нарушения вестибулярного аппарата.

Требования к профессиональной подготовке

Хорошая подготовка по математике, физике, черчению и географии в пределах школьной программы. Должен знать правила дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию. Должен обладать достаточно высокой техникой вождения автомобиля, уметь проводить работу по техническому обслуживанию и ремонту.

Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Возможно создание малых предприятий по перевозке грузов и оказанию других транспортных услуг частным лицам и организациям, осуществление на собственной или арендованной машине транспортных перевозок в частном порядке, в качестве как самостоятельного юридического лица.

Пути получения профессии

Курсы, учебные комбинаты и центры.

Автослесарь, бульдозерист, водитель пассажирского транспорта, комбайнер, тракторист.

Водитель погрузчика

Работает в системах «человек-техник» (обслуживание и управление техническим устройством) и «человек-знак» (ориентация в ходе выполнения работ на дорожные знаки, железнодорожные сигналы при движении по пристанционным путям). Обслуживает аккумуляторные, тракторные погрузчики, вагонопогрузчики или вагоноразгрузчики.

Управляя грузозахватывающими механизмами, выполняет погрузочно-разгрузочные работы. Производит техническое обслуживание погрузчика и текущий ремонт его механизмов. Работает индивидуально. Для деятельности характерны немногочисленные контакты с коллегами по работе. Профессия имеет 2–6 разряды. Пути получения профессии Производственные курсовые комбинаты.

Орудия и средства труда

Использует ручные инструменты (при выполнении ремонтных работ) и механическое оборудование (погрузчик).

Работает на открытом воздухе, в различных погодных и климатических условиях. Характерна фиксированная рабочая поза («сидя»). К неблагоприятным факторам относятся вибрация, запыленность воздуха и его загазованность парами бензина.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Хорошая зрительно-моторная координация (на уровне движений всего тела), точный линейный и объемный глазомер, гибкое распределение внимания.

Работа противопоказана людям с заболеваниями:

  • органов дыхания (бронхиальная астма и др.);
  • сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.);
  • опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм и др.);
  • нервной системы (менингит, опухоли и др.);
  • органов зрения (катаракта и др.);
  • кожи с локализацией на кистях рук (дерматиты, экзема и др.).

Требования к профессиональной подготовке

  • Знания правил дорожного движения, движения по территории предприятия и пристанционным путям; устройство и правила эксплуатации погрузчика;
  • технику безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
  • способы погрузки и выгрузки грузов на всех видах обслуживаемого транспорта;
  • правила подъема, укладки, перемещения разных видов груза.
  • управлять погрузчиком и его грузозахватывающими механизмами;
  • производить погрузочно-разгрузочные работы на всех видах транспорта в соответствии с Правилами техники безопасности;
  • осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт погрузчика.

Водитель автомобильного крана, водитель грузового автомобиля, водитель электро- и автотележки, машинист экскаватора, слесарь по ремонту погрузчиков (автокранов, грузовых автомобилей).

Все права защищены. Любое копирование собственных материалов сайта разрешено с обязательным использованием ссылки на ресурс.

Источник статьи: http://arhzan.ru/professiograms/detail/d2d4bacd-5e10-4e02-9936-72a3503d777c

Adblock
detector