Как антидепрессанты влияют на водителя
Давно известно, что не все лекарства одинаково полезны. Существует ряд противопоказаний и исключений, таких как невосприимчивость организма, аллергия, сонливость, беременность и необходимость садиться за руль после приема лекарств. Особенно осторожно необходимо вести себя при приеме антидепрессантов за рулем. Как бы грустно это ни звучало, но ученые доказали, как антидепрессанты влияют на водителя после их приема, и выводы неутешительные. Антидепрессанты могут помочь вам справиться с нервами, депрессией, плохим настроением и сном, – это бесспорно. Но если начинаете принимать их, отправляйтесь на прогулку, а не садись в авто.
Что вы знаете об антидепрессантах.
Прежде чем начать беседу о вреде антидепрессантов, необходимо понять, что это такое и как они действуют. Антидепрессантами называют лекарственные средства психотропного воздействия на организм. Необходимы эти средства для лечения депрессии:
1. Уменьшения вялости человека;
2. Отторжения апатии;
3. Избавления от тревоги;
4. Снятия напряжения;
5. Поднятия настроения;
6. Прощания с тоской;
7. Улучшения эмоциональной положительной активности;
8. Оздоровления сна;
9. Нормализации здорового аппетита.
Как вы можете заметить, антидепрессанты могут помочь во многих случаях, сделать вашу жизнь и деятельность более активной и позитивной. Антидепрессанты нацелены в первую очередь на сохранение моноаминов в организме, без которых человек начинает ощущать депрессивное состояние. Лекарства же блокируют распад полезных для психологического и эмоционального здоровья элементов. Однако не все так легко и благополучно: есть такой симптом, как антидепрессивный порог, который нельзя точно назвать (т.к. организм каждого человека уникален) и потому на вас действие антидепрессантов может подействовать только за счет побочных эффектов.
Как антидепрессанты влияют на водителя.
Как бы вам ни казалось безопасным принимать антидепрессанты «на дорожку» этого делать не стоит. Давно доказано отличными специалистами, как негативно антидепрессанты влияют на водителя за рулем. Вся беда в том, что антидепрессанты влияют на водителя только с отрицательной стороны: они сильно увеличивают вероятность участия в аварии. Учитывая, что антидепрессанты – сильные психотропные средства, они активно действуют на мозг водителя, тормозят его реакцию и действия, нарушают общий контроль над дорогой и ситуацией вокруг авто. Особенно вредно принимать такие средства, которые борются с бессонницей, т.к. они изначально нацелены на снятие напряжение организма, снижение внимание и желание спать. Если вам не удалось избежать вождения автомобиля после приема таких, да и любых иных антидепрессантов, вам необходимо самостоятельно попытаться восстановить свое внимание, пока не доберетесь до дома. Чем внимательнее вы будете, тем выше возможность избежать ДТП. Риск попасть в ДТП увеличивается после приема антидепрессантов примерно на 70 процентов, и это касается как человека, который впервые или одноразово употребил лекарство, так и проходит антидепрессивный курс. Советую вовсе отказаться от вождения после приема сильных психотропных лекарств.
Как правильно принимать антидепрессанты.
Если нет возможности избавиться от депрессии самостоятельно, и вы обращаетесь к врачу за помощью, который в свою очередь назначает вам те или иные антидепрессанты, знайте о некоторых правилах приема таких лекарственных средств:
1. Всегда перед приемом антидепрессантов прочитайте инструкцию по применению лекарств. В тех инструкциях, где четко оговаривается предупреждение о нежелательность управлять транспортом после приема лекарства, не шутят. Если есть такая оговорка, всегда следуйте ей. Хотя есть сильные средства, которые при этом в аннотациях не оговаривают нежелательность нахождения за рулем.
2. Есть препараты, у которых в инструкции по применению написано, что при хорошей переносимости препарата можно управлять транспортным средством. Нельзя полагаться на это «предупреждение», т.к. это только рекламный ход для клиентов, которые не могут жить без автомобиля. На самом же деле вы можете не адекватно оценить свое состояние после приема антидепрессанта и спровоцировать ДТП на дороге.
3. Внимательно прочитайте, что за антидепрессанты вам прописаны. Узнать подробнее о них до покупки можно при консультации с фармацевтом либо с помощью интернета. Дело в том, что есть ряд групп лекарственных средств, при приеме которых не стоит садиться за руль: антидепрессанты, снотворное, нейролептики, транквилизаторы и седативные препараты.
Во многом возможность провокации или участия в ДТП объясняется тем, что водитель после приема антидепрессантов может чувствовать себя активно и уверенно, при этом его реальное состояние будет заторможено действием лекарств, что повлечен и к нарушению координации.
Источник статьи: http://kakznatok.ru/avtomobil/kak-antidepressanty-vliyayut-na-voditelya/
Господа юристы, я совсем запутался. Я уже у вас спрашивал разрешены ли антидепрессанты и (или)
транквилизаторы при употреблении за рулем. И получил несколько совершенно противоречащих друг другу ответов. Один ответ говорит да-разрешены, другой-нет, не разрешены и при обнаружении в биосредах (кровь, моча, слюна) на медобследовании на состояние опьянения последует затем лишение прав за употребление психотропных препаратов. Ответьте же пожалуйста окончательно, лишают ли прав за психотропные препараты или нет? С уважением, Андрей.
Андрей! Прав лишают ТОЛЬКО за управление транспортом в состоянии НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ, то есть за применение НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. Антидепрессанты и транквилизаторы, выписанные и рекомендованные врачом., НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НЕ СОДЕРЖАТ. Если Вы приобрели такие ПРЕПАРАТЫ ПОДПОЛЬНО, минуя ВРАЧЕЙ и АПТЕКУ, то они могут содержать НАРКОТИКИ. Удачи на дорогах.
Андрей, здравствуйте! Хочу извиниться перед Вами за то, что оказалась одной из тех, кто ответил Вам неправильно, точнее, вообще не по существу вопроса. Я думала, что Вы недовольны выписанным лекарством, так как оно сказывается на Вас при вождении автомобилем, поэтому и рекомендовала сменить препарат. Невнимательно прочитала вопрос.
А если Вы спрашиваете о том, есть ли ответственность за то, что Вы управляете автомобилем, принимая выписанные врачом антидепрессанты, то ответственности такой нет, Галина Владимировна Вам правильно ответила.
Еще раз прошу прощения.
Лишение прав может последовать за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Зачастую медики выносят заключения об установлении факта опьянения в результате употребления неустановленного наркотического вещества, а мировые судьи «тупо» признают такие заключения надлежащими доказательствами и лишают «употребление» прав управления транспортным средством. Наглотавшись антидепрессантов и (или) транквилизаторов, человек может прийти в состояние, которое имеет все признаки опьянения и будет представлять опасность для других участников дорожного движения. Поэтому и не рекомендуется употреблять подобные средства, поскольку они оказывают на организм человека воздействие, влекущее признаки (например, заторможенное состояние и др.) опьянения (за исключением запаха) Пойди потом докажи, почему ты не способен управлять машиной, имея все признаки опьянения. Если честно, я таких случаев в судебной практике не видел.
Коллеги! Мы все опять даем Андрею разные ответы.
Андрей! Полностью согласна с уважаемым господином Водолазки Игорем Анатольевичем. Если у Вас есть какие-то сомнения, лучше всего за руль не садиться. Доказать свою невиновность в суде будет очень трудно.
Это же сколько нужно выпить несчастного феназепама, чтобы экспертиза показала состояние наркотического опьянения?!
На мой взгляд, если Вы не чувствуете себя сонным и усталым, выпивая одну таблетку на ночь (не знаю, сколько их назначают, но уж не двадцать в сутки, это точно), то экспертиза вряд ли что-то может показать.
Хотя, наверное, лекарство, которое принимается постоянно, накапливается в организме. Все-таки, нужно посоветоваться с врачом.
Бывает такое. Например родительских.
Могут, сроки наказаний просто сложатся!
Удачи, Колодок В.В.
Да, поскольку сначала будет течь срок одного наказания, а только после его окончания начнётся течение срока второго.
Статья 12.8 КоАП РФ Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения.
Штраф в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Штраф в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами.
Административный арест на срок от 10 до 15 суток или штраф на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере 30000 рублей.
4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи.
Штраф в размере 50000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 3 года.
Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/591055/
Антидепрессант при вождении автомобиля
По данным метаанализов, современные АД обнаруживают определенные различия по структуре побочных эффектов, что необходимо учитывать в индивидуальных назначениях, особенно если имеются сведения о нежелательных явлениях, развивавшихся у пациента в процессе тимоаналептической терапии ранее [1, 2] . Например, среди селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) флуоксетин считается лидером по частоте гастроинтестинальных расстройств, флувоксамин – по частоте тошноты, пароксетин – потливости и седации, сертралин – диареи. При этом частота тошноты и рвоты при приеме дулоксетина и венлафаксина (СИОЗС и норадреналина – СИОЗСН) выше, чем у препаратов группы СИОЗС. При приеме миртазапина и пароксетина отмечается значительная прибавка массы тела, а миртазапина и тразодона – выраженная седация.
Согласно рекомендациям S.Kennedy и соавт. «Canadian Network for Mood and Anxiety Treatments» [3] по фармакологическому ведению пациентов с большим депрессивным расстройством, прием АД должен длиться 6–9 мес после достижения симптоматической ремиссии, а при повышенном риске рецидива – 2 года и более. Имеются данные, подтверждающие это положение [см. 4-6] . При резком прекращении приема АД до 40% пациентов могут испытывать симптомы отмены (бессонница, тошнота, потеря равновесия, сенсорные расстройства, повышенная возбудимость и др.) [7] .
Приоритетными при выборе препарата становятся минимальная выраженность поведенческой токсичности и спектр побочных действий. Особое значение в этом случае приобретают индивидуальная чувствительность и исходное отношение больного к антидепрессанту и психофармакотерапии в целом. В качестве препаратов выбора выступают АД различной структуры, сочетающие мягкий тимоаналептический эффект с хорошей переносимостью [9] .
Хорошая переносимость АД терапии с минимизацией явлений поведенческой токсичности актуальна для обеспечения активного социального функционирования пациентов, что в современном обществе часто связано с необходимостью вождения автомобиля. АД с выраженным седативным компонентом действия могут замедлять время реакции и ухудшать внимание, тем самым негативно влияя на способность к управлению транспортным средством.
Метаанализ от 2017 г., включивший данные исследований 1995–2015 гг., показал 40% повышение риска аварии и более чем трехкратное повышение риска попасть в аварию со смертельным исходом у водителей, принимавших АД [11] . Доступные зарубежные обзоры выделяют и дополнительные факторы, повышающие риск аварий на фоне терапии АД.
Трициклические антидепрессанты (ТЦА), к которым относятся амитриптилин, имипрамин, а также активные метаболиты нортриптилин, дезипрамин и доксепин, повышают вероятность аварии в среднем на 41% [12] . Механизмы, определяющие этот риск, связаны не только с седацией, в разной степени характерной для всех ТЦА, но и с антихолинергическим действием, влияющим на зрение, и риском ортостатической гипотензии.
K.Iwamoto и соавт. выявили прямую корреляцию между уровнем амитриптилина в плазме и способностью совершения маневров (через 4 ч после приема 25 мг) [13] .
A.Brunnauer и соавт. показали, что только 10% пациентов, получающих ТЦА, способны сдать тест на вождение (Global Driving Ability Test), в то время как среди пациентов, принимающих миртазапин, эта цифра выше, хотя и не превышает 50% [14] .
В норвежском исследовании J.Bramness и соавт. сравнили 2 группы пациентов: получавших седативные (ТЦА и миртазапин) и неседативные АД. Установлено, что в 1-й группе риск ДТП был на 40% выше [15] .
Пожилой возраст и использование более высоких доз значимо увеличивают риск аварии на фоне терапии амитриптилином. Применение 125 мг амитриптилина у пожилых повышает риск аварии на 220–230% 16 .
Фактически даже использование субтерапевтических доз ТЦА, недостаточных для адекватной терапии депрессии, ухудшает психомоторные функции и визуальное восприятие, что позволяет отнести ТЦА к последней линии терапии депрессии у водителей при наличии альтернативы [14] .
СИОЗС и другие современные АД продемонстрировали преимущество по сравнению с ТЦА в отношении влияния на избирательность внимания [14] , и, казалось бы, проблема выбора должна быть решена. Однако в обзорах, посвященных влиянию современных АД на способность к вождению, было отмечено, что данные носят «неясный и противоречивый» характер. Возможно, это обусловлено неоднородностью группы препаратов, включенных в исследования. Так, M.Wingen и соавт. сообщили об ухудшении маневрирования транспортным средством в тесте SDLP (Standard Deviation Lateral Position) при использовании как СИОЗС, так и СИОЗСН, но не рассматривая каждый препарат в отдельности [18] .
Серьезные различия имеются между плацебо-контролируемыми исследованиями, проведенными в «стерильных» условиях научного эксперимента, и наблюдательными исследованиями из реальной жизни. Например, двойное слепое плацебо-контролируемое исследование 1998 г. показало отсутствие влияния венлафаксина на тест SDLP [19] , а данные натуралистических наблюдений A.LeRoy и cоавт. зафиксировали увеличение риска аварий на фоне приема венлафаксина (78%). Аналогичные данные были получены для дулоксетина (78%) и еще в большей степени – для тразодона и нефазадона (90%) [12] . Подобные риски были обнаружены и в объемном наблюдательном исследовании J.Bramness и соавт. [15] .
Для понимания значимости риска аварии, связанного с АД терапией, некоторые авторы приводят эквивалентные риски, связанные с уровнем алкоголя в крови, среди них результаты 5-летнего когортного наблюдения за 409 171 взрослым жителем штата Вашингтон. Различные седативные препараты, в том числе и антидепрессант тразодон, принимали 5,8% пациентов (табл. 1) [20] .
Пик риска аварий отмечен на 4–8-м месяце терапии, что вступает в противоречие с мнением о возможности полной адаптации к АД спустя 1–2 недели терапии [21] и с мнением, что риск связан исключительно с симптомами депрессии, которая сама по себе может влиять на скорость психомоторных реакций и почти удваивает вероятность ДТП [11] .
В целом к факторам, доказано повышающим риск аварий у водителей, принимающих АД, относятся:
- пожилой возраст;
- 1-я неделя терапии;
- резкое повышение дозировки;
- более высокая степень тяжести депрессии;
- взаимодействие по системе цитохрома при одновременном применении других препаратов, обладающих угнетающим действием на ЦНС [22] .
Подтверждение негативного влияния комбинированной терапии современными АД с другим препаратами на способность к управлению автомобилем было получено в исследовании C.Des las Cuevas и соавт. При сочетании СИОЗС или СИОЗСН и других препаратов, влияющих на ЦНС, подавляющее большинство пациентов (80%) не смогли пройти электронные тесты, необходимые для получения водительских прав в Испании [23] .
Повышать риски, связанные с вождением автомобиля, могут следующие группы психотропных препаратов [21] :
- Барбитураты – повышают риски в 7,5 раза.
- Бензодиазепины (БЗД) удваивают риск аварий.
- Антипсихотики II поколения повышают риски на 120%.
- Небензодиазепиновые гипнотики: суммарно золпидем, залеплон, эсзопиклон повышали риск на 48%. Причем в группе, принимавшей золпидем, риск увеличивался более чем в два раза по сравнению с контрольной группой [20] .
- Антипаркинсонические средства вызывают внезапные «сонные атаки» почти у каждого третьего пациента [23] .
Риски сочетания АД и указанных групп могут заключаться не только в наложении седативных эффектов, но и в значительном повышении концентрации веществ при совпадении в пути выведения по ферменту в системе цитохрома. Многие АД из групп СИОЗС и СИОЗСН являются мощными ингибиторами системы цитохрома P450 и могут значительно повышать концентрацию препаратов из группы риска для водителей (табл. 2). Например, флуоксетин и флувоксамин замедляют выведение триазоловых БЗД (триазолам, алпрозалам, мидозалам), т.е. повышая их концентрацию и, соответственно, выраженность побочных эффектов (ухудшение внимания и реакции, седация, головокружение и др.) [11] .
АД могут повышать концентрацию препаратов соматической терапии, увеличивающих риски для водителей: для мышечных миорелаксантов – +209%, для инсулина – в 1,8 раза, для метформина и препаратов сульфонил мочевины – в 1,5 раза (риски, связанные с развитием гипогликемических состояний). Выявлены риски у седативных антигистаминных препаратов (в том числе комплексные противопростудные средства), антиспастических, гастроинтестинальных и противорвотных средств с антихолинергическим (атропиноподобным) действием (см. табл. 2) [24] .
Следует отметить, что субстраты конкурируют за выведение через фермент и возрастают уровни обоих препаратов, тогда как ингибиторы повышают концентрации других препаратов, выводящихся этим ферментом. Например, комбинация флувоксамина и агомелатина (нерекомендованная) может увеличивать концентрацию агомелатина в 12–412 раз в зависимости от врожденной активности ферментной системы CYP1A2 [25] .
АД из всех групп способны потенцировать действие алкоголя, что может проявляться в передозировке, сонливости или головокружении [11] .
Исходя из представленных данных хорошей альтернативой для лечения депрессии у лиц, управляющих автомобилем, может стать милнаципран (Иксел). Иксел не взаимодействует с мускариновыми, гистаминовыми и a1-адренорецепторами, селективно действуя только на серотониновые и норадреналиновые транспортеры. В своем классе (СИОЗСН) в терапевтической дозе препарат обладает наиболее норадренергическим действием. Как известно, именно дефицит норадреналина при депрессии снижает способность к концентрации внимания.
В плацебо-контролируемом исследовании было продемонстрировано, что милнаципран достоверно (p [27] . В двойном слепом плацебо-контролируемом перекрестном исследовании, как в лабораторных тестах, так и в реальной дорожной ситуации, милнаципран (50 мг 2 раза в день) достоверно не ухудшал способности к вождению. Препарат не потенцировал, а в некоторых тестах ослаблял действие низких доз алкоголя (табл. 3) [28] .
Милнаципран выделяется среди других АД отсутствием взаимодействия с системой цитохрома. Согласно инструкции «даже в концентрациях, в 25 раз превышающих среднетерапевтические, не влияет на систему микросомального окисления в гепатоцитах. в силу чего не следует ожидать взаимодействия с индукторами и ингибиторами микросомального окисления».
К критериям выбора антидепрессанта для водителей можно отнести следующие параметры:
- АД не должен вызывать седацию или миорелаксацию, обладать холинергическим или антигистаминным действием, угнетать ЦНС (в том числе у пожилых пациентов), желательно избежать потенцирование действия алкоголя;
- АД должен иметь понятный механизм улучшения когнитивных функций, в первую очередь способности к активации психомоторных реакций и внимания, сниженных в результате депрессии;
- АД должен обладать низким потенциалом лекарственных интеракций, в идеале – характеризоваться отсутствием метаболизма в системе цитохрома, поскольку невозможно исключить необходимость комбинированной терапии в процессе длительного лечения депрессий.
1. Brambilla P, Cipriani A, Hotopf M, Barbui C. Side-effect profile of fluoxetine in comparison with other SSRIs, tricyclic and newer antidepressants: a meta-analysis of clinical trial data. Pharmacopsychiatry 2005; 38 (2): 69–77. 2. Gartlehner G, Hansen RA, Morgan LC et al. Second-generation antidepressants in the pharmacologic treatment of adult depression: an update of the 2007 comparative effectiveness review. Rockville (MD). Agency for Healthcare Research and Quality (US) 2011; 12-EHC012-EF. 3. CANMAT 2016 Clinical Guidelines for the Management of Adults with Major Depressive Disorder: Section 3. Pharmacological Treatments. Can J Psychiat 2016; 61 (9): 540–60. 4. Sim K, Lau WK, Sim J et al. Prevention of relapse and recurrence in adults with major depressive disorder: systematic review and meta-analyses of controlled trials. Int J Neuropsychopharmacol 2015; 19 (2): pyv076. 5. Borges S, Chen YF, Laughren TP et al. Review of maintenance trials for major depressive disorder: a 25-year perspective from the US Food and Drug Administration. J Clin Psychiatry 2014; 75: 205–14. 6. Trivedi MH, Dunner DL, Kornstein SG et al. Psychosocial outcomes in patients with recurrent major depressive disorder during 2 years of maintenance treatment with venlafaxine extended release. J Affect Disord 2010; 126: 420–9. 7. Fava GA, Gatti A, Belaise C et al. Withdrawal symptoms after selective serotonin reuptake inhibitor discontinuation: a systematic review. Psychother Psychosom 2015; 84: 72–81. 8. Renoir T. Selective serotonin reuptake inhibitor antidepressant treatment discontinuation syndrome: a review of the clinical evidence and the possible mechanisms involved. Front Pharmacol 2013; 4: 45. 9. Романов Д.В. Алгоритмы дифференцированной терапии депрессий с применением современных антидепрессантов. Психиатрия и психофармакотерапия. 2012; 14 (2): 56–60. 10. IMS http://www.ims-retail.ru 11. Hill LL, Lauzon VL, Winbrock EL et al. Depression, antidepressants and driving safety. Inj Epidemiol 2017; 4 (1): 10. DOI: 10.1186/s40621-017-0107-x 12. LeRoy AA, Morse ML. Department of Transportation. HS 810 858. Multiple medications and vehicle crashes: analysis of databases. 2008. 13. Iwamoto K, Takahashi M, Nakamura Y et al. The effects of acute treatment with paroxetine, amitriptyline, and placebo on driving performance and cognitive function in healthy Japanese subjects: a double-blind crossover trial. Hum Psychopharmacol Clin Exp 2008; 23: 399–407. 14. Brunnauer A, Laux G, Geiger E et al. Antidepressants and driving ability: results from a clinical study. J Clin Psychiatry 2006; 67: 1776–81. [PubMed: 17196059] 15. Bramness JG, Skurtveit S, Neutel CI et al. Minor increase risk of road traffic accident after prescriptions of antidepressants: a study of population registry data in Norway. J Clin Psychiatry 2008; 69: 1099–103. 16. Ray WA, Fought RL, Decker MD. Psychoactive drugs and the risk of injurious motor vehicle crashes in elderly drivers. Am J Epidemiol 1992; 136: 873–83. [PubMed: 1442753] 17. Leveille SG, Buchner DM, Koepsell TD et al. Psychactive medications and injurious motor vehicle collisions involving older drivers. Epidemiology 1994; 5: 591–8. [PubMed: 7841240] 18. Wingen M, Ramaekers J, Schmitt J. Driving impairment in depressed patients receiving long-termantidepressant treatment. Psychopharmacology 2006; 188: 84–91. [PubMed: 16865389] 19. O’Hanlon JF, Robbe HW, Vermeeren A et al. Venlafaxine’s effects onhealthy volunteers’ driving, psychomotor, and vigilance performance during 15-day fixed and incremental dosing regimens. J Clin Psychopharmacol 1998; 18: 212–21. [PubMed: 9617980] 20. Hansen R, Boudreau D, Grossman D et al. Sedative Hypnotic Medication Use and the risk of Motor Vehicle Crash. Am J Pub Health 2015; 105 (8). 21. Hetland A, Carr D Ann Pharmacother. Medications and Impaired Driving. Rev Liter 2014; 48 (4): 494–506. 22. Sansone R, Sansone L. Driving on antidepressants: cruising for a crush? Psychiatry (Edgemont) 2009; 7 (9): 13–6. 23. Des las Cuevas C, Sanz EJ. Fitness to drive of psychiatric patients. Prim Care Companion 2008; 10: 384–90. 24. Indiana University Department of Medicine Clinical Pharmacology P450 Drug Interactions «Clinically Relevant». 25. SnPc agomelatine, EMA 2008. 26. Nutt DJ Relationship of neurotransmitter to the symptoms of major depressive disorder. J Clin Psychiatry 2008; 69 (Suppl. E1): 4–7. 27. Hindmarch I, Rigney U, Stanley N, Briley M. Pharmacodynamics of milnacipran in young and elderly volunteers. Br J Clin Pharmacol 2000; 49 (2): 118–25. 28. Richet F, Marais J, Serre C, Panconi E. Effects of milnacipran on driving vigilance Int J Psychiatry Clin Pract 2004; 8 (2): 109–15.
Источник: Петрова Н.Н., Маркин А.В. Антидепрессивная терапия и социальное функционирование: выбор антидепрессанта для водителей. Психиатрия и психофармакотерапия. 2018; 20 (1): 27–31.
Внимание! Информация на сайте не является публичной офертой. Обращаем Ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Михаил Балкарей © копирование материалов только с согласия автора
® Leonid Bondarenko
Источник статьи: http://balkarey.ru/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9.html